Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия реализации и совершенствования




Проектная стадия

(1) Разработка рабочей проектной документации оргпроекта системы МК:

• подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной до­кументации и литературы для разработки рабочей проект­ной документации оргпроекта (перечень и комплект доку­ментации и литературы);

• разработка рабочей проектной документации оргпроекта на систему общего МК, «продуктовые» системы МК и системы для внедоговорных условий (комплект рабочей проектной документации).

(2) Разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей документации оргпроекта системы МК:

• оценка готовности предприятия к внедрению оргпроекта системы МК (СО МК, «продуктовых» системы МК и систем для внедоговорных условий) (аналитическая справка);

• разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей проектной документации оргпроекта на системы общего МК, «продуктовые» системы МК и системы для внедого­ворных условий (проекты планов мероприятий по вне­дрению);

• оценка эффективности оргпроекта.

(3) Оформление и экспертиза оргпроекта системы МК:

• оформление, составление пояснительных записок и ком­плектование оргпроекта системы МК (утвержденный орг-проект с планом внедрения);

• организация экспертизы (или рецензирования) оргпроекта системы МК (акт экспертизы или рецензии; сводка заме­чаний);

• корректировка оргпроекта (в соответствии с замечаниями) (откорректированный оргпроект; протокол согласования).

(1) Выполнение плана реализации оргпроекта:

• подготовка и издание приказа о введении в действие ут­вержденной рабочей документации оргпроекта и выполне­нии планов мероприятий по ее реализации (приказ);

• организация и выполнение планов мероприятий по реали­зации рабочей документации оргпроекта системы МК (приказы, распоряжения, акты, отзывы).

(2) Контроль и анализ реализации оргпроекта системы МК и его совершенствования:

• контроль реализации оргпроекта (акты, контрольные кар­ты и т.п.);

• корректировка хода реализации оргпроекта (по результа­там контроля) (приказы, распоряжения, дополнения, из­менения и т.п.);

• анализ реализации оргпроекта системы МК (справки, ре­комендации и т.п.);

• проведение приемо-передаточных работ (акт);

• организация и проведение сертификации системы МК (за­явка; комплект документации; сертификат);

• оценка фактической эффективности системы МК (итого­вый расчет);

• проведение работ по развитию и совершенствованию сис­темы МК (усовершенствованный оргпроект).

Независимо от условий, в которых создаются системы МК, этот процесс включает, как правило, разработку системы об­щего МК, «продуктовых» систем УК и систем для внедоговорных условий. Применительно к конкретным ситуациям струк­тура системы УК, подлежащая разработке, принимается после серьезного обоснования с учетом требований потребителей, например может быть разработана СО МК и «продуктовая» система УК для одного самого «профильного» на предприятии вида продукции, поставляемого как на внутренний, так и внешний рынки.

Разработка и реализация системы МК требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему УК следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по повы­шению и обеспечению качества в системе МК носит предпри­нимательский, а также инновационный характер, поэтому необ­ходимо более глубоко обосновывать (например, бизнес-пла­нированием) целесообразность подобного рода инвестиций и их эффективность.

Общее руководство всеми работами, связанными с создани­ем системы МК, целесообразно осуществлять менеджерам выс­шего звена, особенно первым руководителем (генеральным ди­ректором) предприятия, от которого зависит, насколько и в каком соответствии будут заложены в систему и выполняться процедуры, разработанные в соответствии с принципами сис­темного МК, МС ИСО, других НТД и НМД. К разработке сис­темы МК следует привлекать практически все подразделения и службы предприятия. Особая роль при этом отводится специа­лизированным подразделениям (например, отделу организации МК), непосредственно осуществляющим организацию и обес­печение качества и конкурентоспособности продукции. При этом важно определить их задачи, функции, права и обязанно­сти. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем следует привлекать консультационные, научно-исследо­вательские и другие специализированные внешние организации, а также отдельных профессиональных работников по сис­темному оргпроектированию.

