Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, понятия, имена 3 страница




культурный Консерватизм – это приверженность сформировавшимся духовным ценностям, нормам и правилам поведения, неприятие всего нового в культуре.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ – критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ – наличие в обществе социальных групп, каждая из которых имеет свою «малую» культуру. Равенство культур, вне зависимости от их масштабности и социального потенциала, и их право на выживание в любых условиях составляют одно из важнейших нормативных требований современной цивилизации.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта (ощущение растерянности, опасности тревоги), возникающего в процессе столкновения индивида, с иной культурной реальностью, реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.Это неумение расшифровать культурную информацию иного окружения, психическая несовместимость с носителями иной культуры и неспособность понять и принять их ценности. При этом личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но и становится развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. – происхождение, возникновение, развитие) – учение о происхождении культуры. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Культурология – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры.

Лао-Цзы - (кит. старый философ) легендарный основатель даосизма, старший современник Конфуция, автор трактата «Дао-де цзин».

Магия (от греч. mageia –колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (шамана колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – пограничная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, этнических культур или субкультур социальных групп.

Маргинальность (от лат. – находящийся на краю, от фр. – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными группами. В маргинальном, промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость: от одного берега отплыл, а к другому не пристал. Маргинальность в том, что ни с одной из культурой – старой или новой – равно как и ни с одной социальной группой (стратой), из которой индивид вышел и в которую ещё только входит, он полностью идентифицировать (отождествить) не может.

МАССА - в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности, некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно, подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер и рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).

Массовый человек – это не человек из массы, а человек с массовым сознанием, его главной характеристикой является то, что он – «как все».

«Махабхарата» - эпос народов Индии. Современный вид приобрёл к середине 1-го тысячелетия. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера. «Махабхарата» - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе стран Азии.

Менестрели – профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции, основная тема песен куртуазная любовь и рыцарские подвиги.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного или индивидуального сознания, включающий и неосознаваемые предпочтения, поведенческие установки. Формируется исторически в недрах культуры народов и меняется очень медленно.

Ментальность - это комплекс особенностей психологического строя и мировосприятия членов этносистем, который выделяет их из всех прочих этнических целостностей и является одной из адаптивных форм поведения, усвоенных до автоматизма безотчётного восприятия.

Метакультура - (как синоним цивилизации) культура, имеющая надэтнический характер в включает в себя разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, могут лежать языковая общность (испанская метакультура), общность природных условий (метакультура горных народов), религии (буддийская, христианская, исламская метакультуры).

Мизантропия (от греч. ненавижу + человек) – отчуждение от людей, ненависть к ним.

Миннезингеры – немецкие средневековые придворные певцы ХII-ХIУ веков, авторы слов и музыки, воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение Богу и феодалу и др.

МИСТИКА – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских учений, осмысливающих эту практику.

Миф (греч. – предание, сказание) – древние повествования о богах, героях, демонах и пр., отражающие в фантастической форме представления людей о реальной природе и социальных явлениях. Миф выполняет важную регулирующую, структурирующую функции, преобразуя хаос - в порядок, неясное и непостижимое – в объяснительно образные формы.

МИФОЛОГИЯ – архаическая, исторически первая форма общественного сознания и способ мыслительной деятельности, главной особенностью которого является синкретизм, то есть качественная неразделенность и переплетенность различных способностей психики человека: веры и разума, адекватного отражения реальности и вымысла, мысли и образа, мысли и эмоций, и т.д. Этот способ мышления формировал и синкретную картину мира, где человек и природа взаимопроникали друг в друга и т.д.

МОДЕЛЬ ВОЛНОВАЯ культурно-исторического процесса – это модель, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.

МОДЕЛЬ ИНВЕРСИВНАЯ культурно-исторического процесса – это вариант циклической модели динамики культуры, при котором изменения носят маятниковый характер от одного полюса культурных ценностей к другому: от жесткой нормативности к распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту, и т.д. Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного опыта, достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры – разум, телесная красота и т.д., противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокая искренняя вера, духовная красота, утверждаемая через телесное страдание, и т.д. Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за Возрождением последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.

МОДЕЛЬ ПРОГРЕССИВНАЯ культурно-исторического процесса – вариант или важный элемент линеарных концепций культурной динамики, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности качественное совершенствование культуры общества культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л.Уайта, одного из основоположников современной культурологии, понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.

