Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановление Совета Народных Комиссаров




523.Положение о комитете по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. На комитете по стандартизации при Совете Труда и Обороны возглавляется:

· Общее руководство работами ведомств Союза ССР по установлению стандартных форм, размеров, типов, спецификаций и технических условий (промышленных и торговых стандартов) на различные материалы и изделия;

· Утверждение и распубликовывание как обязательных, так и рекомендуемых стандартов.

2. Предварительное согласование и рассмотрение работ по стандартизации, и наблюдение за исполнением постановлений комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны производится центральным бюро по стандартизации при Народном Комиссариате Рабоче – Крестьянской Инспекции Союза ССР, выполняющим все функции секретариата комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

3. Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны устанавливает связь с иностранными организациями по стандартизации, а также принимает участие в союзных и международных съезда, конференциях и совещаниях по вопросам стандартизации.

4. В состав комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны входят: председатель, его заместитель, ответственный секретарь, шесть членов от союзных республик, по одному от каждой, три – от высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР, по два – от Народных Комиссаров Путей сообщения, Внешней Торговли Союза ССР, по одному – от Народных Комиссариатов, Рабоче – Крестьянской Инспекции, по Военным и Морским Делам, Почт и телеграфов, Труда и финансов ССР; по одному – от Государственной Плановой Комиссии Союза ССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов и Центрального Союза Потребительских Обществ; один представитель от народных комиссариатов земледелия союзных республик; один от сельскохозяйственной кооперации и один от ассоциаций инженеров союзных республик, по соглашению между соответствующими центрами.

По приглашению или (и) разрешению председателя, в заседаниях комитета по стандартизации могут участвовать и иные лица с правом совещательного голоса.

5. Председателем комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны является Народный Комиссар Рабоче – Крестьянской Инспекции Союза ССР, ответственным секретарём – заведующий центральным бюро по стандартизации при Народном Комиссариате Рабоче – Крестьянской Инспекции Союза ССР.

Заместитель председателя и члены комитета назначаются Советом Труда и Обороны: заместитель председателя – по представлению Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР, члены – по представлению соответствующих ведомств и организаций.

6. Текущие работы комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны руководит президиум в составе: председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и двух членов комитета по назначению Совета Труда и Обороны.

7. Постановления комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны об установлении обязательных стандартов могут быть в недельный срок опротестованы ведомствами и организациями, представленными в комитете, в Совете Труда и Обороны. Протест приостанавливает исполнение постановления комитета.

8. Настоящее положение не ограничивает право ведомств устанавливать, согласно действующим положениям о них или специальным узаконениям, ведомственные стандарты, поскольку такие не противоречат обязательным стандартам, установленным комитетом по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

Зам. Председателя СНК

Союза ССР Л.Каменев.

Зам. Управляющего Делами СНК

Союза ССР И.Мирошников.

Москва – Кремль.

15 сентября 1905 г.

Распубликовано в №237 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК

от 16 октября 1925 г.

 

Может быть, символично, что одним из первых шагов Комитета по стандартизации было официальное утверждение 7 мая 1926 г. первого общесоюзного стандарта на ХЛЕБ - ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Вслед за ним, в последующие 3 года было утверждено более 300 общесоюзных стандартов на наиболее «ходовые» продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности (серную и азотную кислоту, минеральные удобрения, ряд резиновых изделий и др.), на рациональный сортамент стального проката, инструмент, крепёж, хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства и т.д. В те годы разрабатывались общесоюзные стандарты только четырёх видов – номенклатура, размеры, технические условия, методы испытания.

Принятые 16 июля 1926 г. стандарты на новый сортамент стального проката позволили сократить количество круглого, квадратного, полосового, профильного проката профилей в 6,6 раза - с 4742 до 715 размеров.

В 1927 г. Г.М. Кржижановский был назначен на должность председателя Комитета по стандартизации, а в 1928 г. стал председателем вновь созданного Совета по стандартизации при СТО. Он заложил научный подход к работам по стандартизации, в соответствии с которым «стандартизаторы могут успешно стать законодателями лишь тогда, когда в основу их работы будут положены научные знания, весь ассортимент науки, когда стандарт мы будем прокламировать как закон, основанный на науке, на знаниях, на достижениях мирового опыта и на широком признании со стороны самих трудящихся».

Комитет по стандартизации начал принимать участие в международной стандартизации, войдя в состав Международной федерации национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА). Уже в 1928 г. на международной конференции по стандартизации в Праге были признаны успехи стандартизации в Советском Союзе.