При проведении работ по созданию, функционированию и совершенствованию системы УК необходим самый широкий спектр методов, способных достичь поставленных целей. Среди наиболее используемых методов в МК можно отметить, в зави­симости от целей их применения, следующие:

• для обследования — анкетирование, изучение НТД, НМД и другой документации, интервьюирование и беседы, «фото­графии» рабочего дня, наблюдения, самообследование;

• для анализа — системный анализ, параметрический, нор­мативный, декомпозиции, сравнений, структуризации це­лей, моделирования, балансовый, корреляционный и рег­рессионный, матричный, аналитический, расчетный, по­следовательных подстановок, экспертный, ФСА;

• для оргпроектирования — системный подход, аналогий, па­раметрический, нормативный, моделирования, аналитико-расчетный, логический, структуризации целей, творческих совещаний, опытный, блочный, экспертный, ФСА;

• для реализации — материальное и моральное стимулирова­ние, сетевой, обучение, переподготовка, повышение ква­лификации, экспертный.

Наряду с использованием отдельных методов следует приме­нять их сочетание.

Предпроектная подготовка оргпроектирования системы МК Среди всех других стадий создания подобных систем она имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы. Как показывает опыт, основ­ными на данной стадии являются этапы, связанные с проведе­нием предпроектного анализа действующей на предприятии системы УК и разработкой ТЗ на создание проекта систем. Пе­ред подготовкой и изданием приказа о разработке оргпроекта системы МК целесообразно провести предварительные работы, обосновывающие необходимость создания такой системы. Это нужно осуществлять в тех случаях, когда со стороны постоян­ных потребителей нет жестких требований к наличию на пред­приятии системы или при принятии решения о совершенство­вании действующей системы МК.

Малое трудоемкое и простое обоснование можно провести на основе экспресс-опроса. К опросу желательно привлечь всех менеджеров высшего звена и ряд менеджеров среднего и низо­вого звеньев, в том числе производственных. Вопросы экспресс-обоснования целесообразно представить в табличном виде, где можно было бы дать однозначный ответ «да» или «нет». Участ­никам опроса необходимо понимать, что потребитель — это не только тот, кто потребляет конечную продукцию за пределами предприятия, но и работники всей технологической цепочки (другого цеха, отдела и т.п.). Методически опрос можно прово­дить как в письменной, так и в устной форме. Пользуясь ре­зультатами, полученными после опроса, и рекомендациями, можно выяснить, следует ли на данном предприятии создавать (совершенствовать) систему УК. Объективность таких рекомен­даций может быть достигнута только при максимально искрен­них и правильных отношениях (с учетом реальных данных о со­стоянии дел в области качества).

Содержание последующих работ может включать:

(1) подготовку и подписание приказа директором, служащего правовой основой создания проекта системы МК на предприятии;

(2) координацию работ через специально создаваемую ком­плексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предпри­ятия, а также специально созданного штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее ру­ководство всеми работами в этой области;

(3) повышение квалификации, обучение и подготовку кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и других НМД и НТД, их применение на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приори­тетным перед другими результатами деятельности пред­приятия;

(4) отбор конкретных видов продукции, для которых будут создаваться системы МК. Этот этап предпроектной стадии требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения предпроектного анализа избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Окончательный перечень продукции целесооб­разно согласовать с основными потребителями-заказ­чиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потребителей-заказчиков, специфики производства для каждого вида продукции следует осуществить выбор необходимой мо­дели СМК, отвечающей положениям современных воз­зрений и в наибольшей мере удовлетворяющей потреби­теля-заказчика. Результаты выбора моделей следует офор­мить с потребителями-заказчиками контрактами или со­глашениями, в которых нужно также уточнить требова­ния к системам. Каждая сторона должна четко и одно­значно представлять взаимоприемлемые требования к системе определенного вида продукции;

(5) определение содержания программы предпроектного ана­лиза действующей на предприятии системы с использо­ванием системного подхода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей фак­тических результатов деятельности предприятия в этой области.

