Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Службы стандартизации организации (предприятия)




Технические комитеты (ТК) по стандартизации

Россия Государственной системой стандартизации техниче­ские комитеты определены в качестве одного из важнейших органов по стандартизации. Легитимность создания и функ­ционирования российских технических комитетов по стандар­тизации в качестве организационных звеньев национальной системы стандартизации РФ обеспечивается Федеральным за­коном «О техническом регулировании» (п. 1 ст. 14), в котором, в частности, установлено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность.

Госстандарт России утвердил и с 1 января 1993 г. ввел в действие на территории России ПР 50-688—92 «Временное ти­повое положение о техническом комитете по стандартизации», в котором установлен статус российских ТК по стандартиза­ции, подробно изложен порядок их создания и направления деятельности.

На основе данного Типового положения при создании кон­кретных ТК разрабатываются и по согласованию с Ростехрегулированием утверждаются конкретные Положения о них.

Технический комитет по стандартизации представляет со­бой объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организа­ций) — членов ТК, которое создается на добровольной основе для экспертизы и разработки национальных стандартов Рос­сийской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственных стандар­тов (ГОСТ), а также для проведения работ в области между­народной и региональной международной стандартизации по закрепленным за ТК объектам стандартизации и областям деятельности.

К работе в ТК привлекаются ученые и ведущие специалисты всех заинтересованных сторон: заказчики (потребители), разра­ботчики (проектанты), изготовители, специализированные орга­ны и организации по стандартизации, метрологии и сертифика­ции, государственные контрольно-надзорные органы, общест­венные организации потребителей, научно-технические и инже­нерные общества, коммерческие структуры, вузы.

Российские ТК по стандартизации по своему статусу явля­ются межведомственными общественными объединениями, которые в пределах своей компетенции интегрируют интересы всех сторон — членов ТК, прямо или косвенно заинтересован­ных в разработке, принятии и применении национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударст­венных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям раз­вития науки, техники, производства или специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры российских ТК по стандартиза­ции строятся по следующей типовой схеме:

• председатель российского ТК (авторитетный ученый или специалист по объектам стандартизации, закрепленным за данным ТК);

• заместитель председателя российского ТК (представитель Ростехрегулирования или потребителя (заказчика), при необходимости);

• ответственный секретарь российского ТК и секретариат российского ТК (менеджеры в области стандартизации, организующие межведомственное взаимодействие в рабо­тах по стандартизации всех заинтересованных членов ТК);

• подкомитеты (ПК), формируемые по признаку закрепле­ния за ними части объектов стандартизации, закрепленных за ТК в целом, и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК, в том числе образуемые с участием представителей других (смежных) ТК по стандартизации.

ВНИИНМАШ Ростехрегулирования осуществляет государст­венную регистрацию вновь образуемых российских ТК по стан­дартизации и ведет их реестр, подготавливает Перечень ТК по стандартизации (с соответствующими дополнениями и измене­ниями) для опубликования, ведет справочно-информационное и консультационное обслуживание заинтересованных предпри­ятий и организаций народного хозяйства по вопросам россий­ских ТК по стандартизации.

СНГ Образование на территории бывшего СССР независи­мых государств привело к необходимости разработки нацио­нальных политик в области стандартизации, сертификации и метрологии, поскольку для устранения технических барьеров в торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничест­ве, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости постав­ляемой друг другу продукции, обеспечения ее безопасности необходима согласованная политика в области стандартизации, сертификации и метрологии всех стран — членов СНГ. В связи с этим на заседании глав правительств стран — членов СНГ в Москве было подписано Соглашение о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и сер­тификации от 13 марта 1992 г.

Подписавшие соглашение страны согласились с тем, что они:

• обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования систем стандартизации, метрологии, сертифика­ции и организации работ в этой области;

• используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их примени­тельно к рыночной экономике, гармонизируя с междуна­родными нормами и правилами;

• признают действующие ГОСТ в качестве региональных межгосударственных (международных) стандартов;

• охраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межго­сударственными стандартами, предусматривая гармониза­цию их требований с международными, региональными (международными) и передовыми национальными стан­дартами зарубежных стран;

• осуществляют работы по сертификации на основе общих ор­ганизационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации;

• признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве государственных;

• согласованно решают правовые, экономические и орга­низационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних и многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Для выработки согласованной политики, определения ос­новных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации, метрологии, сертификации и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в состав которого вошли руко­водители соответствующих органов управления участников Соглашения.

Участники Соглашения приняли решение проводить согла­сованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

• принятие общих правил проведения работ по стандартиза­ции, метрологии и сертификации, представляющих межго­сударственный интерес;

• установление единых обязательных требований к продук­ции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жиз­ни и здоровья человека, охрану окружающей среды, со­вместимость и взаимозаменяемость, а также единых мето­дов испытаний; • стандартизация общетехнических требований, представ­ляющих межгосударственный интерес;

• организация ведения и развитие классификаторов техни­ко-экономической информации и систем кодирования;

• установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения;

• ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

• ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударст­венных стандартов, международных, региональных и на­циональных стандартов других стран и обеспечение участ­ников Соглашения этими стандартами;

• ведение и хранение представляющих межгосударственный интерес действующих отраслевых стандартов на важней­шие группы продукции;

• взаимное признание результатов государственных испыта­ний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

• взаимное признание аккредитованных испытательных, по­верочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на про­дукцию и систем обеспечения качества;

• издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и регио­нальных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представ­ляющих межгосударственный интерес;

• координация программ подготовки и повышения квали­фикации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• международное сотрудничество в области стандартизации,

метрологии, сертификации и качества.

В развитие и дополнение к основному Соглашению о прове­дении согласованной политики в области стандартизации, мет­рологии и сертификации на межправительственном уровне были приняты:

(1) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частот;

(2) Соглашение о сотрудничестве по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники;

(3) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в об­ласти стандартизации, метрологии и сертификации;

(4) Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений на провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью по­верки и метрологической аттестации.

Практическую деятельность по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет Межгосударственный совет на основе Положения о Межгосударственном совете по стандарти­зации, метрологии и сертификации. В данном Положении опре­делено, что Совет осуществляет координацию и вырабатывает решения по проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Совет состоит из полномочных представителей государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Рабочим органом Совета является постоянно действующий Технический секретариат. Местопребыванием Технического секретариата был выбран город Минск.

Официальным языком Совета и его рабочего органа являет­ся русский язык.

Совет выполняет следующие основные функции:

• выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности межгосударственного со­трудничества в области стандартизации, метрологии и сер­тификации;

• рассмотрение и принятие основных направлений научных исследований научно-технических программ, планов и проектов;

• представление на утверждение правительствам государств-участников, а при наличии полномочий — утверждение документов, предусмотренных Соглашением;

• принятие решений о межгосударственных стандартах;

• выработка и принятие правил и процедур проведения со­вместных работ по стандартизации, метрологии и серти­фикации;

• рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по стандарти­зации, метрологии и сертификации с выработкой предло­жений по источникам их финансирования;

• принятие решений о формировании Технического секре­тариата Совета и временных научно-технических комис­сий, утверждение планов их работ и сметы расходов.

Совет может осуществлять и другие функции, определяемые Соглашением или дополнительными полномочиями, согласо­ванными с правительствами.

Представителями в Совете являются руководители нацио­нальных органов по стандартизации, метрологии и сертифика­ции государств — участников Соглашения, которые от имени государств наделены правом быть членами Совета и полномо­чиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на Совет.

Принятые Советом решения по принципиальным вопросам являются обязательными для национальных органов по стан­дартизации, метрологии и сертификации, которые издают По­становления об их введении на территориях соответствующих государств.

Функции председательствующего на заседаниях Совета осу­ществляются поочередно каждым членом Совета. Повестки ра­боты заседаний утверждаются большинством голосов членов Совета. По процедурным вопросам решения принимаются так­же простым большинством голосов.

Решения по конкретным межгосударственным программам, техническим проектам и формам сотрудничества принимаются членами Совета на основе принципа консенсуса (согласия). Ре­шения, затрагивающие интересы любого из государств-участников, не могут приниматься в отсутствие представляюще­го его члена Совета.

В промежутках между заседаниями члены Совета организуют в своих государствах работу по реализации принятых Советом решений, поддерживают контакты с Техническим секретариатом и между собой.

Технический секретариат Совета состоит из пяти постоян­но работающих высококвалифицированных консультантов-организаторов (менеджеров) по главным направлениям дея­тельности Совета, определенным Соглашением, и техническо­го персонала.

