Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории надежности систем




Государственная метрологическая служба Российской Федерации

Современное состояние законодательной метрологии в Российской Федерации

В России до перехода к рыночной экономике обеспечение единства измерений осуществлялось и регулировалось государством централизовано с помощью метрологических государственных и ведомственных центров. В результате все СрИз в СССР находилась под государственным надзором, что обеспечивало высокий уровень метрологического обеспечения в стране.

В новых экономических условиях было принято решения о переходе системы измерений в России на законодательный принцип управления. В 1993 г. были приняты Законы Российской Федерации «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений».

В этих Законах регламентированы организационные принципы метрологического обеспечения и государственного надзора за стандартами и средствами измерений, обязанности Госстандарта, осуществляющего государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в стране с помощью его должностных лиц – государственных инспекторов.

Далее следует отметить ГОСТ Р 1.25–95 «Государственная система стандартизации. Метрологическое обеспечение. Основные положения», регламентирующий организацию работ в стране по метрологическому обеспечению, структуру и задачи государственной и ведомственных метрологических служб. Общие правила и нормы обеспечения единства измерений устанавливают государственные стандарты ГСИ, а также межотраслевые документы метрологического характера: руководящие документы (РД), методические указания Госстандарта (МУ), методики метрологических институтов Госстандарта (МИ), правила по метрологии (ПР), инструкции.

Стандарты ГСИ являются управляющим звеном системы измерений. Они регламентируют основные принципы обеспечения единства измерений, к которым относится следующее:

1. Применение в стране только узаконенных единиц физических величин (СИ – как основная и допускается применение некоторых внесистемных единиц).

2. Воспроизведение физических величин только при помощи государственных эталонов. Размеры единиц должны передаваться СрИз с необходимой точностью.

3. Применение в стране только узаконенных СрИз.

4. Периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых СрИз.

5. Обеспечение необходимой точности измерений при выборе средств, методов и условий измерений.

6. Использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности.

7. Систематический контроль за соблюдением метрологических требований.

Поясним существо требований, заключенных в пункте 4.

При эксплуатации СрИз происходит медленное ухудшение его свойств, увеличение разброса его показаний в результате чего в какой-то момент времени характеристики погрешности СрИз превышает установленные для них нормы, т. е. произойдет метрологический отказ. Поэтому находящиеся в эксплуатации СрИз должны подвергаться поверке через определенные промежутки времени, называемые межповерочными интервалами. Осуществление этих операций возложено на государственную и ведомственную метрологические службы.

Одной из важных сфер деятельности Госстандарта является организация и проведение системы государственных испытаний средств измерений.

Эта система включает:

метрологическую экспертизу технических заданий на разработку средств измерений, проводимую согласно МИ 1314-86. На этом этапе оценивается необходимость разработки СрИз, соответствие его метрологических характеристик ГОСТ 8.009-84, правильность использования метрологических терминов и т. д.;

государственные приемные испытания типов СрИз, намеченных к серийному выпуску или ввозу из-за границы партиями, проводимые по ГОСТ 8.001-80. На них представляется до трех опытных образцов СрИз и весь комплект технической документации. При этом проверяется соответствие СрИз современному техническому уровню, нормированные метрологические характеристики и возможности их контроля, ремонтопригодности и др. При положительных результатах приемных испытаний разрешается выпуск установочной серии СрИз, а представленный тип СрИз утверждают и вносят в государственный реестр;

государственные контрольные испытания образцов серийно выпускаемых или периодически ввозимых из-за границы партиями СрИз, проводимые по той же методике, что и приемные испытания;

метрологическую аттестацию СрИз единичного производства или ввозимых из-за границы единичными экземплярами, проводимую, по ГОСТ 8.326-89. При этом производится метрологическая экспертиза технических заданий, конструкторской и технологической документации и метрологическая аттестация, выполняющая те же функции, что и государственные испытания;

аттестацию стандартных образцов состава и свойств веществ, проводимую по ГОСТ 8.315-91.

В соответствии с ГОСТ 8.383-80 организацию и проведение государственных испытаний средств измерений обеспечивает Госстандарт и его органы

Государственная метрологическая служба (ГМС) представляет сеть государственных метрологических органов и предназначена для управления деятельностью метрологических органов по обеспечению единства измерений. Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта РФ и включает:

ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС), осуществляющий общее научно-методическое руководство и координацию деятельности ГМС;

семь государственных научных метрологических центров, в числе которых функционируют такие крупные научно-исследовательские учреждения как «ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева» (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург), «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, поселок Менделеево Московской области), «Сибирский НИИ метрологии» (СНИИМ, г. Новосибирск), «Уральский НИИ метрологии» (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Наряду с проведением исследований в области теории измерений, указанные центры являются держателями государственных эталонов;

метрологические НПО и НИИ, специализирующиеся по областям и видам измерений, в числе которых можно назвать ВНИИ расходометрии, г. Казань (специализация – расход и объем веществ) «ВНИИФТИ», г. Хабаровск (специализация – региональные эталоны времени и частоты, теплофизические величины) и др.;

органы Государственной метрологической службы на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Территориальные органы ГМС осуществляют методическое руководство деятельностью метрологических служб предприятий и организаций, обеспечивают передачу размеров единиц физических величин от рабочих эталонов к рабочим средствам измерений, осуществляют метрологический контроль и надзор и др. Территориальные органы ГМС осуществляют а пределах своего региона функции и права Госстандарта.

Согласно Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» установлены три вида государственного контроля:

1)утверждение типа средств измерений;

2)поверка средств измерений (в том числе эталонов);

3) лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СрИз.

Виды государственного метрологического надзора:

за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованных методик для выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм;

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида, при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на здравоохранение, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, геодезические и гидрометеорологические работы, обеспечение обороны государства, испытания и контроль качества продукции на установление соответствия ГОСТ Р, банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции и др.

Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор являются Госстандарт РФ и специально уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции.

Непосредственно осуществление государственного контроля и надзора проводится государственными инспекторами: главным государственным инспектором РФ, главными государственными инспекторами регионов, государственными инспекторами городов.

Наиболее распространенной формой надзора являются поверка, которая проводится государственными инспекторами, аттестованными в качестве поверителей. Юридические и физические лица, выпускающие или использующие СрИз, обязаны своевременно представлять их на поверку. Государственные инспекторы имеют право, в пределах возложенных на них должностных обязанностей, посещать предприятия и организации, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, хранятся средства измерения, независимо от форм собственности этих предприятий для проверки состояния и условий применения СрИз, а также аттестованных методик для проведения измерений (МВИ). При этом под МВИ понимается совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.

Государственные органы управления РФ (министерства и ведомства), а также предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях у себя метрологические службы для выполнения работ по обеспечению требуемой точности измерений и осуществления метрологического контроля и надзора. Создание метрологических служб является обязательным при выполнении работ в сферах, указанных как области осуществления государственного метрологического контроля и надзора (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение обороны и др.).

В министерствах обороной и атомной промышленности сохранилась собственная метрологическая служба, включающая службу главного метролога, организации метрологической службы министерства, метрологические службы предприятий и организаций этих министерств. Нижним звеном здесь являются отделы главного метролога на предприятиях и в организациях. Эта служба осуществляет руководство всеми работами по метрологическому обеспечению разработки, производства, испытаний, и эксплуатации продукции, выпускаемой предприятием. Эти органы работают в тесном взаимодействии с государственными метрологическими службами и под их контролем. Такие метрологические службы ранее имелись во всех министерствах и назывались ведомственными метрологическими службами.

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» области метрологической деятельности четко разделены на сферу государственного контроля и надзора и сферу добровольного метрологического контроля и надзора, в которой взаимоотношения складываются на основе рыночных отношений. Так, деятельность юридических (в том числе негосударственных) и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СрИз может осуществляться только при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке органами Госстандарта. В соответствии с этим предприятиям и организациям, имеющими аккредитованные метрологические службы, представляется право на проведение калибровочных работ (взамен поверки) СрИз, находящихся в их распоряжении для обеспечения производственного процесса. Калибровочные работы должны выполняться в соответствии с правилами по метрологии ПР50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ». Калибровке подлежат рабочие средства измерений. Рабочие эталоны, а также средства измерений энергоносителей (счетчики электрической и тепловой энергии, расходомеры и т. д.) калибровке не подлежат, и их метрологическая аттестация производится только органами Госстандарта.

В Законе возможности проведения калибровки сопровождаются словом «может», что по существу определяет добровольность калибровки. Тогда возникает вопрос можно ли использовать СрИз, не прошедшие поверки или калибровки? В сферах государственного метрологического контроля и надзора это будет грубым нарушением законодательства. В сферах негосударственной метрологической службы деятельности не запрещается пользоваться СрИз, не прошедшими поверку или калибровку. Но Законом предусмотрена ответственность (в том числе и уголовная) за нарушение положений по обеспечению единства измерений, установленных метрологических правил и норм независимо от принадлежности физических и юридических лиц к государственной или негосударственной форме собственности. Это условие определяет основную направленность Закона- защитить права и законные интересы граждан Российской Федерации и защитить экономику страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.