Необходимо отметить, что в период начального перехода предприятия к использованию стандартов на системы УК клю­чевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы УК с требованиями стандартов и других НМД. При этом в программе необходимо предусмотреть вопросы анализа сравнительного со­ответствия элементов функционирующей на предприятии сис­темы УК требованиям потребителей и регламентирующих доку­ментов. Целью анализа должны стать не только определение негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и улучшение действующей системы. Помимо этого, в программу анализа следует включать вопросы сравнения каче­ственных сторон элементов:

• производственной подсистемы качества (продукции, эко­номических результатов в области качества, производст­венных функций, производственной структуры и др.);

• сравнения элементов управляющей подсистемы УК (эле­ментов входа, специальных функций, оргструктуры, мето­дов управления и др.).

Наряду с указанным в программе необходимо также отразить вопросы анализа сложившегося передового опыта по созданию аналогичных систем УК, адаптируя его для использования на стадии проектирования и внедрения. Вся программа анализа составляется специалистами по УК, рассматривается комплекс­ной рабочей группой и утверждается руководителем работ по созданию системы;

(6) формирование и затем подбор полного комплекта НТД, НМД и другой специальной документации и авторитет­ной отечественной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки ТЗ на создание системы МК. Эту работу следует осуществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы создания систем, привлекать спе­циальные подразделения и службы информации;

(7) подготовку плана-графика работ по созданию систем МК. Его разработку следует начинать с определения пе­речня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполнителям. План-график утверждается директором предприятия;

(8) действующей на предприятии системы МК. Цели анализа достигаются выполнением той программы, которая наме­чена. Для сокращения затрат на сбор данных, необходи­мых при анализе, и получение достоверных выводов и предложений можно использовать измененный (относительно традиционного) порядок. Сущность такого изме­нения заключается в предварительном определении на основе прогноза гипотезы результатов анализа, т.е. до его проведения. В данном случае последовательность работ этого этапа будет носить циклический характер и вклю­чать: определение гипотезы результатов анализа, опреде­ление необходимых показателей и данных для анализа, сбор данных, анализ данных, формулирование результа­тов анализа данных и сравнение их с гипотезой, приня­тие решения и корректировку гипотезы о начале повтор­ного цикла анализа или определение предложений по изменению анализируемой системы.

При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, заслуживающие перво­очередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Однако наиболее применяемым для определения важности при­чин недостатков показателем можно признать интегриро­ванный показатель значимости (в процентах). С исполь­зованием этого показателя цели анализа достаточно эф­фективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.

Очень важно для выработки предложений в процессе анализа устанавливать причины и следствия недостатков в действующей системе УК, используя "матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при выполнении сравни­тельного анализа положений действующей системы МК с требованиями НТД (стандартов ИСО и другими требова­ниями прогрессивных методических документов), яв­ляющегося центральным в начальный период создания системы, можно эффективно применять матрицы соот­ветствия. Они позволяют отразить одновременно инфор­мацию о наличии или отсутствии в действующей системе УК как элементов, предусмотренных НТД, так и оценку соответствия имеющихся элементов требованиям стан­дартов и дополнений к ним со стороны потребителей-заказчиков. Сравнительный анализ необходимо осущест­влять для каждого рассматриваемого вида продукции в отдельности и отражать все функции системы общего МК и специальные функции управления.

По результатам анализа составляются отчет или ана­литическая справка, в которых указываются результаты сопоставления различных элементов, оценка эффектив­ности действующей системы по достижению ее целей, возможности использования для создания системы МК в соответствии с современными требованиями, предложе­ния по совершенствованию действующей системы и пре­вращению ее в требуемую потребителями и органами по сертификации систему УК;

(9) разработку ТЗ на проектирование системы МК. Такое за­дание устанавливает требования к разрабатываемым системам и порядку их создания. В нем желательно предусмотреть следующие разделы:

• основание и цели для разработки проекта систем;

• результаты предпроектного анализа действующей на пред­приятии системы МК. Отчет или аналитическая справка об анализе выносится в приложение к ТЗ;

• общие требования к построению системы МК (принципы, правила построения и требования к системе МК с учетом дополнений со стороны потребителя и принятых регла­ментирующих документов);