Финансирование расходов Технического секретариата, свя­занных с организацией работы Совета и содержанием техниче­ского аппарата, осуществляется за счет ежегодных взносов госу­дарств — участников Соглашения в соответствии со сметой рас­ходов, утверждаемой Советом.

Функции Технического секретариата определяются поло­жением, которое утверждается Советом. Предложения по под­бору специалистов в Технический секретариат готовит нацио­нальный орган по стандартизации, метрологии и сертификации Белоруссии, на территории которой находится Технический секретариат Совета.

Межгосударственный Совет принимает соглашения, прави­ла, рекомендации, межгосударственные стандарты (ГОСТ). Так, например, им приняты соглашения:

• о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

• о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

• о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации;

• о взаимном признании результатов государственных испы­таний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также резуль­татов аккредитации лабораторий, осуществляющих испы­тания, поверку или калибровку средств измерений.

Ряд документов применяется Советом совместно с други­ми органами, созданными в рамках СНГ. Так, например, Межгосударственным Советом и Советом по туризму госу­дарств — участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма принята «Концепция по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в об­ласти туризма в государствах — участниках Содружества Не­зависимых Государств». Основными целями и задачами Кон­цепции являются:

• сближение (гармонизация) законодательных и норматив­но-правовых документов по туризму государств — участ­ников СНГ, в том числе обеспечивающих упрощение про­цедур таможенного и пограничного регулирования;

• создание необходимых условий для осуществления органи­зационных, технических и экономических мероприятий, обеспечивающих соответствие предоставляемых услуг ос­новным принципам и правилам международных и нацио­нальных систем сертификации в государствах — участни­ках Соглашения о сотрудничестве в области туризма;

• установление единых (согласованных, гармонизирован­ных) требований к объектам и услугам в области туризма.

Координация деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями Межгосударственного совета. Он же утвержда­ет программы и планы стандартизации, устанавливает приори­тетные направления этих работ.

Для разработки межгосударственных стандартов и проведе­ния конкретных работ в области межгосударственной стандарти­зации и метрологии были созданы Межгосударственные техни­ческие комитеты по стандартизации (МТК) по закрепляемым за ними объектам стандартизации и областям деятельности.

Таким образом, МТК являются организационными звеньями межгосударственной (стран — членов СНГ) системы стандарти­зации и учреждаются Межгосударственным советом по стандар­тизации, метрологии и сертификации. Вопросы о придании функций (обязанностей) МТК ранее созданным в рамках быв­шего СССР техническим комитетам (ТК) по стандартизации практически решаются Межгосударственным советом по стан­дартизации, метрологии и сертификации по представлению со­ответствующих национальных органов по стандартизации, мет­рологии и сертификации стран, на территории которых нахо­дятся соответствующие ранее созданные ТК по стандартизации бывшего СССР. Основной критерий при создании МТК — меж­государственный характер проводимых ими работ по стандарти­зации и метрологии. Данные комитеты, как правило, создава­лись в соответствии с номенклатурой технических комитетов международных организаций ИСО и МЭК.

В государствах — участниках Соглашения могут быть созда­ны национальные ТК, аналогичные созданным МТК, для про­ведения работ по стандартизации на национальном уровне. При этом государство — член МТК может делегировать националь­ному ТК право на осуществление непосредственного взаимодей­ствия с МТК на стадии подготовки рабочих документов. В та­ком случае ТК выступает в качестве постоянно действующего национального рабочего органа МТК.

Информация о создании национального ТК направляется национальным органом в Технический секретариат Совета и в секретариат МТК. Членами МТК являются государства — участ­ники Соглашения.

Межгосударственный совет практически играет роль регио­нальной международной организации по стандартизации, мет­рологии и сертификации, что было признано Советом ИСО.

Межгосударственные технические комитеты по стандартиза­ции по своему статусу являются общественными объединениями межгосударственного уровня, интегрирующими в своих рамках интересы всех государств — членов МТК, непосредственно за­интересованных в разработке, принятии и применении межго­сударственных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологий или специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры МТК по стандартизации стро­ятся по следующей типовой схеме:

• председатель МТК по стандартизации;

• заместитель председателя МТК по стандартизации (при необходимости);

• ответственный секретарь МТК и секретариат МТК;

• подкомитеты (МТК) и ответственные секретари МТК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ), в том чис­ле формируемые из представителей заинтересованных (смежных) МГТК по стандартизации.

Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, расположенный в Республике Беларусь, осуществляет регистрацию МТК и ведет их реестр.