В нашей стране стали выпускаться научно - технические журналы по тематике Комитета - «Вестник стандартизации» (в настоящее время, это журнал «Стандарты и качество»), «Стандарт и качество продукции», «Стандарт». Журнал «Вестник стандартизации» касался самых животрепещущих вопросов своего времени в рубриках «Съезды и конференции», «Практика стандартизации», «Стандартизация в СССР», «Стандартизация за границей», «Проекты стандартов», «Официальный отдел». Например, в одном из первых номеров этого журнала 1927 г. в статье «Второй пленум Комитета по стандартизации при СТО 16 июля 1926 г.» рассматривались четыре проекта общесоюзных стандартов: на хозяйственное мыло, прокатные металлы, курительную махорку и тряпьё (для бумажной промышленности). Каждый из них был детально обсуждён и утверждён Комитетом. Здесь же знакомимся с прозвучавшими на пленарном заседании информационными докладами «торговая классификация хлебов» и «международная конференция по стандартизации в Нью-Йорке». В последнем сообщается, что на конференции, в которой приняли участие 18 стран, имеющих к моменту конференции свои национальные Комитеты по стандартизации, было предложено создать Международную стандартную Ассоциацию, которая не только будет содействовать «единообразию стандартов различных национальных организаций», но и «ставит также себе целью добиться одобрения (утверждения) международных стандартов и организации для этой цели административного аппарата так, чтобы его можно было с лёгкостью расширять и изменять для включения в число международных стандартов таких, по которым уже собрано достаточно опыта». Стандартизация чугунного горшка, со всей серьёзностью обсуждаемая А. Лесохиным, у современного человека, избалованного обилием бытовой техники и высокими технологиями, вызовет разве что улыбку. Однако есть в этой статье слова, не утратившие значимости и сегодня: «Следует, однако, помнить, что всякая ошибка, совершённая при стандартизации, умножается на миллионы, и результаты несравненно вреднее, нежели вне стандартизованного производства. Поэтому все шаги в этой области должны делаться с особой чрезвычайной осторожностью».

В первом номере журнала за 1927 г. в статье В.В. Куйбышева «Некоторые итоги и ближайшие перспективы работ в области стандартизации» отмечается, что к первому пленуму Комитета по стандартизации при СТО имелся только один стандарт, ко второму - ещё четыре, после третьего пленума - уже 65 утверждённых стандартов, а с учётом стандартов уже оформленных для внесения в Президиум КС - имелось около 100 общесоюзных стандартов. «Самый беглый просмотр хотя бы перечня этих стандартов с несомненностью свидетельствует, что работа в области стандартизации постепенно захватывает самые разнообразные отрасли нашего народного хозяйства».

И до образования КС и после его создания, многие выдающиеся государственные деятели, учёные, хозяйственные руководители, стандартизаторы и метрологи остро ставили вопросы, связанные с разработкой, внедрением и соблюдением стандартов, улучшением качества продукции, ролью стандартизации и метрологии в решении важнейших экономических и хозяйственных задач, а в дальнейшем - и со многими другими актуальными проблемами, без решения которых невозможно себе представить место и роль стандартизации в развитии современного общества. Среди тех, кто своими высказываниями, научными трудами, организационной и практической деятельностью внёс особо ощутимый вклад в развитие советской и российской стандартизации и метрологии можно отметить таких государственных деятелей, как В.В. Куйбышев (первый председатель Комитета по стандартизации), Ф.Э. Дзержинский, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко; руководителей и организаторов стандартизации А.К. Гастева, А.Е. Вяткина, В.В. Бойцова; крупнейших учёных - академиков Г.М. Кржижановского, И.П. Бардина, Е.А. Чудакова, Д.П. Коновалова, Н.С. Курнакова, М.А. Шателена и многих других.

Например, в рубрике «Практика стандартизации (Вестник стандартизации, №3, 1928 г.)» опубликован ряд материалов о стандартах в промышленности и сельском хозяйстве. Так, Д. Буданов в статье «Качество продукции в промышленности» обращает внимание на улучшение качества продукции и говорит о необходимости урегулирования вопроса «о технических условиях», пересмотра многочисленных ведомственных и производственных норм «приёмки, унифицировать их и создать группы стандартов в области качества металла и изделия из него, также как группы стандартов внешнего вида, формы, размеров, мощности и прочих данных, характеризующих металлоизделия. На те же изделия, на которые вообще нет технических условий приёмки, необходимо выработать таковые». Как видим, уже в 1928 году автор ставит рядом слова «Стандарты» и «Качество» и указывает напрямую зависимость качества продукции от грамотной стандартизации.

Рубрика «Стандартизация в СССР» открывается статьёй «Об общеобязательности стандартов», в которой А. Лесохин уточняет смысл определений «обязательный» и «рекомендуемый» стандарты и размышляет, «обязаны ли покупающие для дальнейшего распределения организации сами проверять качество стандартного товара или же они могут без проверки доверять государственному органу, который доставляет им этот продукт». Автор приходит к выводу, что регулярная, т.е. многократная приёмка приведёт к совершенно непроизводительному расходованию средств. Поэтому «ответственность эта распространяется лишь на первоначальное качество на заводе». Однако если «в единичных случаях потребитель не может удовлетвориться качеством, близким к стандартному, а должен иметь вполне стандартное качество, то на эти товары необходимо выработать отдельные потребительские стандарты».

В статье «О стандартизации строительных материалов» поднимается вопрос о необходимости разработки пробных стандартов на новые, ещё не используемые в строительстве материалы. В заметке «О стандартизации пожарного оборудования» обращается внимание не только на удешевление стоимости выработки оборудования, но и на то, что взаимозаменяемость стандартных частей и целых комплектов обеспечит быстроту обслуживания, надёжность и бесперебойность работы в самый нужный момент.

Уже в то время назрела острая необходимость решения вопроса ответственности за качество выпускаемой продукции, а значит и за соблюдением обязательных стандартов. В статье «Вопросы об ответственности за нарушение обязательных общесоюзных стандартов» авторы пытаются установить юридическую природу обязательных стандартов: «В зависимости от степени нарушения стандарта <…> виновные могут быть подвергнуты административному взысканию и привлечены к уголовной ответственности». Хотя «не всякое отступление от стандарта может рассматриваться <…> как действие административно - или уголовно-наказуемая и как достаточное основание для удовлетворения требований». В 1929 году актуальность этой проблемы вызвала к жизни постановление ЦИК и СНК СССР «Об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и несоблюдение стандартов», в 1933 году в это постановление были внесены изменения, а в 1940 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР (от 10.07.1940 г.) «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями».

Указ гласил, что выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов является преступлением, равносильным вредительству, и предусматривал суровые меры наказания (суд и тюремное заключение на срок от 5 до 8 лет). Работа по стандартизации ставилась в Указе на уровень важных государственных задач.

Академик В. Емельянов вспоминает такой, например, курьёзный случай. Перейдя на работу в Комитет стандартов (В. Емельянов в 1940 г. был назначен первым заместителем председателя вновь образованного Комитета стандартов) и, разбираясь в новой для него работе, он наткнулся на стандарт для раков…В нём среди прочего было записано: «Рак первого сорта должен быть живым и шевелить усами». Ну, а что будет с тем поставщиком раков, если этот самый рак будет отчаянно бить хвостом, но откажется «шевелить усами»?! Перед глазами вставали грозные строки Указа…».

В те же годы формировались органы государственного контроля и надзора за качеством продукции и соблюдением требований обязательных стандартов. В 1923 году постановлением СНК СССР создан первый такой орган – Государственная хлебная инспекция, а в 1930 году издано постановление СТО «О высшей и отраслевых государственных инспекциях по качеству промышленной продукции».

В 1927 г. на большинстве крупных заводов создали бюро стандартизации, а в начале 30-х годов при отраслевых народных комиссариатах и в союзных республиках образовали комитеты по стандартизации.

Функции Комитета по стандартизации расширялись. В 1929 г. на Комитет впервые были возложены такие задачи, как утверждение планов и программ по стандартизации, осуществляемых ведомствами, контроль за проведением в жизнь утверждённых общесоюзных стандартов, общее руководство работой соответствующих органов союзных республик по стандартизации. С начала 30-х гг. возрастает объём работ по стандартизации, выполняемой отдельными наркоматами. Новый порядок предусматривал, что наряду с общесоюзными стандартами, утверждаемыми Всесоюзным комитетом по стандартизации – ВКС (ОСТ ВКС), обязательными для применения на всей территории страны становятся также стандарты, утверждаемые наркоматами (ОСТ НК). Всем наркоматам предписывалось сформировать ведомственные комитеты по стандартизации.

К концу 20-х годов, предпринятые меры по развитию стандартизации дали первые положительные результаты. От отдельных разрозненных мероприятий, проводимых различными ведомствами, страна перешла к слаженной общегосударственной системе стандартизации, охватывающей все отрасли народного хозяйства на всех уровнях управления. Назначенный в 1925 г. пред седателем Совета по стандартизации при СТО В.Ф. Ленгник так оценил первые успехи стандартизаторов: «Та стандартизация, которая у нас уже проведена и которая уже более или менее вошла в жизнь, даёт сейчас государству экономии несколько сот миллионов рублей в год и, кроме того, даёт громадную экономию в материалах, часто покупаемых на валюту».

Ситуация, сложившаяся в мире во второй половине 30-х годов, требовала укрепления обороноспособности страны, оснащения Красной армии современным вооружением и военной техникой. Это было время, когда заново создавались авиационная и танковая промышленности, на современной для того времени технической основе организовывалось производство артиллерийского и стрелкового оружия, инженерной техники, средств связи.

Важную роль в активизации работ по стандартизации в целях повышения мобилизационной готовности народного хозяйства и оборонной промышленности сыграло постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 9 июля 1940 г. № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядки их введения», в соответствие с которым разработка и утверждение государственных общесоюзных стандартов, обязательных для применения во всех отраслях народного хозяйства, были возложены на вновь созданный Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС) при Совете народных комиссаров СССР, что позволило преодолеть проблему децентрализации стандартизации, сформировавшуюся в начале 30-х. гг. В августе того же года постановлением СНК СССР государственные общесоюзные стандарты были объявлены единственной формой стандартов СССР. В соответствии с этим постановлением, в сферу работ по стандартизации, на этапе утверждения особо важных государственных общесоюзных стандартов, наряду с ВКС, вовлекается Совнарком СССР.