• сроки разработки проекта систем;

• требования (задания) к объектам проектирования систем. Требования-задания целесообразно группировать обобщенно, сначала для построения проекта системы общего руководства качеством и совершенствования элементов производственной системы, а затем — для построения проектов систем УК для однородных видов продукции. Некоторые требования, в слу­чае их общности для нескольких видов продукции, могут излагаться совмещенно. К каждому заданию целесообразно да­вать предложения и рекомендации по их выполнению;

• источники финансирования;

• состав, содержание и организация работ по внедрению проекта (этапы и состав работ, мероприятия, сроки их вы­полнения, исполнители, формы их завершения);

• технико-экономическое обоснование проекта ТЭО (опре­деляется величина экономического эффекта по условиям использования каждого вида продукции за установленный расчетный промежуток времени на основе стоимостных оценок позитивных результатов и затрат на разработку и внедрение проекта). В ряде случаев следует разрабатывать бизнес-план обоснования создания системы;

• порядок приемки системы МК (включает информацию о порядке приемо-передаточных работ, предъявления потре­бителям, сертификационным органам и т.п.);

• нормативно-технические и методические источники про­ектирования (НТД и НМД и другая документация, спра­вочные и литературные источники, проекты-аналоги по­добных систем, типовые проекты и т.п.);

• перспектива продолжения работ (излагаются направления улучшения системы УК);

• приложения (перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналитическая справка об анализе, обоснования проведе­ния тех или иных работ и др.).

Естественным продолжением предпроектной подготовки яв­ляются работы по проектированию и реализации проектных ма­териалов непосредственно на предприятии (в организации).

Проектная стадия разработки системы МК включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проек­тов этих систем. Рабочий проект каждой системы, как правило, разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой ком­плект НТД, НМД и другой документации, необходимой для соз­дания, проведения приемопередаточных работ и реализации сис­темы, достижения целей и сертификации системы, а также обес­печения дальнейшего нормального функционирования системы.

Непосредственно при проектировании осуществляется:

(1) подбор комплекта НТД, НМД и другой необходимой ли­тературы и документации, образцов-аналогов, подобных систем;

(2) разработка проектной документации сначала техническо­го, а затем и рабочего проектов. Разделы технического проекта, их содержание были достаточно хорошо отрабо­таны ранее. Причем практика разработки систем МК по­казала, особенно в отношении малых предприятий, а дальнейшее совершенствование этих систем подтвердило, что объективно можно ограничиться разработкой первой редакции РД «Общее руководство по качеству». В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы МК, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем со­стоянии и ее улучшения.

Разработка рабочей проектной документации системы МК может осуществляться в два подэтапа: на первом — разрабатываются документы по системе общего МК, еди­ной для всех видов выпускаемой предприятием продук­ции, на втором — документы непосредственно для «про­дуктовых» систем управления. Одним из исходных доку­ментов проектирования рабочей документации и ее взаи­моувязки могут служить матрицы распределения функ­ций как в системе общего МК, так и в каждой из «про­дуктовых» (табл. 10.1).

Условные обозначения: О — ответственность; У — участие; И — информация (соучастие).

Примечание. Можно использовать другой вариант распределения функций: О — отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготав­ливает и оформляет окончательный документ (письмо, решения, приказ и т.п.); П — представляет предложения, исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У — участвует в обсуждении, выполнении данной функции, визирует подготовленные документы; С — согласовывает под­готовленный документ или отдельные вопросы в процессе их подготовки; Р — принимает решение (утверждает), подписывает документ и т.п.