ИСО и МЭК Международные технические комитеты по стандартизации ICO и МЭК (в том числе и их совместные технические комитеты, например СТК 1 «Информатика») по сво­ему статусу являются неправительственными международными объединениями ученых и специалистов стран — членов ТК, ин­тегрирующими в своих рамках интересы гражданских обществ стран, наиболее заинтересованных в разработке, принятии именно на международном (общемировом) уровне и примене­нии соответствующих международных стандартов (МС ИСО, публикации МЭК), совместные МС ИСО/МЗК) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологии или специа­лизированным сферам деятельности.

Организационные структуры международных ТК по стандар­тизации строятся по следующей типовой схеме:

• общее собрание членов международного ТК ИСО (ТК МЭК);

• Председатель ТК ИСО (ТК МЭК);

• ответственный секретарь ТК ИСО (ТК МЭК) и секретари­ат ТК ИСО (ТК МЭК);

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК.

ВНИИНМАШ Ростехрегулирования является головной ор­ганизацией по международному сотрудничеству в области стан­дартизации, ведет национальные российские секретариаты ИСО и МЭК, осуществляет справочно-информационное и консульта­ционное обслуживание по этой тематике предприятий и органи­заций народного хозяйства.

ЕС и страны дальнего зарубежья Региональные ТК по стан­дартизации CEN и CENELEC по своему статусу являются меж­правительственными региональными объединениями ученых и специалистов государств — членов ЕС, интегрирующими в своих рамках интересы этих государств, непосредственно заинтере­сованных в разработке, принятии именно на региональном ев­ропейском уровне и применении соответствующих Евростандартов по конкретным направлениям развития науки, техники, тех­нологии специализированным сферам деятельности.

Организационные структуры общеевропейских ТК по стан­дартизации строятся по следующей типовой схеме:

• общее собрание членов ТК CEN (TK CENELEC);

• председатель ТК CEN (TK CENELEC);

• ответственный секретарь ТК CEN (TK CENELEC), секре­тариат ТК CEN (TK CENELEC);

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК. ТК CEN и ТК CENELEC обычно образуются на базе соот­ветствующих национальных ТК по стандартизации государств —членов ЕС.

Российская Федерация и другие страны СНГ в западно­европейской стандартизации имеют в настоящее время возмож­ность участвовать лишь косвенно — на основе Соглашений о взаимодействии заключенных ИСО с CEN и МЭК с CENELEC, а также на базе двухсторонних соглашений между Российской Федерацией, другими странами СНГ с отдельными странами ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция и др.).

Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего за­рубежья (ФРГ, Япония и другие капиталистические страны) по своему статусу являются неправительственными межотраслевыми объединениями ученых и специалистов, основными организаци­онными исполнительными звеньями в национальных системах стандартизации этих государств, возглавляемых, как правило, не­правительственными национальными учреждениями по про­блемам стандартизации (DIN — в ФРГ, JIS — в Японии, BSI — в Великобритании и т.д.).

Организационные структуры национальных ТК по стандар­тизации стран дальнего зарубежья строятся по следующей типо­вой схеме:

• общее собрание членов национального ТК;

• председатель национального ТК;

• ответственный секретарь национального ТК (обязательно служащий национального органа по стандартизации) и секретариат национального ТК;

• подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК;

• постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК.

Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего за­рубежья учреждаются заинтересованными в их создании сторо­нами (фирмами, правительственными учреждениями, страховы­ми компаниями и др.) под эгидой национальных органов по стандартизации. При этом предприятия и организации-учреди­тели вносят учредительские взносы на образование ТК, а потом ежегодные членские взносы для финансирования содержания ответственных секретарей и секретариатов национальных ТК по стандартизации.

Ответственными секретарями национальных ТК по стандар­тизации обязательно являются служащие национального органа по стандартизации, а также находящиеся в их непосредственном подчинении сотрудники немногочисленных секретариатов ТК.

