КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Службы стандартизации организации (предприятия)
Технические комитеты (ТК) по стандартизации Россия Государственной системой стандартизации технические комитеты определены в качестве одного из важнейших органов по стандартизации. Легитимность создания и функционирования российских технических комитетов по стандартизации в качестве организационных звеньев национальной системы стандартизации РФ обеспечивается Федеральным законом «О техническом регулировании» (п. 1 ст. 14), в котором, в частности, установлено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность. Госстандарт России утвердил и с 1 января 1993 г. ввел в действие на территории России ПР 50-688—92 «Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации», в котором установлен статус российских ТК по стандартизации, подробно изложен порядок их создания и направления деятельности. На основе данного Типового положения при создании конкретных ТК разрабатываются и по согласованию с Ростехрегулированием утверждаются конкретные Положения о них. Технический комитет по стандартизации представляет собой объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организаций) — членов ТК, которое создается на добровольной основе для экспертизы и разработки национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ), а также для проведения работ в области международной и региональной международной стандартизации по закрепленным за ТК объектам стандартизации и областям деятельности. К работе в ТК привлекаются ученые и ведущие специалисты всех заинтересованных сторон: заказчики (потребители), разработчики (проектанты), изготовители, специализированные органы и организации по стандартизации, метрологии и сертификации, государственные контрольно-надзорные органы, общественные организации потребителей, научно-технические и инженерные общества, коммерческие структуры, вузы. Российские ТК по стандартизации по своему статусу являются межведомственными общественными объединениями, которые в пределах своей компетенции интегрируют интересы всех сторон — членов ТК, прямо или косвенно заинтересованных в разработке, принятии и применении национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям развития науки, техники, производства или специализированным сферам деятельности. Организационные структуры российских ТК по стандартизации строятся по следующей типовой схеме: • председатель российского ТК (авторитетный ученый или специалист по объектам стандартизации, закрепленным за данным ТК); • заместитель председателя российского ТК (представитель Ростехрегулирования или потребителя (заказчика), при необходимости); • ответственный секретарь российского ТК и секретариат российского ТК (менеджеры в области стандартизации, организующие межведомственное взаимодействие в работах по стандартизации всех заинтересованных членов ТК); • подкомитеты (ПК), формируемые по признаку закрепления за ними части объектов стандартизации, закрепленных за ТК в целом, и ответственные секретари ПК; • постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК, в том числе образуемые с участием представителей других (смежных) ТК по стандартизации. ВНИИНМАШ Ростехрегулирования осуществляет государственную регистрацию вновь образуемых российских ТК по стандартизации и ведет их реестр, подготавливает Перечень ТК по стандартизации (с соответствующими дополнениями и изменениями) для опубликования, ведет справочно-информационное и консультационное обслуживание заинтересованных предприятий и организаций народного хозяйства по вопросам российских ТК по стандартизации. СНГ Образование на территории бывшего СССР независимых государств привело к необходимости разработки национальных политик в области стандартизации, сертификации и метрологии, поскольку для устранения технических барьеров в торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости поставляемой друг другу продукции, обеспечения ее безопасности необходима согласованная политика в области стандартизации, сертификации и метрологии всех стран — членов СНГ. В связи с этим на заседании глав правительств стран — членов СНГ в Москве было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. Подписавшие соглашение страны согласились с тем, что они: • обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования систем стандартизации, метрологии, сертификации и организации работ в этой области; • используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их применительно к рыночной экономике, гармонизируя с международными нормами и правилами; • признают действующие ГОСТ в качестве региональных межгосударственных (международных) стандартов; • охраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными (международными) и передовыми национальными стандартами зарубежных стран; • осуществляют работы по сертификации на основе общих организационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации; • признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве государственных; • согласованно решают правовые, экономические и организационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних и многосторонних договоров, программ и технических проектов. Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации, метрологии, сертификации и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в состав которого вошли руководители соответствующих органов управления участников Соглашения. Участники Соглашения приняли решение проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям: • принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес; • установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний; • стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес; • организация ведения и развитие классификаторов технико-экономической информации и систем кодирования; • установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения; • ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных; • ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин; • формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами; • ведение и хранение представляющих межгосударственный интерес действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции; • взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений; • взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества; • издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес; • координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации; • международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества. В развитие и дополнение к основному Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации на межправительственном уровне были приняты: (1) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частот; (2) Соглашение о сотрудничестве по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники; (3) Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации; (4) Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений на провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью поверки и метрологической аттестации. Практическую деятельность по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет Межгосударственный совет на основе Положения о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации. В данном Положении определено, что Совет осуществляет координацию и вырабатывает решения по проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Совет состоит из полномочных представителей государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом Совета является постоянно действующий Технический секретариат. Местопребыванием Технического секретариата был выбран город Минск. Официальным языком Совета и его рабочего органа является русский язык. Совет выполняет следующие основные функции: • выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности межгосударственного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и сертификации; • рассмотрение и принятие основных направлений научных исследований научно-технических программ, планов и проектов; • представление на утверждение правительствам государств-участников, а при наличии полномочий — утверждение документов, предусмотренных Соглашением; • принятие решений о межгосударственных стандартах; • выработка и принятие правил и процедур проведения совместных работ по стандартизации, метрологии и сертификации; • рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по стандартизации, метрологии и сертификации с выработкой предложений по источникам их финансирования; • принятие решений о формировании Технического секретариата Совета и временных научно-технических комиссий, утверждение планов их работ и сметы расходов. Совет может осуществлять и другие функции, определяемые Соглашением или дополнительными полномочиями, согласованными с правительствами. Представителями в Совете являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников Соглашения, которые от имени государств наделены правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на Совет. Принятые Советом решения по принципиальным вопросам являются обязательными для национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые издают Постановления об их введении на территориях соответствующих государств. Функции председательствующего на заседаниях Совета осуществляются поочередно каждым членом Совета. Повестки работы заседаний утверждаются большинством голосов членов Совета. По процедурным вопросам решения принимаются также простым большинством голосов. Решения по конкретным межгосударственным программам, техническим проектам и формам сотрудничества принимаются членами Совета на основе принципа консенсуса (согласия). Решения, затрагивающие интересы любого из государств-участников, не могут приниматься в отсутствие представляющего его члена Совета. В промежутках между заседаниями члены Совета организуют в своих государствах работу по реализации принятых Советом решений, поддерживают контакты с Техническим секретариатом и между собой. Технический секретариат Совета состоит из пяти постоянно работающих высококвалифицированных консультантов-организаторов (менеджеров) по главным направлениям деятельности Совета, определенным Соглашением, и технического персонала. Финансирование расходов Технического секретариата, связанных с организацией работы Совета и содержанием технического аппарата, осуществляется за счет ежегодных взносов государств — участников Соглашения в соответствии со сметой расходов, утверждаемой Советом. Функции Технического секретариата определяются положением, которое утверждается Советом. Предложения по подбору специалистов в Технический секретариат готовит национальный орган по стандартизации, метрологии и сертификации Белоруссии, на территории которой находится Технический секретариат Совета. Межгосударственный Совет принимает соглашения, правила, рекомендации, межгосударственные стандарты (ГОСТ). Так, например, им приняты соглашения: • о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; • о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; • о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации; • о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений. Ряд документов применяется Советом совместно с другими органами, созданными в рамках СНГ. Так, например, Межгосударственным Советом и Советом по туризму государств — участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма принята «Концепция по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма в государствах — участниках Содружества Независимых Государств». Основными целями и задачами Концепции являются: • сближение (гармонизация) законодательных и нормативно-правовых документов по туризму государств — участников СНГ, в том числе обеспечивающих упрощение процедур таможенного и пограничного регулирования; • создание необходимых условий для осуществления организационных, технических и экономических мероприятий, обеспечивающих соответствие предоставляемых услуг