В предвоенные годы была создана законодательная и организационная основа технического регулирования, адекватная централизованной плановой экономике страны, а достигнутый в предвоенные годы высокий уровень стандартизации промышленности во многом обусловил её подготовленность к работе в условиях военного времени. Всего до 1941 г. было разработано и утверждено 8600 государственных стандартов.

Опираясь на литературные данные, постараемся рассмотреть дальнейшие этапы развития стандартизации в России. Достигнутый в предвоенные годы высокий уровень стандартизации в промышленности во многом обусловил её подготовленность к работе в условиях военного времени. С началом войны стандартизация была целиком подчинена нуждам обороны и была призвана способствовать выполнению военной промышленностью сложнейших задач в новых непростых условиях: серьёзные сдвиги в размещении промышленности в результате войны, нарушение сложившихся связей между предприятиями при расширении производства вооружения, боеприпасов и другой, необходимой фронту продукции, изменение состава и квалификации кадров. Всё это потребовало срочного пересмотра и разработки ряда новых стандартов. Работа Всесоюзного комитета по стандартизации (ВКС при Совнаркоме СССР) в первые месяцы войны была в значительной мере направлена на внесение в действующие стандарты изменений, обусловленных обстоятельствами военного времени.

В июле 1941 года появилась особая группа стандартов - стандарты военного времени, обозначаемые ГОСТ - В. в целом для них характерны:

· Более рациональное использование сырьевых ресурсов, особенно стратегических;

· Сокращение удельных норм расхода материалов;

· Расширение внедрение менее дефицитных материалов;

· Сокращение типов машин, приборов и инструментов;

· Установление более широкой взаимозаменяемости деталей и узлов;

· Установление более совершенных и сравнительно простых методов контроля изготавливаемой продукции;

· Ускорение и удешевление строительства (из местных материалов, дерева);

· Более полное использование сырьевых и пищевых ресурсов страны.

Одним из эффективных методов сокращения сроков создания образцов вооружения и военной техники и затрат на их изготовление была унификация. Применение унифицированных и стандартизованных деталей, узлов, агрегатов и материалов способствовала организации массового производства военной техники, увеличению объёмов производства в короткие сроки.

Работы по унификации видов артиллерийских установок позволили повысить взаимозаменяемость составных частей, сократить номенклатуру деталей и узлов, использовать заменители при их производстве, снизить массу орудий. В качестве примера можно привести применение единого лафета для 76 - миллиметровой дивизионной пушке образца 1942 года и 57 - миллиметровой противотанковой пушки образца 1943 года. Благодаря этому удалось достичь высокой технологичности их производства и ремонтопригодности. Сроки изготовления были сокращены в 4 - 5 раз. Высокая технологичность 76 - миллиметровой пушки позволила впервые в мире поставить её на поточное производство деталей и ввести конвейерную сборку.

Благодаря унификации появилась возможность не тратить время на разработку и испытания узлов для новых конструкций ряда вооружений, а использовать проверенные в боях и освоенные в производстве узлы и агрегаты серийных машин при проектировании новых танков и самоходных установок. Совершенствование конструкции, например, тяжёлого танка во время войны проводилось на основе стандартизации и унификации, преемственности каждой из разрабатываемых новых моделей. С этой точки зрения танк ИС представлял собой очередную модификацию танка КВ. в его двигательной установке насчитывалось более 50% деталей, заимствованных из танка КВ, и около 20% - из танка Т-34. в топливной системе было введено лишь 12 новых элементов, а более 40 – унифицированы с КВ.

К лету 1943 года был модернизован танк Т-34 (его боевая мощь увеличилась за счёт установки 85 - миллиметровой пушки), начался выпуск самоходных артиллерийских установок САУ–122 и САУ–152, изготовленных на базе танка ИС. При создании САУ также широко использовались принципы стандартизации, унификации и взаимозаменяемости узлов и деталей. САУ–152 сыграли ведущую роль в битве на Курской дуге, развенчав на поле боя миф о новинках бронетанковой техники противника.

Вот ещё один пример из области унификации стрелкового оружия. В годы войны на вооружении находился 7,62 - миллиметровый унифицированный патрон, который применялся в винтовке образца 1891 - 1930 гг., автоматической винтовке СВТ-40, карабине образца 1944 г., авиационном пулемёте ШКАС и др.

Необходимость более строгой экономии материальных средств в металлургии привела к установлению временных (для военного времени) стандартов на марки стали - заменители конструкционных и инструментальных углеродистых и легированных сталей. Внедрение стандарта на хлопчатобумажную ткань для парашютов позволило получить надёжную сырьевую базу для массового изготовления этих изделий, повысить производительность труда в прядении на 50% и в ткачестве - на 240 - 260%, увеличить грузоподъёмность грузовых парашютов на 30%, снизить их себестоимость на 15 - 20%.

Работа по стандартизации не ограничивалась объектами оборонного значения. Роль каждого создаваемого стандарта в различных отраслях народного хозяйства определялась с точки зрения обороны и перспектив применения в дальнейшем при восстановлении народного хозяйства. На заседании у заместителя председателя ВКС А.В. Богатова, возглавившего работу Комитета в эвакуации, говорилось: «Надо уже сейчас думать о стандартах мирного времени и включать в план не только стандарты с этим литером, но и остальные, которые нам понадобятся после войны».

