Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, понятия, имена 5 страница. Эклектизм (эклектика) (от греч




Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смыслы и значения.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века, провозгласившее не изображение действительности, а эмоциональное «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма включает деформацию реальной картины действительности ради усиления ее эмоционального переживания и оценки. При этом художники могут выражать как протест против социальной действительности (сильны были тенденции пацифизма), так и усиливать позитивное восприятие красоты мира, человека, человеческих отношений и т.д.

Экстравертная культура – это культура, обращённая на интерес к внешнему миру, на деятельность в нём, на постижение этого мира и изменение его в соответствии с потребностями человека.

Экуменизм (от греч. ойкумена) – 1) движение, стремление к сближению и объединению различных христианских конфессий (церквей); 2) общее обозначение самых различных движений, организаций, инициатив и действий, целью которых является достижение единства христиан, согласно словам из молитвы Иисуса Христа «Да будет всё едино».

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).

Эпикур (341-270) – греческий философ, давший начало и имя целому философскому направлению и мировоззрению – эпикуреизму. Имел много друзей, учеников и почитателей, которых влекла не только его проповедь наслаждения и удовольствия (перед входом в его сад висела надпись «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»), но и личными качествами – умеренностью, самообладанием, мужеством, дружелюбием, почтительным отношением к родителям, гуманным отношениям к рабам.

Эпикуреизм – в узком смысле философская система Эпикура, в широком - мировоззрение, этические представления и образ жизни, основанный на принципах его философии, понимаемой по-разному. Уже в древности эпикуреизм часто ошибочно понимался как эквивалент гедонизма, провозглашавший физические наслаждения высшим благом. В обычной плане эпикуреизм означает особый стиль жизни, связанный в радостями, удовольствиями, комфортом, высоким уровнем обеспеченности, изысканности (эпикурейство). В современной этике идеи эпикуреизма используются для обозначения гедонизма, эгоизма, утилитаризма.

Эрозия культуры - культура утрачивает национальную специфику, теряет лицо и разрушается. Выходит из употребления национальный язык, перестают соблюдаться обычаи, чахнут традиционные формы хозяйства. В итоге это может привести к смерти культуры, превращению её в архивную.

Эсхатология (от греч. eschatos – последний и logos – слово) – учение о «последних днях», о «конце света», которые должны наступить в будущем, о финальных итогах для отдельных человеческих душ, всего человечества и мира в целом.

ЭТИКЕТ – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений: обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.д. Этикет выражает общие требования культуры общения: вежливость, тактичность и т.д. Этикет носит исторический характер и меняется со временем.

этническая Идентичность - осознание свое принадлежности к определённой этнической общности, готовность к сходному с представителями своей этнической группы, образу мыслей и действий.

Этнические предрассудки - содержит бездумное негативное отношение ко всем членам другой этнической группы или большей её части.

Этногенез – исторический процесс происхождения этноса от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов:

- интеграция, когда этнос формировался путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (турки, перуанцы); или за счёт интеграции разноэтнических групп иммигрантов (южноафриканцы, канадцы, американцы США);

- дифференциация, когда от крупного этноса по каким-либо причинам откалывается его окраинная часть (австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (древнерусский этнос на великороссов, украинцев, белорусов);

- трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).

Этнография – наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племён и обществ. В западноевропейской и американской традиции – составная часть антропологии. Этнография началась в 19 века с изучения малых бесписьменных племён и доиндустриальных обществ.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством отождествления себя с определенным народом, его культурными традициями.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Разделяют автостереотипы (что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (что люди думают о другом народе).

Этнология – наука о сравнительном изучении культур. Базовая единица этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологического исследования и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и закономерности, характерные для многих культур. В американской традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (британской, французской) – аналог социальной антропологии, в немецких странах – самостоятельное направление исследования.

Этнос – народ. Это, прежде всего, сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором является общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко политическое единство и общность приёмов хозяйственной практики населения, на основе которых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия людей формируется и единообразие черт комплекса совместной культуры. Например, Л.Н.Гумилёв представлял этнос, как народ, обладающий самобытной культурой и созидающий цивилизации, этнос - это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески.

Этноцентризм – 1) склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму своей этнической группы, которая принимается за образец, эталон. 2) система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими и несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном (например, греки и римляне называли «варварами» окружающие их народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от их собственных). Обычно речь идёт об абсолютизации европейского типы культуры и европоцентризме как форме проявления этноцентризма. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов.