При проектировании рабочей документации исклю­чительное внимание должно уделяться разработке целе­вых программ «Качество» (на каждый вид однородной продукции). В ней необходимо заложить взаимоувязан­ные по срокам, ресурсам и соисполнителям задания по повышению уровня качества и обеспечению конкуренто­способности продукции, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий;

(3) разработка соответствующих конкретных мероприятий (научного, технического, экономического, организацион­но-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению сис­темы УК. Он формируется на основе суммирования ме­роприятий по каждому разработанному проектному до­кументу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в ТЗ на систему. В плане следует преду­сматривать мероприятия по сертификации продукции и системы МК. Все планы мероприятий должны быть со­гласованы и утверждены;

(4) осуществление комплексной оценки эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы МК, уточнение расчетов ТЭО создания системы, проведенного на этапе составления ТЗ, с учетом более конкретных исходных данных;

(5) оформление рабочих проектов, в которые следует включать:

• титульный лист;

• ведомость документации (перечень НТД, РД и НМД) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия. Группировку докумен­тации следует проводить по структурно-системному при­знаку (по системе общего УК и далее по «продуктовым» системам в рамках каждого блока — ответственности ру­ководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного; цикла продукции, измерения, анализа и улучшения, при­веденным, например в ГОСТ Р ИСО 9000—2001) или иному обоснованному признаку (функциональному, эле­ментному и т.п.);

• сводный перечень используемых в документации рабочего проекта НТД, РД и НМД со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта;

• комплект документации рабочего проекта, относящейся к системе МК (утвержденные в процессе разработки или ра­нее документы, но принятые к использованию без каких-либо доработок). Их комплектация может осуществляться по признакам, принятым для ведомости документации ра­бочего проекта; в комплекте документации на рассматри­ваемый конкретный вид продукции целесообразно иметь целевую программу «Качество»;

• план мероприятий по внедрению системы МК;

• расчет эффективности проектных мероприятий по внедре­нию системы;

• пояснительную записку, содержащую следующие разделы: основание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработки рабочего проекта; краткую характеристику произ­водственно-хозяйственной системы предприятия; проектные, решения и обоснования их принятия; состав рабочего проек­та (с указанием места проектных решений в соответствую­щих документах рабочего проекта); источники информации (список использованных литературных источников);

(6) организация рецензирования рабочего проекта, а в необ­ходимых случаях — и экспертиза. Результаты объективного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучше­нии его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы МК.

Стадия реализации (внедрения) организационных проектов Заключительной стадией создания системы МК является стадия peaлизации (внедрения) организационных проектов, от которой вомногом зависит эффективность и достижение целей каждой системы. Эта стадия состоит из следующих этапов, включающих:

реализацию проекта: (1) издание приказа о введении в дей­ствие утвержденной проектной документации как системы МК, а также о выполнении мероприятий по их внедре­нию. В приказе следует указать задачи руководства пред­приятием и рабочих структур системы МК, сроки внедре­ния и выполнения мероприятий и требуемые результаты; (2) выполнение мероприятий по внедрению рабочих про­ектов, особое внимание уделяется реализации мероприя­тий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систему является официальным признанием функционирования эффективной системы обеспечения надлежащего качества; 3) стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществ­лять всемерно, совмещая их с мероприятиями по внедре­нию различного характера инноваций и новой техники;

контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы МК, который должен включать: (1) контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить коорди­национно-рабочая группа и руководители системы МК. Формы отражения контроля могут быть различными (на­пример, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.); (2) анализ внедрения рабочих проектов системы. Он за­ключается в сборе информации, ее изучении и оценке ре­зультатов внедрения. На их основе следует устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполне­ния работ по внедрению, целям, отзывам потребителей и требованиям системы МК. Для этого необходимо осущест­вить комплексную оценку фактической эффективности реализованных «продуктовых» мероприятий в рамках кон­кретной системы МК. Кроме того, результаты данного этапа должны стать исходным материалом для дальнейше­го совершенствования рабочих проектов систем;

сертификацию системы и продукции. При этом необходимо подготовить соответствующий комплект документации, организовать сертификацию и получить сертификаты. Не­посредственно процессы по проведению сертификации системы МК описаны в § 11.3;

совершенствование системы МК: (1) улучшение функциони­рования всех элементов данной системы; (2) проектирова­ние новых элементов системы, соответствующих разработок и введение в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов). Включение новых элементов в системы УК может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменени­ем, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из основных направлений совершен­ствования систем является автоматизация процессов УК.

Важное значение в условиях рыночных отношений после создания систем приобретают вопросы их совершенствования. При этом порядок и последовательность таких работ следует принять традиционным, т.е. они должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при создании системы УК. Преемственность проведения работ по совершен­ствованию и развитию систем обусловливает возможность реа­лизации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке системы УК.

Опыт создания и функционирования систем УК позволил определить два основных направления их совершенствования и развития:

(1) дальнейшее совершенствование всех элементов системы, включая автоматизацию процессов МК;

(2) расширение круга задач по управлению и создание на ос­нове МК многоцелевых интегрированных СУ, основанных на принципах рыночной экономики. Совершенствование и развитие системы, безусловно, требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта системы УК. По своему содержанию и форме улучшение проекта может быть различным — в зависимости от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.

Методическими документами по совершенствованию и улучшению деятельности системы УК могут являться действую­щие НТД и НМД в этой области (в настоящее время для сис­тем, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001, являются положения ГОСТ Р ИСО 9004-2001).

При совершенствовании проекта целесообразно увязывать выполняемые работы с работами по реализации взаимоотноше­ний и взаимосвязей с системами других уровней. Улучшение про­екта может быть выражено:

• внесением изменений в НТД и НМД и разработкой и вне­дрением новой документации;

• разработкой и выполнением заложенных в усовершенство­ванный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества;

• системным совершенствованием.

В случае внесения, например, изменений в действующие НМД и НТД порядок совершенствования системы может быть принят следующим:

(1) составляются планы пересмотра документов и определя­ются необходимые изменения в них;

(2) организуется их выполнение;

(3) вносятся изменения в действующие документы и коррек­тируется рабочий проект системы;

(4) выполняются мероприятия по внедрению новых положе­ний документации.

При разработке новых документов основными операциями со­вершенствования системы являются:

• разработка ТЗ на пересмотр руководства по качеству и со­ставление плана по разработке новых документов;

• разработка новых документов и пересмотр руководства по качеству;

• корректировка рабочего проекта системы;

• внедрение новых документов.

При системном развитии и совершенствовании проекта сис­темы УК работы следует проводить по следующим стадиям:

• подготовка к совершенствованию системы;

• совершенствование проекта системы;

• внедрение усовершенствованного проекта.

Стадия подготовки к совершенствованию системы УК Со­держание работ на стадии подготовки к совершенствованию системы УК практически аналогично предпроектной стадии при первоначальной разработке системы. Однако анализ со­стояния дел по качеству должен быть направлен в первую очередь на выявление резервов повышения и обеспечения ка­чества и конкурентоспособности продукции, а также на по­вышение результатов функционирования системы МК. При выполнении работ по анализу следует обращать внимание на увязку в рамках системы всех проводимых на предприятии мероприятий — организационных, технических, экономиче­ских, социальных и др. Кроме того, следует обращать внима­ние на уровень автоматизации функций МК. Данные анализа Должны стать основой для пересмотра, уточнения функций и задач по повышению качества, определения тех элементов системы, которые следует дополнить, переработать или разра­ботать вновь. По результатам анализа составляется, как пра­вило, отчет и разрабатывается ТЗ на совершенствование сис­темы МК, которое должно включать следующие разделы:

• основание для совершенствования;

• характеристика действующей системы;

• цель и задачи совершенствования системы;

• уточнение состава и содержания функций системы при ее совершенствовании;

• структура плана повышения качества (или программы «Качество»);

• сроки формирования проекта усовершенствованной сис­темы;

• основные нормативные и методические источники;

• перспектива продолжения работ;

• дополнительные указания;

• приложения (перечни подразделений и лиц, с которыми должны согласовываться документы системы).

Стадия совершенствования проекта На стадии совершенство­вания проекта системы следует осуществлять проверку и пере­смотр действующих НМД и НТД системы, разработку новых документов, разработку комплексного плана повышения качест­ва (или программ «Качество»); составление усовершенствован­ного рабочего проекта.