В годы войны дело стандартизации последовательно возглавляли (по совместительству) П.М. Зернов, выдающийся организатор оборонной промышленности, дважды Герой Социалистического Труда и В.С. Емельянов, известный учёный - металлург член - корреспондент Академии наук СССР. В ноябре 1944 г. состоялась Первая научно - техническая конференция Всесоюзного комитета стандартов. В материалах конференции приведены следующие цифры: на 01.09.44 г. действовало 2615 ГОСТ, 4429 ОСТ, из них 1824 ГОСТ и 1190 изменений были разработаны и утверждены в годы войны. Эти данные свидетельствуют об огромной работе ВКС: за первые пять лет его деятельности, четыре из которых пришлись на годы войны, стандарты нашей страны были обновлены более чем на 40%. Всего же за годы войны Комитетом стандартов было утверждено более 2200 новых государственных стандартов и изменено 1270 действующих.

Победа в Великой Отечественной войне показала высокий уровень отечественного вооружения военной техники. В этом большая заслуга государственной стандартизации, которая продемонстрировала свою значимость в обеспечении потребностей фронта и тыла всем необходимым. При этом ограниченные возможности военного времени не только не снизили значения ранее известных принципов и методов стандартизации, но и обогатили отечественную стандартизацию принципами рационального использования ресурсов.

После окончания Великой Отечественной войны стандарты военного времени не сразу прекратили своё существование. Что удивительно, некоторые из них были востребованы в годы послевоенного восстановления народного хозяйства. Своим долголетием ГОСТ В (военные) обязаны заложенным принципам, и, прежде всего - принципу рационального использования материальных ресурсов.

Война закончилась. Послевоенное состояние страны требовало восстановления промышленности, сельского хозяйства, повышения обороноспособности государства, обучение инженерных кадров и т.д. В решении этих задач имела немалое значение деятельность по стандартизации.

После войны начался обратный процесс пересмотра ГОСТ В и переработки их в ГОСТ, так как заменить все или почти все ГОСТ В довоенными ГОСТ было пока невозможно. Трудности послевоенного восстановления отразились и на сроках этого процесса.

В 1948 г. Всесоюзный комитет стандартов вошёл в состав вновь образованного Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР) и был преобразован в Управление по стандартизации.

В 1950 г. был организован верховный орган по строительству - Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР), на который были возложены разработка и утверждение государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов.

В конце 40 - х. - начале 50 - х. г.г. наметился заметный спад в работе по стандартизации. Она стала отставать от общего уровня развития народного хозяйства. Контроль за соблюдением стандартов со стороны министерств был недостаточен, а Гостехника СССР не могла обеспечить надлежащего контроля за работой министерств и ведомств по разработке новых и соблюдению действующих стандартов. Систематической работы по своевременному пересмотру действующих стандартов с устаревшими показателями не велось. Не смотря на большую работу, проводимую Комитетом, образовался разрыв между стандартизацией и задачами промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Стандартизация как средство регламентации требований к продукции не редко носила стихийный характер. Нарушился один из важнейших методов стандартизации - метод опережения, о котором ещё в 1928 г. на II пленуме Совета по стандартизации при СТО, т.е. фактически на заре становления стандартизации в стране, говорил В.В. Куйбышев, один из важнейших деятелей Коммунистической партии и Советского государства, председатель ВСНХ СССР, заместитель председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны «…Работа по стандартизации должна не только идти одним темпом с народным хозяйством, но и опережать его…. Если работа по стандартизации не будет опережать процесс строительства и создания новых производств, то мы будем иметь массу ошибок и непроизводительно, зря затрачивать средства».

Для этого периода характерны неоднократные реорганизации, слияния и разъединения министерств и ведомств, особенно промышленных. Эта тенденция коснулась и органов управления стандартизацией. В феврале 1951 г. после ликвидации Гостехники СССР образовано Управление по стандартизации при Совете Министров СССР. Вскоре на этот орган были возложены регистрация изобретений и выдача авторских свидетельств; соответственно ему же передана патентная библиотека.

В марте 1953 г. произошли изменения в системе органов управления страны - общее количество министерств и ведомств резко сократилось за счёт их объединения. Одновременно с укреплением министерств Управление по стандартизации было передано в ведение Госплана СССР.

В 1954 г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР «Об улучшении разработки и порядка утверждения государственных стандартов» от 13 августа 1954 г. на вновь созданный Комитет были возложены следующие функции:

· Разработка и представление на утверждение Совета Министров СССР годовых планов по стандартизации;

· Рассмотрение, утверждение, изменение государственных стандартов;

· Рассмотрение и представление на утверждение Совета Министров СССР особо важных государственных стандартов;

· Контроль за работой министерств и ведомств по разработке проектов государственных стандартов и координация работ в этой области;

· Контроль за работой министерств и ведомств в области внедрения и соблюдения государственных стандартов;

· Издание стандартов и указателей стандартов и обеспечение ими.