ЭСХИЛ (около 525-456 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Превратил трагедию (первоначально «песнь козлов») из обрядового действия, посвященного богу Дионису, в жанр театрального искусства. Впервые ввел второго актера и тем создал предпосылку для диалога. Форма трагедии у Эсхила сохраняет архаическую монументальность. Характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия, духовные искания. Все герои выступают орудием в руках богов. Автор трагедий: трилогия «Ористея», «Прикованный Прометей» и др.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, философ и психиатр, основатель «аналитической психологии» как учения о «коллективном бессознательном». Будучи учеником и последователем З.Фрейда, Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры. Юнг отрицал пансексуализм Фрейда и эротическую интерпретацию всех явлений культуры. Иначе понимал он и структуру психики человека, в частности природу бессознательного Оно. Изучая состояния транса медиумов, галлюцинации и помрачения рассудка, он сделал вывод о существовании в психике человека не только индивидуального бессознательного как выражение животных инстинктов, но и коллективного бессознательного – родовой памяти человечества, которая связывает индивида с психическим опытом предшествующих поколений, передается по наследству биологическим путем через структуры мозга и является основой индивидуальной психики. Коллективное бессознательное не приобретается в прижизненном опыте, оно существует уже в душе при рождении человека. Содержание коллективного бессознательного – архетипы как первообразы матери-земли, мудрого старца, демонов и т.д. Это не четкие наглядные образы, а скорее некоторые фундаментальные переживания, которые фиксировались в древнейших символах, первосмыслах, под воздействием которых мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир. В них выражается причастность человека к таинственной стороне жизни, неизвестной, непонятной, а потому пугающей. Но архетипы действуют лишь до тех пор, пока мы не осознаем их существование. Как только происходит их осознание, они из архетипов превращаются в сознательные установки. И это возможность гармонизировать отношение культуры и индивида, его бессознательного.

Если, по Фрейду, жизнь каждого человека есть неразрешимое противоречие культурных норм и подсознательных влечений, то, для Юнга, бессознательная основа человеческой личности может жить в мире с культурой. Проявления бессознательного можно сделать безопасными и даже поставить на службу культуре. Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Особенно много таких символов в религии. Например, верующий всегда может помолиться и призвать на помощь Бога. По Юнгу, Бог, как и бесы, искушающие человека, есть не что иное, как архетипы, символически выраженные в соответствующих культурных образах. Обращение к ним помогает человеку справиться с ситуацией. Таким образом, культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным. Так обеспечивается целостность человеческой души. Основные культурологические идеи Юнга отражены в его работах: «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке», «О психологии восточных религий и философий» и др.

ЯСПЕРС Карл (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, психолог, автор культурологической концепции «осевого времени», утверждающей универсальный, общечеловеческий смысл истории. Утверждая духовное (божественное) начало в культуре, Ясперс признавал линейный характер культурно-исторического процесса и его завершение в мировой гуманистической культуре будущего, где реализуется всеобщий диалог, духовное общение людей. На пути к этой цели человечество прошло 4 этапа – 4 исторических типа культурной жизни: 1) доисторический первобытный период (предыстория человечества), когда человек утверждает себя в мире как физическое тело; это период обретения навыков физического труда и правил совместной жизни; 2) древние цивилизации, где расцветает духовная культура в рамках мифологической картины мира; 3) осевое время – переломный и ключевой момент в истории всех народов, когда меняются основы духовной жизни, разрушается мифологическая картина мира и формируется новый тип человека – «одухотворенный человек», который не просто переживает ужас конечности своего бытия, но решает вопросы о смысле этого бытия в религии и философии, а также в «великом искусстве трагедии»; в этот период (около средины I тысячелетия до н.э.) почти одновременно и независимо друг от друга возникают новые культурные центры: даосизм и конфуцианство в Китае; буддизм в Индии; зороастризм в Иране; классическая философия античности в Древней Греции; и т.д. 4) технический век, где основы духовной жизни осевого времени реализуются в рационализированной форме и быстром развитии науки и техники, что приводит к утрате связи человека с подлинными, духовными основами бытия. Выход из этой ситуации – новое осевое время как возрождение «одухотворенного человека». Культурологические идеи К.Ясперса отражены в его работах: «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и др.

Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф) – Бог в иудаизме. Бог Яхве – зарок – условие существования еврейского народа. Он даёт евреям право на землю обетованную, требует концентрации всей их силы для достижения этой цели. Яхве – мессия – Бог, который защищает народ, даёт ему возвысится среди других народов. З это он требует послушания себе, любви к себе. Иудейской культуре требуется человек, который полностью подчинён интересам Бога и еврейского общества, человек, который ничего не знает и не хочет, кроме следования своему закону – Богу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.