Стадия внедрения включает разработку плана внедрения усо­вершенствованного проекта и его выполнение. План должен пре­дусматривать подготовку и издание приказа о продлении дейст­вия пересмотренных и отмены устаревших документов, введение новой нормативной документации и других документов систе­мы. На этой стадии выполняются все мероприятия по внедре­нию усовершенствованного проекта системы МК, осуществля­ется контроль за их реализацией и соблюдением требований НТД. Наряду с этим должна проводиться оценка результатов функционирования системы, основными критериями которой могут быть увеличение спроса на продукцию предприятия, уменьшение претензий потребителей, рекламаций и потерь от брака; улучшение показателей качества продукции; сокращение сроков разработки продукции и др.

На основе оценки результатов функционирования системы МК осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой ресертификации системы.

В условиях современного производства оперативность и эф­фективность управления имеют решающее значение, поэтому характерной тенденцией в совершенствовании и развитии сис­темы стало автоматизированное решение задач по МК. Это неиз­бежно приводит к созданию АС МК. Поскольку МК — один из элементов единого процесса управления производством, то применительно к уровню управления предприятием АС МК должны функционировать в составе и во взаимодействии со всеми другими подсистемами АСУП. АС МК предназначена для решения задач по УК на всех стадиях создания и использования продукции. Главная цель АС МК — оптимизация производствен­ных и управленческих процессов для систематического повыше­ния качества по удовлетворению потребностей потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с другими АС и информационной и нормативной базой, общими техническими средствами и математическим обеспечением.

Между тем нельзя механически воспроизводить в АПС МК целиком структуру всей системы УК, так как при наличии АС ряд функций уже реализуется в других АПС предприятия. Даже при создании новых АПС целесообразно ряд функций по УК переносить на них, чтобы АПС МК обеспечивала только коор­динацию основных функций.

В современных условиях целесообразно использовать сле­дующий состав субподсистем АПС МК: ответственность руково­дства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла про­дукции (включая: маркетинг и изучение рынков; разработку продукции; МТС; разработку технологических процессов и по­становку продукции на производство; входной контроль и про­изводственный процесс изготовления; обеспечение идентифика­ции и проележиваемости; контроль и испытание готовой про­дукции; упаковку, хранение и подготовку к транспортированию продукции; техническую помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; организацию товарооборота и использования — эксплуатацию или потребление продукции; обеспечение утилизации или уничтожения продукции после ис­пользования), измерение, анализ и улучшение.

Рыночные условия требуют использования как при созда­нии, так и при совершенствовании систем МК адекватных им методов. К одному из наиболее перспективных методов, спо­собному во многом удовлетворить современные требования к проведению работ по системному УК, следует отнести извест­ный метод ФСА, который может использоваться не только при анализе на предпроектной стадии создания системы МК или ее совершенствовании, но и на любых других этапах проектирова­ния и реализации систем.

Обобщение результатов создания, внедрения и функциони­рования отечественных и зарубежных систем МК на уровне предприятий позволило выявить ряд трудностей и недостатков, к которым следует отнести:

• стратегические планы, часто не содержащие целей улуч­шения качества;

• непонимание некоторыми руководителями и специалиста­ми необходимости создания систем МК, удовлетворяющих современным и перспективным требованиям (в частности, требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001);

• недостаточную активность ряда руководителей предпри­ятий, так как улучшение качества не стало обязанностью каждого из них;

":* • существование «психологического барьера», мешающего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;

• недостаточную менеджерскую и исследовательскую подго­товку специалистов и руководителей;

• отсутствие в подавляющем большинстве специализирован­ных подразделений по управлению (совершенствованию и координации);

• сложность существующего административного порядка изменения систем;

• наличие слабой заинтересованности у работников в рабо­тах по улучшению МК;

• недостаточное внимание к «человеческому» фактору;

• низкий уровень МТС, технологического и метрологиче­ского обеспечения производства;

• недостаточная ориентированность механизма УК на удов­летворение потребностей потребителей и др. (для отечест­венных предприятий);

• во многих случаях не проводится достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводит к поверхностному подходу при создании и функционировании системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач УК, несоблюдению важнейших принципов управления;