МОДЕЛЬ РЕГРЕССИВНАЯ (РЕВЕРСИВНАЯ) культурно-исторического процесса – это вариант линеарной модели, которая представляет собой «стрелу времени», обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, вся история есть лишь деградация культуры. Человек, стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе, отказавшись от современной цивилизации и ее ценнностей.

МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИОННАЯ культурно-исторического процесса– одна из линеарных моделей культурной динамики. Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любой социальный или биологический организм. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в общество, к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.

МОДЕРН – художественный стиль начала ХХ века, стремящийся эстетизировать окружающую среду, усилить ее зрелищность и декоративность с одновременным усилением ее функциональности и использованием новых материалов. Особенно ярко проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

МОДЕРНИЗМ – направление в искусстве конца XIX – первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм, сюрреализм и т.д.) отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.

Монотеизм (от греч. monos – единый и theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. В монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) – это вера в Творца мира, нравственно требовательного.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции, институты культуры и т.д.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория и идеология. Мультикультурализм признаёт права за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» - где предполагается слияние всех культур в единую. Мультикультурализм – это параллельное существование культур. Идея выдвигает главным образом в высокоразвитых странах.

НИРВАНА – в буддизме это понятие характеризует отрешенность от всех жизненных забот и желаний, состояние полного покоя и высшего блаженства человека - конечная цель его стремлений.

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, один из основоположников «философии жизни», где основной категорией была «жизнь» как единственная подлинная реальность и высшая ценность. Человек, по мысли Ницше, природное существо, а культура – это специфический способ адаптации человека к жизни. Самостоятельно человек не может выжить в иррациональном потоке жизни и вынужден создавать различные приспособления, защищающие его, то есть создавать культуру. Поэтому культура для Ницше – это своеобразная стена, отгораживающая человека от подлинной реальности – жизни, или «тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом жизни». Культура ограничивает и подавляет человека, его волю к жизни, делая возможным существование слабых и никчемных людей. Поэтому Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека, где нравственность рассматривается как запрет на естественные желания и поступки человека, из-за чего человек становится больным существом. Ницше указывает на существование двух начал в европейской культуре – дианисийское и аполлонийское. Эти начала являются двумя первичными стадиями существования культуры и двумя полюсами человеческой культуры, которые он отождествляет с образами древнегреческих богов – Диониса и Аполлона. Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый и хаотичный мир эмоций, желаний, инстинктивных побуждений. Выражается он через стихию звуков, обращается исключительно к слуху и связан с первичным трагическим переживанием жизни. Поэтому это начало воплощается в трагедии и музыке. Мир Аполлона связан с гармонией, спокойной, рационально организованной формой и т.д. Аполлонийской начало связано с заменой трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах. Творения аполлонийской культуры представляют собой воплощение чувства меры, самоограничения человека, свободы от диких инстинктов. Когда-то эти два начала соединились в античной трагедии, но затем они взаимоисключали друг друга, разрушая единство природы и человека. Вернуть первозданное единство, по мнению Ницше, можно будет только после появления сверхчеловека. Культурологические идеи Ницше отражены в его работе «Рождение трагедии из духа музыки».

НООСФЕРА (ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки Ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.

Ортодоксальный (от греч. правоверный) – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный.

Ортодоксия – твёрдая приверженность традиционным положениям церкви, сформулированным в вероучительных книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов церкви и учителей церкви.

«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» – термин введен в научный обиход К.Ясперсом. По его мнению, осевое время – поворотный момент в истории, с которого начинается единство человеческой истории, возникают формы духовной жизни, разрушившие господство мифологического сознания и создавшие современную цивилизацию.

Остракизм (от греч. черепок) - 1) в Древней Греции – изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путём тайного голосования при помощи черепков, на которых писались имена изгоняемых; 2) изгнание, гонение, осуждение.

Пайдейя - в Древней Греции процесс формирования самостоятельной развитой личности.

ПАНТЕИЗМ – мировоззрение, отождествляющее Бога и природу, что открывало путь для изучения природы.

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma пример, образец) - 1) образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 2) признанная в некоторой период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем; 3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин парадигма заменяет понятие «картина мира», определённый набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного общества.

