Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-философские и социально-культурологические подходы




Наличие большого количества определений понятий «менталитет» и «ментальность» говорит о сложности и многогранности данных понятий. Все проблемы, связанные с анализом ментальности можно разбить на четыре группы:

1) Сложность проникновения в ментальность человека;

2) Специфика самой познавательной ситуации при изучении ментальности;

3) Сложность проникновения в жизнь других эпох и культур;

4) Воздействие ментальности аналитика на процесс исследования.

В связи с этим возникает необходимость изучения менталитета и ментальности с использованием различных подходов. Так, например, Таршис Е.Я. выделяет восемь основных групп научных дисциплин, которые связаны с изучением ментальности[8]:

1. История ментальностей и историческая антропология.

2. Социология Э. Дюркгейма и его школы.

3. Социология А. Шюца.

4. Феноменологическая философия сознания (Э.Гуссерль и др.)

5. Антропология человека (философская, культурная, социальная, структурная, политическая).

6. Эпистемология и социология науки.

7. Теоретическая лингвистика, семиотика, структурная поэтика, структурное изучение мифов, фольклора.

8. Социальная психология, когнитивная психология, психоанализ, нейропсихология.

Названные дисциплины изучают формирование и структуру индивидуального сознания, формы существования сознания в обществе, методы его изучения. Не во всех этих дисциплинах используются термины «менталитет» или «ментальность», но, по существу, анализ феномена происходит.

При перечислении научных дисциплин исследующих феномен ментальности Е.Я. Таршис на первое место поставил исторические науки, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма о коллективных представлениях. Вторым важным шагом в изучении ментальности являются работы Э. Гуссерля и его ученика А. Шюца, который создал последовательное учение о сознании на основе концепции знания как образа жизненного мира.

Работы структуралистов и постструктуралистов содержат эффективные методы анализа различных объективаций ментальности индивида. Большое значение имеет и созданное ими обобщенное представление о тексте, позволяющее рассматривать в едином ключе различные продукты деятельности человека и само его сознание. Наконец, изучение ментальности невозможно без представления о том, как организован «ментальный текст» в сознании индивида, каковы языковые и неязыковые формы существования ментальности как элемента (или структуры) индивидуального сознания. В связи с этим возникает необходимость обращения к довольно широкому пласту психологических исследований.

В настоящей работе будут последовательно рассмотрены социально-философские, социально-культурные, психологические, психосемантические и этнологические подходы к понятиям «менталитет», «ментальность».

Разработкой проблем теории ментальности в России в разное время занимались А.Я. Гуревич, сотрудники руководимого им исследовательского центра "Человек в истории", философы: П.С. Гуревич, А.П. Огурцов, А.Н. Ерыгин, В.П. Макаренко, В.К. Кантор, А.С. Панарин, И.К. Пантин, культурологи: Г.Д, Гачев, М. Рожанский, психологи: В.А. Шкуратов и И.Г. Дубов.

В 1969 году А.Я. Гуревич высказал мысль: в сфере социальной психологии "всегда налицо множество неосознанных, автоматически воспроизводимых действий, представлений и форм поведения. Неосознанность таких нормативных систем часто повышает их эффективность, поскольку они не осмысливаются, и люди руководствуются ими, не воспринимая их сознательно"[9]. Автор, не называя слова "менталитет", описывает это состояние. В 1981 году, описывая народное сознание, Гуревич вводит термин "mentаlite", называя его духовным инструментарием, умственным оснащением, складом ума[10].

Говоря о ментальности больших групп людей, Гуревич замечает, что "понятие ментальности означает наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, определенного общего "умственного инструментария", "психологической оснастки", которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя"[11]. При этом, по Гуревичу, создается особое мировидение, которое налагает неизгладимый отпечаток на все поведение человека. И "субъективная сторона исторического процесса, способ мышления и чувствования, присущий людям данной социальной и культурной общности, включается в объективный процесс их истории"[12].