Федеральным законом «О техническом регулировании» уста­новлены общие правовые основы деятельности по стандартиза­ции в Российской Федерации, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности (СХД): организаций, предприятий, объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, альянсов, трестов, холдингов, финансово-промышленных групп, коммерческих банков, трастовых компаний и других коммерче­ских структур), акционерных обществ (АО) закрытого и откры­того типов, кооперативов, колхозов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), межотраслевых, отраслевых, регио­нальных и других хозяйственных объединений и организаций, а также для индивидуальных предпринимателей (далее — органи­зации). Организации должны организовывать и проводить рабо­ты по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом, руководствуясь в первую очередь положениями и кон­кретными правилами проведения работ по стандартизации, ус­тановленными в следующих документах:

(1) основополагающие национальные стандарты национальной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5 и др.);

(2) другие основополагающие организационно-технические и общетехнические национальные стандарты РФ, сформи­рованные в комплексы стандартов (в том числе 2.ЕСКД, З.ЕСТД, 15.СРПП и др.);

(3) правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартиза­ции, принятые Ростехрегулированием (ПР 50.1... — XX, Р50.1... — XX) и рекомендации по стандартизации (Р), принятые всероссийскими НИИ — ВНИИНМАШ,

ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ (в том числе Р 50-605-79-93 «Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предпри­ятия» (ВНИИстандарт. М., 1993));

(4) ГОСТ Р, межгосударственные стандарты (ГОСТ) и другие действующие на территории РФ нормативные документы по стандартизации на продукцию, услуги и процессы по профилю деятельности данной организации;

(5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭ и СИ, в том числе ОКП, ТН ВЭД, ОКБУН, ОКПО и др.);

(6) международные стандарты (МС ИСО, МС ИСО/МЭК, публикации МЭК), региональное международные стан­дарты (CEN, CENELEC и др.), руководства (GAID), ре­комендации (RECOMENDATIONS), регулирующие дея­тельность по стандартизации на международном уровне и региональном международном уровне, к которым при­соединилась Российская Федерация;

(7) приказы, решения, указания, руководства (директивы) организации, а также Положение о службе стандартиза­ции данной организации, которое рекомендуется разра­ботать и утвердить у руководителя (генерального дирек­тора, директора) организации с учетом Р 50-605-79—93.

В Положении о службе стандартизации конкретной органи­зации, создаваемой в виде конструкторского, технологического, научно-исследовательского, проектного или другого инженерно­го отдела, лаборатории, бюро, сектора, группы, должностного лица (в зависимости от производственно-хозяйственного про­филя, специфики и масштаба организации), рекомендуется рег­ламентировать следующие вопросы:

(1) подчиненность службы (непосредственно руководителю организации, главному конструктору, главному технологу, заместителю директора по технической работе или др.);

(2) организационную структуру службы (начальник, замести­тель начальника, сектора, группы, должности), ее количе­ственный состав (численность) и уровень оплаты труда (штатное расписание);

(3) основные квалификационные требования к сотрудникам службы (дифференцированно по должностям излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководством организации);

(4) основные профессионально-служебные функции (обя­занности) службы;

(5) права службы.

При разработке и утверждении (приказом по организации) По­ложения о службе стандартизации конкретной организации реко­мендуется учитывать два основных организационно-правовых ва­рианта создания и условий функционирования данной службы:

(1) основные профессионально-служебные функции (обя­занности) и права службы в случае, когда на нее не воз­лагаются функции (обязанности) ведения секретариата российского (или международного) технического комите­та (ТК) или подкомитета (ПК) по стандартизации. Круг основных функций (обязанностей) у службы стандартизации в этом случае уже, оплата труда может быть на 15—

20% ниже оплаты труда службы, сформированной по второму варианту;

(2) на службу стандартизации организации возлагаются допол­нительные профессионально-служебные функции (обя­занности) по ведению секретариата ТК (ПК) по стандар­тизации (см. ПР 50-688—92 «Временное типовое положе­ние о техническом комитете по стандартизации» и Пере­чень «ТК по стандартизации»). В этом случае службыстандартизации наделяются соответствующими ее более высокому правовому статусу правами. Оплата труда может быть на 15—20% выше, чем оплата труда службы,

сформированной по первому варианту.

Современные руководящие документы служб стандартиза­ции, как правило, содержат:

• общие правовые положения по созданию и организации функционирования службы стандартизации организаций (предприятий) в современных условиях хозяйствования;

• типовые функции (обязанности) и права службы стандар­тизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу не возлагаются функции (обязанности) ведения секретариата ТК (ПК) по стандартизации;

• типовые дополнительные функции (обязанности) и права службы стандартизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу возлагаются обязанности по веде­нию секретариата ТК (ПК) по стандартизации.