Парадокс (греч. paradoxos неожиданный, странный) – 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смысле; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.

ПАРСОНС Толкотт – (1902-1979) американский социолог, основатель школы структурного функционализма. Один из представителей социологической школы в культурологии, которая ищет истоки культуры общественной природе человека и в организации общества. В центре внимания оказывается само общество, его структура и социальные институты, организация их деятельности. Для Парсонса культура выступает как результат общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе более «низкой» социальной системы лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь главными целями являются: адаптация, интеграция, релаксация и т.д. Во второй системе, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как система символов и норм, которые постоянно совершенствуются и усложняются. Парсонс стремился создать общую теорию общества, где культура выступает как важнейший регулятор жизнедеятельности людей. Работы Парсонса: «Социальная система» (1959), «Социальная система и эволюция действия» (1977) и др.

ПАССИОНАРНОСТЬ – термин, введенный в научный обиход Л.Н.Гумилевым для характеристики страстной жажды деятельности и высокой активности отдельных людей или целых народов, способности человеческого организма к сверх напряжениям благодаря воздействию космической энергии.

ПЕРИКЛ (около 495-429 гг. до н.э.) – выдающийся полководец и государственный деятель с 444 г. до н. э. в Афинах выбирался 20 раз стратегом, происходил из знатного рода, но был вождем демократической партии. Вокруг Перикла группировались выдающиеся деятели того времени: историк Геродот, философы Протагор и Анаксагор, скульптор Фидий, трагик Софокл и др. Перикл был инициатором строительства Парфенона и многих других сооружений. Возглавлял морской союз греческих полисов в войне с персами. Годы правления Перикла считаются периодом наивысшего подъема культуры демократических Афин – «век Перикла».

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – (1463-1494). Ученый, философ-гуманист эпохи итальянского Возрождения. Поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями и ораторскими способностями человека», где обосновывалось особое положение человека в мире. Одним из самых его знаменитых трактатов, выражавших гуманистическое мировоззрение, была «Речь о достоинстве. Достоинство человека обусловлено тем, что он причастен всему земному и небесному, а потому в нем утверждается единство души и тела. Кроме того, человек обладает абсолютной свободой выбора, свободой деяния, что делает человека богоподобным. Так утверждалась ценность Человека безотносительно к его социальному и материальному положению, его особое место и роль в мире.

ПИКТОГРАФИЯ – вид рисуночного письма, при котором предметы, события и т.д. изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.

Политеизм (греч. многобожие) – языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Большинство национальных религий политеистичны (индуизм, синтоизм и др.).

Поп-арт (англ. «общедоступное искусство») - модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических опий (фотография, муляж, репродукция), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т.д.).

Постмодернизм – 1) Новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Востоком и Западом, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре. 2) Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 70-80 годы 20 века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернизм не считает, что общество и культура развиваются о восходящей линии и всем странам присущи одни и те же формы. Постмодернизм изменяет содержание культуры. Смешение разнообразных принципов и стилей, культивируемая эзотеричность, расцвет иррационалистических движений и сект в конце 20 столетия бросают вызов духу модернистского рационализма. Исчезает культурная иерархия, культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Высокая культура обретает субкультурный статус, массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей, задающей жизненные стили. Масс-медиа, индустрия досуга, молодёжная субкультура, сами порождённые модернизмом, подрывают и расшатывают его основы, открывая путь к новой эпохе. Культурные стили меняются с калейдоскопической быстротой вместе со сменой поп- и рок-лидеров, рэпа, рейва и пр. (гигантский рост масштабов шоу-бизнеса). Эстетика постмодернизма подрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтируется некий коллаж, состоящий из разношёрстных и разносмысловых кусков. Вместо анализа текста предполагается всматриваться в контекст. Его идеалом служит ассиметрия, карнавал, игра. Постмодернизм провозгласил лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Постмодернизм показал, что в конце 2 тысячелетия именно культура выступает основной сферой, где происходят обновление человечества – и следствие – выдвижение на лидирующие позиции среди всех отраслей социологии культуры.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики; включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.