В этот период вновь начинают складываться территориальные органы. Московский институт мер и измерительных приборов был реорганизован во Всесоюзный научно - исследовательский институт Комитета стандартов, мер и измерительных приборов (ВНИИК). В составе ВНИИК в 1956 г. впервые создана лаборатория научных основ стандартизации. Впервые разработан перспективный план работ по стандартизации на 1956 - 1960 гг.

В 1955 г. введены отраслевые нормали, обязательные для предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности. Координация работ по отраслевой нормализации была возожжена на Комитет стандартов, мер и измерительных приборов. 1959 г. - принято постановление СМ СССР «О мероприятиях по улучшению работы в области государственной стандартизации и нормализации»; в соответствии с постановлением СМ СССР создан Всесоюзный научно - исследовательский институт по нормализации в машиностроении (ВВНИИНМАШ). В 1959 г. появились единые для СССР нормали машиностроения.

Таким образом, к началу 60-х г.г. сложилась довольно сложная система нормативно - технических документов по стандартизации.

В своей статье «1963 - 1984 гг. Бойцовская эпоха» В. Белобрагин указывает, что вторая половина 60-х гг. прошлого века - особая страница в политической и экономической истории страны. Это было время, когда появились первые признаки неблагополучия в экономике, которые в какой - то мере были вызваны так называемым волюнтаризмом в экономике. Одной из попыток выйти на новые пути развития стали «косыгинские реформы», названные по имени А.Н. Косыгина, выдающегося государственного деятеля советской эпохи, возглавлявшего в середине 60-х годов Совет Министров СССР. Была поставлена задача перейти от экстенсивных методов развития к интенсивным, ускорить научно - технический прогресс. Одним из направлений интенсификации было признано повышение качества продукции, а одним из механизмов, который необходимо было задействовать для решения этой задачи, - стандартизация.

Всё предыдущее развитие советской экономики создало необходимые и достаточные условия для эффективного использования стандартизации. 11 января 1965 г. вышло постановление Совета Министров СССР №16 «О совершенствовании работы по стандартизации в стране». Дальнейшая работа по развитию и улучшению методов и форм управления стандартизацией в 60–е гг. неразрывно связано с именем доктора технических наук, профессора В.В. Бойцова, назначенного в 1963 г. Председателем Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР. Период стандартизации с 1963 по 1984 г. назван «Бойцовской эпохой». Эти слова относятся как к имени выдающегося инженера, учёного, организатора производства, государственного деятеля Василия Васильевича Бойцова, так и к его команде - людям с бойцовским характером, умевшим ставить серьёзные задачи и успешно решать их.

Возглавив Комитет, В.В. Бойцов выдвинул в качестве первой цели изменение оценки значений и роли стандартизации в массовом сознании, в первую очередь - среди научно - технической общественности. Для этого были приняты различные меры. В 1963 г. был открыт первый в стране Кабинет стандартизации, надёжности и контроля качества при Политехническом музее, в 1967 г. - Дом научно - технической пропаганды стандартизации. В том же году начал работать павильон «Стандарты СССР» на ВДНХ, а при председателе Комитета стандартов организован Межведомственный научно - технический совет по проблемам надёжности, долговечности и контроля качества промышленной продукции (МНТС). Его первым руководителем стал акад. А.И. Берг, а затем акад. С.А. Христианович.

Большое внимание стало уделяться средствам массовой информации. С 1965 г. вместо узкоспециализированного журнала «Стандартизация» начал выходить журнал «Стандарты и качество». С 1969 г. стало издаваться приложение к журналу «Стандарты и качество» «Надёжность и контроль качества» (ныне журнал «Методы менеджмента качества»). В 60-70-е годы печатались выпуски «Экспресс - стандарта», а также ряд реферативных сборников. Издательство стандартов «подросло» численно, приобрело современную по тем временам полиграфическую базу.

Одной из важнейших целей, поставленных В.В. Бойцовым с первых дней работы в Комитете стандартов, было упорядочение и регламентация всех работ в области стандартизации. С этой целью впервые в мировой практике разработан и внедрён комплекс стандартов ГОСТ 1.0 «Государственные системы стандартизации» (ГСС, или так называемый ГОСТ 1),основополагающий документ этого комплекса установили единую организационно - методическую основу этого комплекса управления народным хозяйством. Комплекс стандартов ГСС предусматривал единый порядок планирования, разработки, оформления, утверждения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий, а также контроля за их соблюдением; вводил более гибкую систему замены устаревших стандартов.

Василий Васильевич Бойцов говорил: «Сложившаяся система стандартизации не отвечает возросшим требованиям народного хозяйства, сложна. Чтобы улучшить её действие надо сначала договориться о правилах, как составлять стандарты. Будем создавать ГОСТ 1 - «стандарт на стандарты»».

Специалисты по достоинству оценили ГОСТ 1, назвав его Конституцией стандартизации. По сути, это свод законов в области стандартизации, обязательных для исполнения. Время не раз вносило в ГОСТ 1 поправки и уточнения, но основная идея «стандарта на стандарты» остаётся неизменной.

Государственная система стандартизации предусматривала включение в стандарты объективных, технически и экономически оптимальных показателей качества, прежде всего эксплуатационных - долговечности и надёжности, которые до 1971 – 1973 гг. в большинстве стандартов отсутствовали.

В 1969 г. Комитет стандартов утвердил комплекс типовых положений о службах стандартизации, в том числе положения о головной и базовой организации по стандартизации. В 1974 г. был введён в действие РД 34 -74 «Типовые положения о службах стандартизации» - документ в значительной степени полезный и сегодня.

Второй не менее важной целью, поставленной В.В. Бойцовым, было создание мощной научно - исследовательской и производственной базы для системы стандартизации и метрологии. В этот период были созданы Всесоюзный научно - исследовательский институт стандартизации (ВНИИС), Всесоюзный научно - исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), Всесоюзный научно - исследовательский институт стандартизации общей техники (ВНИИСОТ), Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий (ВИФС). Укрепился и расширился Всесоюзный институт нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ).

Получили мощное развитие старейший метрологический институт ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, всесоюзные научно - исследовательские институты физико-технических и радио - измерений (ВНИИФТРИ), оптико-физических измерений (ВНИОФИ), метрологической службы (ВНИИМС), образовавшие разветвлённую сеть филиалов.

Научно - исследовательским организациям была поручена разработка теоретических и методологических задач в области стандартизации, повышения качества продукции, метрологии, решение народнохозяйственных задач в этих областях, экспертиза проектов стандартов, информационное обеспечение и т.д.

Большое внимание Комитет стандартов уделял развитию своих территориальных органов. Во всех республиках, областях, крупных промышленных центрах были созданы вновь или получили развитие лаборатории государственного надзора (ЛГН), которые затем преобразованы в центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). К концу обозреваемого периода на территории СССР функционировало 15 республиканских управлений, 226 центров стандартизации и метрологии. Например, на Украине было создано 25 ЦСМ, из которых 20 получили новые современные производственные помещения.

Поскольку перед стандартизацией в то время была поставлена задача установления определённого, необходимого обществу уровня качества, в стандартах давалось полная характеристика продукции. Они включали номенклатуру показателей качества, уровень каждого показателя, методы и средства испытаний, измерений, правила маркировки, упаковки, перевозки и хранения продукции, требования к безопасности, взаимозаменяемости и совместимости. Стандарты регламентировали отдельные технологические процессы, устанавливали единицы измерений, определяли параметрические ряды, единые правила оформления документов, терминологию и классификацию.

Возрастающая роль стандартизации и признание её места в научно - технической революции потребовали коренного изменения работы в этой области. Были разработаны новые формы и методы, большинство из которых применялись впервые в мировой практике. Главными из них стали:

· Комплексная стандартизация;

· Опережающая стандартизация;

· Стандартизация межотраслевых систем.

Огромная работа была проделана при создании межотраслевых систем стандартов. В короткий срок удалось разработать и утвердить:

· Систему разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

· Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);

· Единую систему технологической документации (ЕСТД);

· Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК);

· Систему унификации изделий машиностроения и приборостроения;

· Систему стандартных средств технологического оснащения, в том числе оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов и инженерно - технических работ;

· Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

Упомянутые выше системы и комплексы стандартов явились под системами более крупной межотраслевой Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). Требования стандартов ЕСТПП предусматривали обработку конструкции на технологичность преимущественно на стадии проектирования. Основой технологических решений в ЕСТПП являлась широкая типизация и стандартизация.

Стандартизация «Бойцовской эпохи» не осталась в стороне от социальных проблем. Это в первую очередь касалось безопасности труда и охраны природы. Совместно с профсоюзами были разработаны и в 1973 г. утверждены первые стандарты безопасности труда (серия ГОСТ 12.0). В 1972 г. началась разработка комплекса стандартов по охране окружающей среды (серия ГОСТ 17.0). Большая работа велась в области военной стандартизации.

Однако основное внимание в 60 - 80-е годы Комитет уделял проблеме повышения качества продукции, которое в гражданских отраслях народного хозяйства находилось на среднем (и ниже среднего) уровня, из-за чего товары в массе своей были неконкурентоспособны на мировом и даже на внутреннем рынке. Будучи сторонником процессного подхода, В.В. Бойцов сделал ставку на внедрение систем качества. Саратовская система бездефектного изготовления продукции и другие аналогичные системы получили большое распространение.

Глубокой благодарности заслуживает деятельность В.В. Бойцова и его команды по организации системы подготовки и повышения квалификации кадров. В 1968 г. на базе созданных в 1965 г. Высших всесоюзных курсов по повышению квалификации стандартизаторов и метрологов был образован Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно - технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ) - ныне Академия стандартизации, метрологии и сертификации.

Начиная с 1970/71 учебного года, курсы по основам стандартизации и контролю качества были введены в программу вузов и техникумов. Одновременно изучение этих дисциплин началось в системе профессионально - технического образования. Специалистов высшей квалификации по стандартизации и метрологии готовили в своих аспирантурах ведущие НИИ Комитета стандартов; в этих институтах были созданы и учёные советы для защиты диссертаций.