В обоснованных случаях служба стандартизации организа­ции (предприятия) может быть сформирована как служба (подразделение) организации (предприятия), на которую с уче­том задач перехода к экономике рыночного типа и формиро­вания наиболее эффективных организационных структур кон­кретных организаций одновременно возлагаются также функ­ции (обязанности) по следующим смежным с собственно стан­дартизацией вопросам:

• маркетинг, научно-техническая (НТИ) и технико-эконо­мическая (ТЭИ) информация;

• унификация деталей, узлов, агрегатов;

• типизация технологических процессов;

• разработка и обеспечение функционирования системы ка­чества;

• участие в испытаниях или испытания продукции;

• подготовка документов для проведения работ по обяза­тельной и (или) добровольной сертификации продукции и добровольной сертификации систем качества;

• подготовка документов для получения лицензий на маркиро­вание выпускаемой продукции (оказываемых услуг) знаком соответствия национальным стандартам (ГОСТ Р и ГОСТ), распространяющимся на данную продукцию (услуги).

В некоторых организациях (предприятиях), отличающихся малым масштабом и относительно узким профилем деятельно­сти, служба стандартизации организации (предприятия) может быть сформирована как подразделение, на которое одновре­менно возлагаются сразу три генеральных направления дея­тельности:

• стандартизация;

• метрологическое обеспечение производства;

• подготовка документов к сертификации продукции (услуг) и систем менеджмента качества.

При отсутствии интегрированной службы стандартизации ор­ганизации (предприятия) эта служба должна осуществлять тесное взаимодействие с другими подразделениями предприятия, кото­рые указанные выше функции (обязанности) выполняют.

Положение и деятельность служб стандартизации на фирмах в странах дальнего зарубежья (по опыту фирм ФРГ, Японии, Франции и других развитых стран) характеризуется следующими особенностями:

• службы подчиняются или непосредственно высшему руко­водителю фирмы (президенту, директору, т.е. руководите­лю «первой руки»), или наиболее высокому по должности техническому специалисту — руководителю фирмы (тех­ническому директору, главному конструктору, главному технологу и т.п.);

• службы комплектуются в основном за счет наиболее ква­лифицированного и авторитетного инженерно-техническо­го персонала, других инженерно-технических служб фир­мы, которые перед этим проработали в них по 10—15 лет, досконально знакомы с конструированием и технологией производства соответствующей продукции и свободно вла­деют одним-двумя иностранными языками;

• уровень оплаты труда сотрудников службы стандартизации фирмы обычно на 10—20% выше, чем уровень оплаты тру­да аналогичных по должности сотрудников других инже­нерных подразделений фирмы;

• службы хорошо оснащены новейшей организационной техникой (компьютерами, средствами связи, размножения документации и др.);

• в службе стандартизации фирмы «сходятся нити» практи­чески всей научно-технической (НТИ), нормативно-тех­нической (НТД) и технико-экономической (ТЭИ) инфор­мации, используемой на фирме. Во всей производствен­ной документации, применяемой на фирме (в том числе в контрактах на поставляемую продукцию), всей техниче­ской и другой документации разрешается делать ссылки только на собственные стандарты фирмы;

• стандарты фирмы (СТО) являются основной и, по сути, единственной категорией стандартов, непосредственно применяемых фирмами в их производственно-хозяйствен­ной деятельности. Это наиболее массовая и наиболее «ра­ботающая» в реальных производственно-хозяйственных процессах категория стандартов;

• стандарты фирмы (СТО) часто содержат требования более высокие и более «жесткие», чем аналогичные требования СТО у фирм-конкурентов, аналогичные требования местных и зарубежных национальных стандартов, а также меж­дународных и региональных международных стандартов;

• руководящий персонал служб стандартизации фирм ак­тивно участвует от имени и по поручению своих фирм од­новременно в соответствующих профилю фирмы нацио­нальных, региональных международных и международных ТК (ПК) по стандартизации, проводя и отстаивая в них техническую политику фирмы;

• стандарты фирмы (СТО) часто предлагаются непосредст­венно в качестве проектов международных, региональных международных или местных национальных стандартов;

• опосредованное (посредством введения непосредственно через СТО) применение международных и международных региональных стандартов часто осуществляется в странах дальнего зарубежья ранее их введения через местные на­циональные стандарты (DIN, JIS и др.).

Аналогичная ситуация по опережающему применению меж­дународных и региональных международных стандартов путем их адаптированного введения в стандарты организации (СТО) стала возможной теперь и в России.

Глава 8

Развитие стандартизации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.