основным принципам и правилам международных и национальных систем сертификации в государствах — участниках Соглашения о сотрудничестве в области туризма; • установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к объектам и услугам в области туризма. Координация деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями Межгосударственного совета. Он же утверждает программы и планы стандартизации, устанавливает приоритетные направления этих работ. Для разработки межгосударственных стандартов и проведения конкретных работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии были созданы Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК) по закрепляемым за ними объектам стандартизации и областям деятельности. Таким образом, МТК являются организационными звеньями межгосударственной (стран — членов СНГ) системы стандартизации и учреждаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Вопросы о придании функций (обязанностей) МТК ранее созданным в рамках бывшего СССР техническим комитетам (ТК) по стандартизации практически решаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по представлению соответствующих национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации стран, на территории которых находятся соответствующие ранее созданные ТК по стандартизации бывшего СССР. Основной критерий при создании МТК — межгосударственный характер проводимых ими работ по стандартизации и метрологии. Данные комитеты, как правило, создавались в соответствии с номенклатурой технических комитетов международных организаций ИСО и МЭК. В государствах — участниках Соглашения могут быть созданы национальные ТК, аналогичные созданным МТК, для проведения работ по стандартизации на национальном уровне. При этом государство — член МТК может делегировать национальному ТК право на осуществление непосредственного взаимодействия с МТК на стадии подготовки рабочих документов. В таком случае ТК выступает в качестве постоянно действующего национального рабочего органа МТК. Информация о создании национального ТК направляется национальным органом в Технический секретариат Совета и в секретариат МТК. Членами МТК являются государства — участники Соглашения. Межгосударственный совет практически играет роль региональной международной организации по стандартизации, метрологии и сертификации, что было признано Советом ИСО. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации по своему статусу являются общественными объединениями межгосударственного уровня, интегрирующими в своих рамках интересы всех государств — членов МТК, непосредственно заинтересованных в разработке, принятии и применении межгосударственных стандартов (ГОСТ) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологий или специализированным сферам деятельности. Организационные структуры МТК по стандартизации строятся по следующей типовой схеме: • председатель МТК по стандартизации; • заместитель председателя МТК по стандартизации (при необходимости); • ответственный секретарь МТК и секретариат МТК; • подкомитеты (МТК) и ответственные секретари МТК; • постоянные и временные рабочие группы (РГ), в том числе формируемые из представителей заинтересованных (смежных) МГТК по стандартизации. Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, расположенный в Республике Беларусь, осуществляет регистрацию МТК и ведет их реестр. ИСО и МЭК Международные технические комитеты по стандартизации ICO и МЭК (в том числе и их совместные технические комитеты, например СТК 1 «Информатика») по своему статусу являются неправительственными международными объединениями ученых и специалистов стран — членов ТК, интегрирующими в своих рамках интересы гражданских обществ стран, наиболее заинтересованных в разработке, принятии именно на международном (общемировом) уровне и применении соответствующих международных стандартов (МС ИСО, публикации МЭК), совместные МС ИСО/МЗК) по конкретным направлениям развития науки, техники, технологии или специализированным сферам деятельности. Организационные структуры международных ТК по стандартизации строятся по следующей типовой схеме: • общее собрание членов международного ТК ИСО (ТК МЭК); • Председатель ТК ИСО (ТК МЭК); • ответственный секретарь ТК ИСО (ТК МЭК) и секретариат ТК ИСО (ТК МЭК); • подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК; • постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК. ВНИИНМАШ Ростехрегулирования является головной организацией по международному сотрудничеству в области стандартизации, ведет национальные российские секретариаты ИСО и МЭК, осуществляет справочно-информационное и консультационное обслуживание по этой тематике предприятий и организаций народного хозяйства. ЕС и страны дальнего зарубежья Региональные ТК по стандартизации CEN и CENELEC по своему статусу являются межправительственными региональными объединениями ученых и специалистов государств — членов ЕС, интегрирующими в своих рамках интересы этих государств, непосредственно заинтересованных в разработке, принятии именно на региональном европейском уровне и применении соответствующих Евростандартов по конкретным направлениям развития науки, техники, технологии специализированным сферам деятельности. Организационные структуры общеевропейских ТК по стандартизации строятся по следующей типовой схеме: • общее собрание членов ТК CEN (TK CENELEC); • председатель ТК CEN (TK CENELEC); • ответственный секретарь ТК CEN (TK CENELEC), секретариат ТК CEN (TK CENELEC); • подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК; • постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК. ТК CEN и ТК CENELEC обычно образуются на базе соответствующих национальных ТК по стандартизации государств —членов ЕС. Российская Федерация и другие страны СНГ в западноевропейской стандартизации имеют в настоящее время возможность участвовать лишь косвенно — на основе Соглашений о взаимодействии заключенных ИСО с CEN и МЭК с CENELEC, а также на базе двухсторонних соглашений между Российской Федерацией, другими странами СНГ с отдельными странами ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция и др.). Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего зарубежья (ФРГ, Япония и другие капиталистические страны) по своему статусу являются неправительственными межотраслевыми объединениями ученых и специалистов, основными организационными исполнительными звеньями в национальных системах стандартизации этих государств, возглавляемых, как правило, неправительственными национальными учреждениями по проблемам стандартизации (DIN — в ФРГ, JIS — в Японии, BSI — в Великобритании и т.д.). Организационные структуры национальных ТК по стандартизации стран дальнего зарубежья строятся по следующей типовой схеме: • общее собрание членов национального ТК; • председатель национального ТК; • ответственный секретарь национального ТК (обязательно служащий национального органа по стандартизации) и секретариат национального ТК; • подкомитеты (ПК) и ответственные секретари ПК; • постоянные и временные рабочие группы (РГ) при ПК. Национальные ТК по стандартизации в странах дальнего зарубежья учреждаются заинтересованными в их создании сторонами (фирмами, правительственными учреждениями, страховыми компаниями и др.) под эгидой национальных органов по стандартизации. При этом предприятия и организации-учредители вносят учредительские взносы на образование ТК, а потом ежегодные членские взносы для финансирования содержания ответственных секретарей и секретариатов национальных ТК по стандартизации. Ответственными секретарями национальных ТК по стандартизации обязательно являются служащие национального органа по стандартизации, а также находящиеся в их непосредственном подчинении сотрудники немногочисленных секретариатов ТК. Федеральным законом «О техническом регулировании» установлены общие правовые основы деятельности по стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности (СХД): организаций, предприятий, объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, альянсов, трестов, холдингов, финансово-промышленных групп, коммерческих банков, трастовых компаний и других коммерческих структур), акционерных обществ (АО) закрытого и открытого типов, кооперативов, колхозов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), межотраслевых, отраслевых, региональных и других хозяйственных объединений и организаций, а также для индивидуальных предпринимателей (далее — организации). Организации должны организовывать и проводить работы по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом, руководствуясь в первую очередь положениями и конкретными правилами проведения работ по стандартизации, установленными в следующих документах: (1) основополагающие национальные стандарты национальной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5 и др.); (2) другие основополагающие организационно-технические и общетехнические национальные стандарты РФ, сформированные в комплексы стандартов (в том числе 2.ЕСКД, З.ЕСТД, 15.СРПП и др.); (3) правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации, принятые Ростехрегулированием (ПР 50.1... — XX, Р50.1... — XX) и рекомендации по стандартизации (Р), принятые всероссийскими НИИ — ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ (в том числе Р 50-605-79-93 «Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия» (ВНИИстандарт. М., 1993)); (4) ГОСТ Р, межгосударственные стандарты (ГОСТ) и другие действующие на территории РФ нормативные документы по стандартизации на продукцию, услуги и процессы по профилю деятельности данной организации; (5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭ и СИ, в том числе ОКП, ТН ВЭД, ОКБУН, ОКПО и др.); (6) международные стандарты (МС ИСО, МС ИСО/МЭК, публикации МЭК), региональное международные стандарты (CEN, CENELEC и др.), руководства (GAID), рекомендации (RECOMENDATIONS), регулирующие деятельность по стандартизации на международном уровне и региональном международном уровне, к которым присоединилась Российская Федерация; (7) приказы, решения, указания, руководства (директивы) организации, а также Положение о службе стандартизации данной организации, которое рекомендуется разработать и утвердить у руководителя (генерального директора, директора) организации с учетом Р 50-605-79—93. В Положении о службе стандартизации конкретной организации, создаваемой в виде конструкторского, технологического, научно-исследовательского, проектного или другого инженерного отдела, лаборатории, бюро, сектора, группы, должностного лица (в зависимости от производственно-хозяйственного профиля, специфики и масштаба организации), рекомендуется регламентировать следующие вопросы: (1) подчиненность службы (непосредственно руководителю организации, главному конструктору, главному технологу, заместителю директора по технической работе или др.); (2) организационную структуру службы (начальник, заместитель начальника, сектора, группы, должности), ее количественный состав (численность) и уровень оплаты труда (штатное расписание); (3) основные квалификационные требования к сотрудникам службы (дифференцированно по должностям излагаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководством организации); (4) основные профессионально-служебные функции (обязанности) службы; (5) права службы. При разработке и утверждении (приказом по организации) Положения о службе стандартизации конкретной организации рекомендуется учитывать два основных организационно-правовых варианта создания и условий функционирования данной службы: (1) основные профессионально-служебные функции (обязанности) и права службы в случае, когда на нее не возлагаются функции (обязанности) ведения секретариата российского (или международного) технического комитета (ТК) или подкомитета (ПК) по стандартизации. Круг основных функций (обязанностей) у службы стандартизации в этом случае уже, оплата труда может быть на 15— 20% ниже оплаты труда службы, сформированной по второму варианту; (2) на службу стандартизации организации возлагаются дополнительные профессионально-служебные функции (обязанности) по ведению секретариата ТК (ПК) по стандартизации (см. ПР 50-688—92 «Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации» и Перечень «ТК по стандартизации»). В этом случае службыстандартизации наделяются соответствующими ее более высокому правовому статусу правами. Оплата труда может быть на 15—20% выше, чем оплата труда службы, сформированной по первому варианту. Современные руководящие документы служб стандартизации, как правило, содержат: • общие правовые положения по созданию и организации функционирования службы стандартизации организаций (предприятий) в современных условиях хозяйствования; • типовые функции (обязанности) и права службы стандартизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу не возлагаются функции (обязанности) ведения секретариата ТК (ПК) по стандартизации; • типовые дополнительные функции (обязанности) и права службы стандартизации организации (предприятия) в случае, когда на эту службу возлагаются обязанности по ведению секретариата ТК (ПК) по стандартизации. В обоснованных случаях служба стандартизации организации (предприятия) может быть сформирована как служба (подразделение) организации (предприятия), на которую с учетом задач перехода к экономике рыночного типа и формирования наиболее эффективных организационных структур конкретных организаций одновременно возлагаются также функции (обязанности) по следующим смежным с собственно стандартизацией вопросам: • маркетинг, научно-техническая (НТИ) и технико-экономическая (ТЭИ) информация; • унификация деталей, узлов, агрегатов; • типизация технологических процессов; • разработка и обеспечение функционирования системы качества; • участие в испытаниях или испытания продукции; • подготовка документов для проведения работ по обязательной и (или) добровольной сертификации продукции и добровольной сертификации систем качества; • подготовка документов для получения лицензий на маркирование выпускаемой продукции (оказываемых услуг) знаком соответствия национальным стандартам (ГОСТ Р и ГОСТ), распространяющимся на данную продукцию (услуги). В некоторых организациях (предприятиях), отличающихся малым масштабом и относительно узким профилем деятельности, служба стандартизации организации (предприятия) может быть сформирована как подразделение, на которое одновременно возлагаются сразу три генеральных направления деятельности: • стандартизация; • метрологическое обеспечение производства; • подготовка документов к сертификации продукции (услуг) и систем менеджмента качества. При отсутствии интегрированной службы стандартизации организации (предприятия) эта служба должна осуществлять тесное взаимодействие с другими подразделениями предприятия, которые указанные выше функции (обязанности) выполняют. Положение и деятельность служб стандартизации на фирмах в странах дальнего зарубежья (по опыту фирм ФРГ, Японии, Франции и других развитых стран) характеризуется следующими особенностями: • службы подчиняются или непосредственно высшему руководителю фирмы (президенту, директору, т.е. руководителю «первой руки»), или наиболее высокому по должности техническому специалисту — руководителю фирмы (техническому директору, главному конструктору, главному технологу и т.п.); • службы комплектуются в основном за счет наиболее квалифицированного и авторитетного инженерно-технического персонала, других инженерно-технических служб фирмы, которые перед этим проработали в них по 10—15 лет, досконально знакомы с конструированием и технологией производства соответствующей продукции и свободно владеют одним-двумя иностранными языками; • уровень оплаты труда сотрудников службы стандартизации фирмы обычно на 10—20% выше, чем уровень оплаты труда аналогичных по должности сотрудников других инженерных подразделений фирмы; • службы хорошо оснащены новейшей организационной техникой (компьютерами, средствами связи, размножения документации и др.); • в службе стандартизации фирмы «сходятся нити» практически всей научно-технической (НТИ), нормативно-технической (НТД) и технико-экономической (ТЭИ) информации, используемой на фирме. Во всей производственной документации, применяемой на фирме (в том числе в контрактах на поставляемую продукцию), всей технической и другой документации разрешается делать ссылки только на собственные стандарты фирмы; • стандарты фирмы (СТО) являются основной и, по сути, единственной категорией стандартов, непосредственно применяемых фирмами в их производственно-хозяйственной деятельности. Это наиболее массовая и наиболее «работающая» в реальных производственно-хозяйственных процессах категория стандартов; • стандарты фирмы (СТО) часто содержат требования более высокие и более «жесткие», чем аналогичные требования СТО у фирм-конкурентов, аналогичные требования местных и зарубежных национальных стандартов, а также международных и региональных международных стандартов; • руководящий персонал служб стандартизации фирм активно участвует от имени и по поручению своих фирм одновременно в соответствующих профилю фирмы национальных, региональных международных и международных ТК (ПК) по стандартизации, проводя и отстаивая в них техническую политику фирмы; • стандарты фирмы (СТО) часто предлагаются непосредственно в качестве проектов международных, региональных международных или местных национальных стандартов; • опосредованное (посредством введения непосредственно через СТО) применение международных и международных региональных стандартов часто осуществляется в странах дальнего зарубежья ранее их введения через местные национальные стандарты (DIN, JIS и др.). Аналогичная ситуация по опережающему применению международных и региональных международных стандартов путем их адаптированного введения в стандарты организации (СТО) стала возможной теперь и в России. Глава 8 Развитие стандартизации
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |