Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура в аспекте межкультурной коммуникации




Коммуникация и культура.

 

Термин «коммуникация» появился в научной литературе относительно недавно и за несколько десятилетий ХХ в. стал, по существу, ключевым в социально-гуманитарном знании. Это, по-видимому, объясняется его особой емкостью, позволяющей наполнять слово разно­образными смыслами, использовать его в разных познавательных целях. Самое общее значение касается связи любых объектов, но

■ в социологии таким объектом является общество и составляющие его структуры (и поэтому чаще всего социологическим объ­ектом оказывается массовая коммуникация),

■ в психологии речь идет о межличностной коммуникации,

■ в этнографии исследуются межэтнические коммуникации,

■ в сфере искусства это коммуникация между создателем произ­ведения - режиссером, актером, поэтом, художником, композитором и т.д. - и зрителем, читателем, слушателем и т.д.,

■ в образовании имеется в виду коммуникация между учителем и обучаемым.

В разных случаях используются разные формы и виды коммуни­кации и соответствующие им технологии. Так, можно выделить вер­бальные и невербальные коммуникации, устные и письменные, печат­ные и электронные. Их можно рассматривать в пространственном и временном аспектах, в локальном культурном срезе (этническая куль­тура) и глобальном (международная, кросскультурная коммуникация).

Но о какой бы форме коммуникации ни шла речь - есть имманент­но присущие этому процессу единицы, наличие которых и позволяет говорить именно о коммуникации. Мы имеем в виду такие понятия, как информация (сообщение или текст), понимание (как рациональ­ное, так и чувственное), которое является целью коммуникации, и технология, позволяющая эффективно с точки зрения понимания ин­формацию транслировать.

Отметим и необходимые условия коммуникации. Первое из них -ориентация участников на некоторые общие интерсубъективные нор­мы, и второе - коммуникативная компетентность.

Традиционно выделяются следующие составляющие процессов массовой коммуникации.

Источник коммуникации («кто») как ряд функциональных органи­зационных единиц, занимающихся широкой трансляцией социально значимой информации: институты, отвечающие за поддержание поля массовой коммуникации; институты, технически обеспечивающие функционирование этого поля (государственные комитеты и комис­сии, общественные, частные теле- и радиокомпании, агентства массо­вой печати, книгоиздательства и т.п.); группы интересов, финанси­рующие распространение определенных сообщений.

Содержание, форма и объем информации («что сообщается») как совокупность передаваемых знаний, оценок, верований, представлений специализированного и обыденного уровней.

Каналы массовой информации: издательства газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляционные сети, специфика качественных и количе­ственных характеристик, обусловленная как техническими возможно­стями передачи адекватного образа сообщаемых сведений, так и ориен­тацией на свойства аудитории.

Аудитория как особая единица коммуникативного процесса («ко­му»), дифференцированная на социокультурные группы, а также по психофизиологическим особенностям восприятия и переработки ин­формации.

Факторы эффективности сообщения («с каким эффектом»), оп­ределяемые через социальное поведение, действие или бездействие, проявляемые под его воздействием.

Выразительные средства массовой информации:

- предсказуемость и избыточность информации, облегчаю­щие ее восприятие;

- отчетливость сообщения, способствующая распознаванию, интеграции и пониманию его составляющих (слов, фраз, визуальных образов и т.п.);

- доступность языка и сообщений, определяемая соотношением простых и сложных элементов и обуславливающая узнавание и понима­ние их содержания.1

В понятие коммуникации входит категория массы, без которой трудно обойтись в анализе современного общества. Именно поэтому практически все мыслители ХХ века неизбежно обращались к этой категории. Характеристики массы содержатся в работах Г. Х. Ортеги-и-Гассета, А. Адорно, Э. Фромма, Д. Белла и многих других.

 

Культура представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространенных в обществе и передающихся из поколения в поколение. Если многие черты человека имеют врожден­ный и неизменный характер, то культура является предметом усвоения и в разных обществах может оказываться различной. Наиболее ключе­вые, рано усвоенные ее аспекты мало подвержены переменам: во-первых, в силу того, что для изменения центральных элементов когни­тивной организации взрослого человека необходимо массированное воздействие, и, во-вторых, потому, что самые сокровенные ценности становятся для человека самоцелью и отречение от них порождает неосознанные страхи и утрату уверенности в себе. Конечно, в услови­ях серьезных и постоянных сдвигов социетарного характера преобра­зованиям могут подвергнуться даже ключевые элементы культуры, однако их изменение, скорее, будет происходить с вытеснением одно­го поколения другим, чем путем перестройки сознания взрослых лю­дей, чья социализация уже состоялась.

В культуре можно выделить несколько уровней.

Национальная культура - высший уровень; способ реализации со­ответствующих оценок и восприятий в конкретной организации - это корпоративная культура. Функциональные специалисты могут обла­дать кроме того и профессиональной культурой и этикой.

 

Слои культуры

Наружный слой - явные продукты и артефакты

Внешняя культура выражается языком, пищей, строениями, дома­ми, памятниками, сельским хозяйством, святынями, рынками, модой и искусством.

Средний слой - нормы и ценности.

Нормы - общее ощущение группы - что правильно и что непра­вильно. Нормы могут быть разработаны на формальном уровне в виде писаных инструкций и на неформальном уровне, проявляясь в виде социального контроля. Культура относительно стабильна, когда нор­мы отражают ценности группы. Ценности в свою очередь отражают, что хорошо и что плохо.

Ядро - концепции, связанные с существованием. У большинства народов существование определялось борьбой с природой - холодом, засухой и др. Поэтому культура во многом определяется средой оби­тания.

 

Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отно­шений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появ­ляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаи­модействия культур приобретает изменение состояний, качеств, облас­тей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение но­вых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Так как подобные результаты подготавливаются постепенно, иногда незамет­но, исподволь, то процессы взаимодействия культур - как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией, эпизоди­ческие контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отно­шения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представите­лей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Выделяют разные уровни взаимодействия культур. Этнический уровень взаимодействия характерен для отно­шений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы; однако на этом уровне и прежде, и в настоящее время возмож­ны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художе­ственными, научными достижениями.

В повседневной практике общения стран и народов мира чаще все­го перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных связях, особенно внутри полинационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и малые нации, имеющие свои администра­тивно-государственные формы регулирования этнического образова­ния и не имеющие таких форм. При этом более крупное по численно­сти представителей и по роли в жизни разных народов культурное образование способно оказать большее влияние на процессы взаимо­действия, нежели малая этническая группа, хотя вклад последней во взаимодействие никоим образом нельзя недооценивать. Все же иссле­дователи выделяют культуру-донора (которая больше отдает, чем по­лучает) и культуру-реципиента (культура, в основном принимающая). В течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться.

Важное значение во взаимодействии культур имеет его структура, т. е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древ­них и широко распространенных форм взаимодействия выступает об­мен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, политические, правовые связи. Под влиянием взаимодей­ствия культур весьма своеобразно могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействую­щих народов, а также в их обычаях. Следует учитывать и конкретный уровень взаимодействия культур - осуществляются ли связи на уровне государственных или профессионально-корпоративных отношений, обществ, организаций или через обыденную, повседневную жизнь широких групп населения. Различают также формы и принципы взаи­модействия культур. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия (в этом случае принципы взаимодействия чаще всего нацелены на равноправное сотрудничест­во), и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания формы взаимодействия (в этом случае, как пра­вило, доминирует стремление к односторонней выгоде в процессе взаимодействия). Практика международных отношений выступает как особая, исторически сложившаяся политическая форма регулирования межкультурных контактов разных стран между собой, в процессе ко­торых могут быть выработаны специальные органы и объединения, осуществляющие более целеустремленную и широкую политику взаимодействия разных стран, в т. ч. в сфере собственно культурной активности (например, в ООН такие цели преследует деятельность ЮНЕСКО).

Международные отношения выступают не только формой взаи­модействия культур, но они содержат в себе и целую цепочку меха­низмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механиз­мов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом взаимодей­ствия культур может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муни­ципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений.

Весьма неоднозначными бывают результаты взаимодействия куль­тур, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретро­спективы. Оценка этих результатов - достаточно сложная процедура, поскольку еще не выработаны критерии, позволяющие говорить о без­условно положительных или отрицательных последствиях взаимодей­ствия. Последнее утверждение нельзя отнести к тем случаям, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодейст­вия с другой и постепенно растворяется в ней или исчезает без следа. Такой результат наиболее отчетливо прослеживался и в прошлой, и в сегодняшней практике на примере культур реликтового или архаиче­ского типа, которые вплоть до наших дней сохраняются в ряде регио­нов, при их внезапном столкновении с культурами современного типа. Подобные культуры нередко оказываются не готовыми в сжатые сро­ки, быстрыми темпами освоить те сложные культурные формы жизне­деятельности, которые им навязывает более динамичное и дифферен­цированное культурное окружение (индустриальные и постиндустри­альные культуры). В настоящее время достаточно остро стоит пробле­ма разрешения этого противоречия: необходимо найти такие способы адаптации подобных культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными.

Более сложным по результатам и последствиям бывает взаимодей­ствие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типоло­гическим характеристикам, по способности к динамическим измене­ниям, по уровню внутренней дифференциации. Распространение в какой-либо культуре удобных для работы орудий труда, современных технологий, новых оценочных критериев повседневного поведения людей, взятых из инокультурного опыта, не может быть признано по­зитивным или негативным, пока не станет ясно, какое именно воздей­ствие оказали те или иные заимствования на глубинные качества куль­турной жизни данного народа. Новые предметы и явления культурной практики должны быть оценены не сами по себе, но лишь с позиций того, насколько они помогли данной культуре адаптироваться к изме­нениям внешнего мира, развить ее творческие потенции. В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предо­хранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшест­вующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культур­ной идентичности и др.

 

Социокультурная коммуникация и субкультуры

В современной исторической ситуации очевидным является факт, что на нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американ­ской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Вполне естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается значительное число субкультурных различий, но обнаруживаются также и черты сходства, которые и позволяют говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом слу­чае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от стату­са ее участников, в горизонтальной плоскости.

В то же время, добровольно или нет, но многие люди входят в со­став тех или иных общественных групп, обладающих своими культур­ными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской куль­турой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежностью, географическим располо­жением, экономическим состоянием, половозрастными характеристи­ками, семейным положением и социальным статусом их членов. Ины­ми словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкуль­турами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне.

■ Межэтническая коммуникация — это общение между лица­ми, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще все­го общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное на­следство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди домини­рующей культуры. Совместное существование в рамках одного обще­ства естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

■ Контркультурная коммуникация происходит между предста­вителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражает­ся в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами мате­ринской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации яв­ляется отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей куль­туры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопос­тавляющих их ценностям большинства.

■ Коммуникация среди социальных классов и групп основыва­ется на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного обще­ства. Все различия между людьми возникают в результате их проис­хождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в про­тивоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражается на коммуникации между ними.

■ Коммуникация между представителями различных демо­графических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между муж­чинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлеж­ностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями куль­туры этой группы.

■ Коммуникация между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отно­шений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами насе­ления.

Региональная коммуникация возникает между жителями раз­личных областей (местностей), поведение которых в одинаковой си­туации может значительно отличаться. Так, например, жители одного американского штата испытывают значительные затруднения при об­щении с представителями другого штата. Жители Новой Англии от­талкивает приторно-сладкий стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспри­нимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.

Коммуникация в деловой культуре возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обы­чаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее уча­стниками. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единст­венно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориен­тируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только стал­киваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привыч­ные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 6973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.