• недооценивание роли учебы по МК, что ведет к непони­манию работниками всех проводимых работ в области ка­чества и конкурентоспособности, важности соблюдения и исполнения НТД и НМД;

• при согласовании НМД и НТД со всеми многочисленны­ми заинтересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требую­щее больших усилий с их стороны, подвергается выхола­щиванию и исключению из этих документов;

• не все подразделения предприятий и организаций участ­вуют в работах по улучшению качества;

• работу по МК в рамках системы во многих случаях воз­главляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК (в большинстве случаев не в пользу последнего);

• системы не позволяли оперативно проводить «прослеживаемость» материалов, деталей, узлов и продукции в слу­чаях наличия у них дефектов и отказов;

• системы МК слабо взаимоувязываются с другими систе­мами управления;

• недостаточно полно уделяется внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влия­нию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупно­сти с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность;

• ложное представление у управленческих работников, что обеспечение и улучшение качества увеличивает суммарные затраты ресурсов и времени (общепризнанно, что эти за­траты относятся к инвестиционным со всеми отсюда вы­текающими последствиями);

• преувеличенное внимание к контролю качества специали­зированных подразделений;

• менеджментом охватываются не все стадии, этапы и про­цедуры обеспечения и улучшения качества;

• дефицит лидеров по МК;

• нерациональное распределение функций менеджмента ме­жду работающими в организации;

• нежелание проводить коренные изменения в управлении;

• оплата труда руководства и персонала слабо увязана с ре­зультатами обеспечения и улучшения качества;

• уход специалистов от существа работы по системному МК;

• содержание процедур, стандартов и других документов системы МК часто бывает на уровне общего подхода, что относится также к ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001;

• частичное или полное отсутствие механизма реализации положений и принципов руководств по качеству, стандар­тов и других документов, в том числе это относится и к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001;

• процедуры, стандарты и другие документы системы МК — только средство достижения успеха в области качества, но это является одновременно как достоинством, так и недос­татком, так как интеллектуальный потенциал предприятия может остаться в определенной мере в стороне от МК;

• излишняя регламентация всех процессов, т.е. «делай как записано», может привести к формальному подходу к МК;

• анализ деятельности предприятия может акцентироваться во многом только на проверке документации (что факти­чески и имеет место в настоящее время в большинстве случаев);

• нет критериев достаточности документирования системы;

• нет направленности при сертификации на улучшение каче­ства, а только на формальное наличие системы в соответст­вии с требуемой документацией, т.е. руководители ориен­тируются в основном на то, что нужно проверяющим;

• не анализируются, как правило, показатели улучшения в динамике, а система сертифицируется сразу после ком­плектования документации системы;

• многие разработчики систем не понимают философии ВМК;

• слабая подготовка специалистов на предприятиях и в ор­ганах сертификации;

• недостаточное количество подготовленных консультантов;

• слабая методическая база разработки и внедрения систем;

• слабо отражены в ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001 вопросы анализа и перестройки технологии производства и управле­ния, позволяющие гибко реагировать на рыночный спрос;

• во многом ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001 настроены на получение сертификата, что неизбежно приведет к фор­мальному обеспечению системы, а в первую очередь необ­ходимо целенаправить систему на улучшение качества вы­пускаемой продукции и услуг в соответствии с ее рыноч­ным спросом.

Среди перечисленных трудностей реализации системного МК ряд из них является следствием содержания ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001. Тем не менее они имеют для современных условий экономики определенные достоинства. К таким досто­инствам, прежде всего, следует отнести:

• положения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001, имеющие ярко выраженные целенаправленность на улуч­шение качества и рыночный характер;

• правильность и перспективность принципов МК (ориен­тация на потребителя и т.д.);

• возможность улучшения качества по философии ВМК;

• создание условий для повышения эффективности деятель­ности предприятий.

Все недостатки могут быть устранены, а достоинства сис­темного МК можно реализовать только при условии осознания и внутренней потребности в этом всего персонала предприятия.

 

Глава 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.