В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР).

16 июня 1970 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление о проведении 14 октября первого Международного дня стандартизации. Первый Международный день стандартов прошёл под девизом «Стандартизация - средство развития национальной экономики и расширения международного сотрудничества». Были поставлены задачи: продемонстрировать успехи стандартизации, утвердить её место и роль в повышении эффективности народного хозяйства, наметить новые рубежи дальнейшего развития отечественных стандартов. По данным советских экономистов, эффективность от вложения средств в стандартизацию на каждый рубль затрат составляла до 10 рублей, а по отдельным отраслям и больше (для наглядности, минимальная заработная плата была в то время 40 – 60 рублей). Внедрение стандартов, утверждённых в 1973 - 1974 гг., обеспечило общегодовой экономический эффект около 90 млн. руб., а в 1974 - 1976 гг.- около 100 млн. руб. Традиция проводить каждый День стандартов под актуальным девизом сохранилась до настоящего времени.

К 1980 г. в систему Госстандарта СССР входило 387 организаций и предприятий, в том числе 32 научно - исследовательские и конструкторские организации, 41 промышленное предприятие, 15 республиканских управлений, 282 центра стандартизации и метрологии и лаборатории государственного контроля и надзора за стандартами и измерительной техникой, 4 учебных заведения. Всего в них было занято 72 тыс. сотрудников.

Из сложившегося к началу 80-х гг. парка государственных стандартов в 22 тыс. единиц, половина была обязательного применения, что объяснялось поставленной перед стандартизацией задачей установления необходимого качества. У многих людей старшего поколения перед глазами строгая запись: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». Характер применения другой половины парка стандартов являлся рекомендательным.

Начались времена перестройки и реформ, которые отразились на деятельности по стандартизации. В связи с переходом российской экономики к рыночным отношениям, расширениям прав и экономической самостоятельности предприятий, различных организационно - правовых форм возникла необходимость в разработке и введение в действие законов Российской Федерации: «О защите прав потребителей» (1992 г.); «О стандартизации» (1993 г.). Последний установил на территории России единый механизм реализации государственной политики по вопросам стандартизации. В соответствии с этим законом государственное управление стандартизацией в Российской Федерации должен был осуществлять Государственный Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Конец XX столетия вносит в довольно устоявшуюся жизнь нашей страны вихрь проблем. Условия, складывающиеся на мировой и внутренней арене, обусловили начало глубоких реформ в структурах и деятельности федеральных органов власти. Среди текущих экономических преобразований ключевое место занимают реформы, направленные на устранение административных барьеров, предотвращение излишнего вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом чётко обозначена стратегическая цель - обеспечение экономического роста за счёт предоставления производителю большей самостоятельности в насыщении потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами. Стандартизация не осталась в стороне от протекающих процессов, а была вовлечена в самую гущу событий, испытывая все трудности происходящего реформирования.

С 1 июля 2003 г. с вступлением в силу федерального закона «О техническом регулировании» начался новый этап формирования и развития национальной системы стандартизации. Идея самого Закона исходит из необходимости введения нового подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам её производства и обращения, работам и услугам. Закон в первую очередь определяет границы государственного воздействия на установление обязательных требований к продукции, процессам её производства и обращения, ограничив их требованиями, связанными исключительно с вопросами безопасности. Так как такой подход даёт возможность создания единого информационного пространства, позволяющего всем заинтересованным лицам не только получать информацию о ходе разработки и тексты проектов документов, но и равные права на участие в разработке, как обязательных требований, так и применяемых на добровольной основе. При установлении обязательных требований всегда приоритетными являются государственные интересы:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждении приобретателей.

Производитель, поставляя свою продукцию на потребительский рынок, должен руководствоваться именно этими целями.

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности - государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня - это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально - экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик.

История стандартизации показывает, что этот вид деятельности играет огромную роль в прогрессе науки и техники. Если в начале пути стандартизация развивалась стихийно, то сейчас она берёт на вооружение весь современный могучий аппарат исследований: экономико-математические методы многокритериальной оптимизации, теорию вероятностей, теорию системно-структурного и функционального анализа и синтеза, теоретические основы и методы построения техноценозов, имитационное моделирование и другое. В наступившем столетии стандартизация выйдет на такой уровень динамичности, который позволит более эффективно переносить идеи и достижения, учёных из кабинетов и лабораторий в практическую жизнь, делая их доступными и применимыми в любых сферах человеческой деятельности.

При ознакомлении с историческими моментами становления и развития деятельности по стандартизации можно выделить целевые элементы на каждом этапе развития рассматриваемой деятельности, определяемые, как отмечалось в начале главы, требованиями существующего уровня развития жизнеустройства общества (рис. 3).

 

 


 

 

 

 


Рис. 3. Последовательность изменения целевых элементов деятельности

по стандартизации на различных этапах её становления и развития

Основные вехи истории практической стандартизации можно проследить по хронологии известных нам событий и разработанным документам в разных странах (табл. 1).

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.