Развивая свои мысли, Гуревич А.Я. отмечает, что для изучения ментальности, надо изучать установки сознания, что ментальность не официальная идеология и не история общественной мысли. Вообще, духовная жизнь общества богаче и шире, чем сумма политических и философских доктрин, чем религия, ересь, эстетическая мысль и поэтика.

Если выявлены ментальности, то они непременно дают социокультурную картину мира, своего рода мировидение, т.е. органическое слагаемое социальной жизни. Продолжая свои мысли о ментальности, Гуревич А.Я. называет их автоматизмами и привычками сознания [13]. И что "ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании. По большей части они не осознаются самими людьми, обладающими этим видением мира, проявляясь в их поведении и высказываниях, как бы помимо их намерений и воли. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях.

Говоря о значении ментальности в истории, А.Я. Гуревич подчеркивает, что "любые факторы исторического движения становятся его действительными пружинами, реальными причинами, когда они пропущены через ментальность людей и трансформированы ею"[14]. Важным признаком ментальности является ее неосознанность или неполная осознанность.

Знания об истории человека, верованиях и страхах, представлениях и чувствах, поведении и жизненных ценностях - все это дано в ментальности. Гуревич не отказывает человеку в его личной ментальности: "Если идеи вырабатывают и высказывают немногие, то ментальность - неотъемлемое качество любого человека, ее нужно лишь уметь уловить", т.е. и слой идеологов имеет свою ментальность[15].

Таким образом, ментальность - пласт сознания, явно не выговоренный, текучий и потаенный. Ментальность неавтономна, но нет у нее и механической зависимости от материальной жизни. И потому, по Гуревичу А.Я., "история ментальностей не терпит посредственности и механического редукционизма"[16]. На ментальности сверху надстраиваются все рациональные, осмысленные идеологические системы. И потому без учета этого слоя сознания невозможно понять эпоху и ее людей, ее культуру и ее идеологию.

Гуревич дает следующее определение: "Ментальность - социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания не отрефлексированного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков. Идеи на уровне ментальности - это не порожденные индивидуальным сознанием завершенные в себе духовные конструкции, а восприятие такого рода идей определяется социальной средой; восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет, искажает и упрощает"[17], т.е. ментальные идеи - плод такого социального образования, которое не осознает, что творит такие идеи. И в основе любых идеологических конструкций идей лежит ментальность людей, их создавших.

Ментальности лишь опосредовано связаны с миром идей, с идеологией, господствующей в обществе. Но они ни в коем случае не сводимы к идеологии, к идеям, витающим в обществе. Их сфера сложна, непредвидима, связана (не прямо) с материальной жизнью, с демографией, с бытом.

Содержание культуры и ментальности взаимодополняемы: нет содержания культуры без объективаций ментальностей и нет ментальности без содержания культуры. Процесс, который связывает ментальность и культуру и в рамках которого происходят взаимопереходы содержания культуры в содержание ментальности, можно упрощенно представить в виде трех взаимосвязанных процессов:[18]

- ментализации, т.е. проникновения содержания культуры в сознание индивида;

- собственно функционирование ментальности, т.е. процесс протекающий в рамках сознания индивида, связанный с восприятием и переработкой содержания культуры и образного содержании ментальности;

- объективации, т.е. перехода ментальности в деятельность или в различного рода продукты деятельности, том числе знаковые.

Среди возможных видов объективации можно выделить следующие:

- черты деятельности (эмоции, жесты и т.д.)

- поступки;

- способы жизни (как устойчивые формы взаимодействия индивида с его жизненной ситуацией);

- содержание культуры (произведения литературы, искусства, научные работы, предметы потребления и т.п.)

- мнимые формы или квазиформы объективации ментальности (особые виды превращенных форм сознания – коллективное, групповое, массовое сознание), выполняющие существенную роль в процессах идентификации, социального сравнения, рефлексии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.