Православие - одна из трёх ветвей (направлений) христианства. В 395 году после разделения Римской империи христианство разделилось на два направления: католичество (Рим) и православие (Константинополь). У православия нет единой организации, оно представляет собой совокупность самостоятельных церквей (автокефальных). В отличие от католичества, Святой Дух исходит только от Бога-отца, нет чистилища, только рай и ад. Акцент делается на божественности Христа, на стремление к спасению души. Главный праздник Пасха (конец земной жизни Иисуса). Для священников можно иметь семью. Крестятся справа на лево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении.

Прагматизм (греч. дело, действие) – 1) направление в современной, преимущественно американской философии, которое отрицает объективность истины и признаёт истинным только то, что даёт практические, полезные результаты; 2) следование узкопрактическим интересам соображениям пользы, выгоды во всяком деле, в повседневном поведении.

Предрассудки этнические см. этнические предрассудки.

Предубеждение (от лат. суждение, основанное на прошлом) – это враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе. В русском языке – предвзятое, не подтверждённое фактами отношение к человеку (осторожное, подозрительное, недоверие и т.д.). Источником предубеждения, как правило, становятся стереотипы.

Протестантизм - одна из трёх ветвей (направлений) христианства. Возникновение связано с движением Реформации в Европе в16 веке (М.Лютер в Германии, У.Цвингли в Швейцарии, Ж.Кальвина во Франции), с выступлениями против католической церкви (церковными злоупотреблениями, корыстолюбием, продажностью священнослужителей, роскошью). Различные виды протестантизма – лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, пуританство, пресвитерианство, баптизм и др. – распространились по всем странам Европы. Для протестантизма характерно отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии, отмена монашества, священства (посредники между людьми и Богом не нужны), пышных богослужений, индульгенций, икон. Священное Писание имеют право толковать не только священники, но и простые прихожане. Главными условиями спасения души считаются – вера и добродетельное поведение. Признаются только два таинства – Крещение и причащение. В протестантизме хозяйственная деятельность угодна Богу: приумножение богатств – богоугодное дело, именно это стимулировало развитие экономики

РЕВОЛЮЦИЯ ГУТТЕНБЕРГА – изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. XY в. в городе Майнце.

РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ – одна из функций культуры, связанная с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.

Рококо (фр. раковина) – художественный стиль, сложившийся в 18 веке во Франции и получивший распространение в Европе. Его появление связано с кризисом барокко. Он отличается причудливой ассиметричной орнаментацией и изяществом форм. Ему характерны лёгкость, грация, утончённой эстетизм, ирония, вольнодумство. Рококо - это наслаждение быстротекущей жизнью. Формировался как аристократический, дворцовый стиль, который ознаменовался появлением европейского фарфора, менуэта, соло на флейте. Стремился к интимности в искусстве. Характерно для рококо пристрастие к миниатюрным и прихотливым формам: ювелирным композициям из хрусталя, перламутра, драгоценных камней, живописи на эмали, поверхностной экзотике)шёлковые ширмы, лакированные изделия, расписные фонарики, затейливые беседки, попугаи и обезьянки в быту и пр.). В живописи предпочитали нежные, «селадоновые» цвета и оттенки серебристо-серые, голубоватые, лимонно-жёлтые и пр. На развитие европейского рококо оказали влияние традиции итальянской комедии «дель арте» и театр К.Гоцци. В литературе рококо получили развитие галантная лирика, различные виды «лёгкой поэзии»: эпиграмма и элегия.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (РОМАНИКА) – художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой, монументальностью, рациональностью конструкций (использован тип античной базилики) и т.д.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон 18 – 1-й пол. 19 века. Отразив разочарование итогами Великой французской революции, идеологией Просвещения и общественным прогрессом, и выступал за безграничную свободу творчества и создал новую концепцию личности. Вместо просветительской формулы «гражданин и общество» появилась романтическая «личность и Вселенная». Исходная позиция участников романтического движения – неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. У многих романтиков героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Это облекалось в формы иронии и гротеска, поэтику двоемирия. Романтизму характерно ощущение зыбкости и непрочности мира. Он отразил переходное, неустойчивое состояние общества и глубоких перемен в жизни, предчувствие нового. Представители в литературе: Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Э.ПО. М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Тютчев и др. В музыке: Ф.Шуберт, Р.Вагнер, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен. В живописи: Э.Делакруа, У.Тернер, О.А.Кипренский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.