КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандарты ИСО серии 9000
Стандарты ИСО серии 9000 (ISO 9000) — это международные стандарты, разработанные ТК 176 международной организации ISO для создания эффективных систем менеджмента качества в организациях.
В 1987 году ИСО/ТК 176 официально обнародовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000, в которых были установлены основные требования к формированию общих программ управления качеством как в промышленности, так и в сфере обслуживания. Стандарт ИСО 9000 включает основные принципы политики руководства и обеспечения качества. Он объясняет правила использования трех моделей из ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, а также взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт содержит новое понятие соответствия системы качества и продукции поставщика (изготовителя) установленным требованиям МС ИСО 9000. "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". Стандарт ИСО 9001 приводит требования демонстрации способности поставщика разрабатывать и поставлять продукцию, определяет критерии системы качества. Данная модель ставит поставщика в наиболее жесткие рамки. МС ИСО 9001. " Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании". Стандарт ИСО 9002 - промежуточная модель по уровню требований к поставщику. Стандарт содержит требования по качеству, предусматривающие возможность осуществления поставщиком надзора за главными технологическими процессами при приемке конечного продукта, если это предусмотрено по контракту. МС ИСО 9002. "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
Стандарт ИСО 9003 - наименее требовательная к поставщику. Для решения вопроса о приемке поставщик должен продемонстрировать способность проводить контроль и окончательные испытания конечного продукта. МС ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях". Стандарт ИСО 9004 включает все элементы системы качества. Имея полное представление о работе предприятия, изготовитель должен выбрать набор соответствующих элементов для каждого этапа производственного процесса, с целью повышения экономического эффекта при сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества. 9й вопрос. СТРУКТУРА СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 Основополагающим в серии является стандарт ISO 9000. Он определяет общую идеологию комплекса стандартов данной серии, устанавливает руководящие положения по разработке систем качества, которые могут служить для внутреннего использования на предприятии прирешении общих задач в области качества (ИСО 9004) и длявнешнего использования по вопросам обеспечения качества (ИСО 9001). Наиболее современной версией этого стандарта являетсяISO 9000:2005, которому в национальной системе стандартизации соответствует ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы качества. Основные положения и словарь». Станларт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 состоит трех основных разделов. · Раздел 1 «Область применения» определяет заинтересованных в следовании положениям стандарта лиц. · Раздел 2 «Основные положения системы менеджмента качества» приводит пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дает объяснение процессного подхода, определяет назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр. · Раздел 3 «Термины и определения» приводит словарь терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000. По сравнению с предыдущим изданием в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000. Новый стандарт ИСО 9000:2005 также содержит термины, позволяющие учитывать совместную работу ИСО и МЭК в области надежности.
Стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контракта. Изначально стандарт предполагал соответствие поставщика определенным требованиям на определенных этапах, которые могут включать проектирование, разработку, производство, монтаж и обслуживание, но с развитием общества требования стандарта стали удовлетворять всех заинтересованных лиц. Последней версией этого стандарта является ISO 9001:2008, которой соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Стандарт состоит из восьми разделов. · Раздел 1 «Область применения» описывает общие положения стандарта и его применение в организациях, а также исключения из требований стандарта. · Раздел 2 «Нормативные ссылки» приводит ссылки на стандарты серии ИСО 9000. · Раздел 3 «Термины и определения» дает словарь терминов и определений, используемых в стандарте. · Раздел 4 «Система менеджмента качества» определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документацией и записями по качеству. · Раздел 5 «Ответственность руководства» содержит требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. · Раздел 6 «Менеджмент ресурсов» описывает требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду. · Раздел 7 «Процессы жизненного цикла» формулирует концепцию процессного подхода и определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. · Раздел 8 «Измерение, анализ и улучшение» содержит требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции или оказываемым услугам.
Для удобства пользователя стандарта при разработке и внедрении системы качества согласно ИСО 9001-2008 в приложениях к стандарту приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004. а также изменения в теисте стандарта ИСО 900112008 no сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001:2000. Стандарт ИСО 9004 содержит рекомендации, которые выхолят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации Положения данного стандарта относятся к техническим, административным и человеческим факторам, влияющим на качество продукции или услуг на всех этапах так называемой «петли качества». Особое внимание в стандарте уделяется удовлетворению нужд потребителя, установлению его функциональной ответственности и важности оценки (насколько это возможно) потенциального риска и выгоды. Все эти аспекты должны учитываться при разработке системы качества на предприятии и обеспечивать (поддерживать) на определенном уровне ее эффективность. Так как требования стандарта ИСО 9004:2000 расширяют и дополняют требования стандарта ИСО 9001:2000, то структура этих стандартов идентична. Международному стандарту ИСО 9004 соответствует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1574-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000–2011 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 января 2013 года. Этот стандарт идентичен международному стандарту ISO 9000:2005 Quality management systems – Fundamentals and vocabulary (Система менеджмента качества. Основные положения и словарь), подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 9000–2008.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1575-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001 – 2011 «Система менеджмента качества. Требования» введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 января 2013 года. Этот стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001:2008 Quality management systems – Requirements (Система менеджмента качества. Требования), подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001–2008. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2010 г. № 501-ст национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» утвержден и введен в действие. Этот стандарт идентичен международному стандарту ISO 9004:2009 «Managing for the sustained success of an organization – A quality management approach» («Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»). Введен взамен ГОСТ Р ИСО 9004–2001.
10й вопрос ГОСТ ISO 9000 – 2011
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |