Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доминирующие мотивации




Потребности, их классификация

Потребность можно определить как нужду в объектах, необходимых для существования и развития организма, потребности являются основным источником поведенческой активности. Она может быть направлена на достижение одних объектов (например, пищи, одежды, денег, карьерного роста и т.д.) или на избегание других объектов, представляющих опасность для существования человека, причиняющих боль или страдание. При одновременном возникновении нескольких потребностей, что чаще всего происходит в обычной жизни, человек вынужден удовлетворять их последовательно, переключая для этого направление своих действий с одной цели на другую. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни и завершается с её прекращением.

Избираемый человеком порядок действий определяется на основе оценки биологической или социальной значимости той или иной потребности, среди которых различают: 1) витальные или биологические; 2) социальные и 3) идеальные. К биологическим принадлежат потребности в кислороде, пище, воде, температурном комфорте, сне, безопасности. Изменения оптимального баланса между потреблением и расходом кислорода, питательных веществ, воды и солей, образованием и выделением тепла вызывают потребность восстановить нарушенное равновесие и заставляют человека действовать так, чтобы важнейшие гомеостатические параметры возвратились к обычному значению. Реальная или воображаемая опасность служит поводом к запуску реакций борьбы или бегства. Половые потребности и родительские инстинкты принадлежат к биологическим, хотя жизнь человека непосредственно и не зависит от их удовлетворения, однако они определяют существование вида.

П. В. Симонов относит к биологическим потребностям ещё и потребность в экономии сил, заставляющую человека «искать наиболее короткий, лёгкий и простой путь к достижению своих целей. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и в самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень».[4] Наряду с этим человеку свойственна врождённая потребность в двигательной активности вообще, а не обязательно направленной на добывание пищи или избегание неприятностей. Реализация этой потребности у детей способствует приобретению поведенческого опыта, необходимого для познания окружающего мира и приспособления к нему. Поэтому дети с трудом выдерживают временное ограничение своей двигательной активности, да и для взрослых людей вынужденная неподвижность является стрессом (например, неизменная поза во время длительных поездок в автомобиле или автобусе).

Социализация биологических потребностей у человека превращает их во вторичные материальные или квазипотребности. Так, например, человек не просто утоляет голод, но выбирает пищу по своему вкусу, защищается от холода с помощью одежды, выбранной в соответствии с существующей модой и т.п. Социальные потребности определяются характером отношений человека с другими людьми (в семье, коллективе, социальной системе). Они проявляются в стремлении принадлежать к определённой социальной группе (профессиональной, этнической, конфессиональной и т.п.), добиваться уважения к себе, симпатии или любви, общественного признания своей деятельности, власти над другими людьми и т.д. Удовлетворение социальных потребностей обычно представляет компромисс между двумя целями: быть частью общества и сохранить свою индивидуальность. Надлежащее воспитание формирует потребность следовать нравственным, этическим или правовым нормам поведения в обществе.

Идеальные потребности можно назвать когнитивными (от лат. cognitio - познание). К ним относится стремление познать окружающий мир и своё место в нём, приобщиться к существующим культурным ценностям и самому попытаться создать что-то новое. Истоки когнитивных способностей человека просматриваются в универсальной для всего живого потребности в информации. Легко заметить, что информация о путях и способах достижения цели необходима для удовлетворения практически любой потребности.

Потребности можно подразделить на две разновидности в зависимости от того, как оценивать их удовлетворение: 1) потребности сохранения (или нужды) и 2) потребности роста (или развития). Потребности сохранения связаны с выживанием, поддержанием простого равновесия со средой. Например, в социальной сфере они удовлетворяются достижением принятой нормы ("чтобы всё было, как у людей"), а в идеальной сфере - достижением существующих знаний. Потребности развития этим не удовлетворяются, они связаны с улучшением условий обитания, в социальной сфере - с совершенствованием существующих норм, а в идеальной - с добыванием новых, не известных прежде знаний или созданием новых культурных ценностей.

А. Маслоу (Maslow A. H.) выстроил потребности человека по принципу иерархической пирамиды, определяющей очерёдность удовлетворения потребности в зависимости от её места в указанной иерархии (Рис. 11.1). Сначала удовлетворяются базовые физиологические потребности, обусловленные необходимостью сохранения гомеостаза (дышать, есть, пить, спать, сохранять постоянную температуру тела.), в противном случае потребности следующего иерархического уровня не актуальны. Например, человек, длительно испытывающий голод и одновременно недостаток любви или уважения, в первую очередь добывает пищу, а не уважение или любовь. Если физиологические потребности удовлетворены, то наиболее актуальной становится потребность в безопасности, то есть в стабильности и предсказуемости жизни, защите от страха, тревоги. Когда удовлетворяется и она, наступает очередь социальных и идеальных потребностей, а на самой вершине иерархической пирамиды располагается потребность самосовершенствования. Маслоу не абсолютизировал иерархический порядок удовлетворения потребностей, он лишь утверждал, что низшие потребности чаще всего удовлетворяются раньше, чем высшие (Справка 11.1.).

 

В любое время у человека могут возникнуть несколько потребностей одновременно, удовлетворить которые в одно и то же время невозможно как, например, потребность в пище, вызывающую пищевое поведение, и потребность в безопасности, провоцирующую реакции борьбы или бегства. В связи с этим возникает конкуренция между разными мотивациями, в результате которой одна из них становится доминирующей, например, голод вынуждает подавить чувство страха, когда добыча пищи сопряжена с риском для жизни, или же предпочитается бегство, несмотря на неутолённый голод. Термин доминанта (от лат.dominatio – господство, единовластие) в отечественной физиологии означает временно господствующую рефлекторную систему, обусловливающую интегральный характер функционирования нервных центров в какой-либо период времени и определяющую целесообразное поведение животных и человека. Это понятие ввёл в физиологию русский учёный А. А. Ухтомский (Справка 11.2.).

Доминирующая мотивация определяет направление поведения, она может сохраняться длительно (пока не будет удовлетворена потребность) и характеризуется инертностью и способностью подавлять прочие виды деятельности, обусловленные другими мотивациями. Доминирующая мотивация способна усиливаться при действии посторонних раздражителей. В качестве примера можно рассмотреть поведение человека, страдающего от острой зубной боли, которая препятствует сосредоточенной деятельности и в то же время усиливается при действии посторонних раздражителей (яркий свет, громкие звуки, необходимость контакта с окружающими).

В поведении человека доминирующие мотивации зависят от воспитания и усвоенных норм поведения, индивидуальных установок. Так, например, некоторые люди предпочитают работу, которая им не по душе, но зато хорошо оплачивается: их поведение подчинено доминанте материального успеха. Другие люди при сходных обстоятельствах смиряются со скромным достатком ради возможности заниматься любимым делом, становящимся стержнем всей жизни – у них доминируют иные мотивации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.