Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика невербальной коммуникации и ее связи с вербальной коммуникацией




ТЕМА 5. Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация (НВК), более известная как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. НВК - это неречевая, несловесная, т.е. нелингвистическая коммуникация, осуществляемая посредством жестов, мимики, телодвижения, а также свойства голоса, тона, пауз и т.д.

НВК является самой древней формой общения людей. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении, несмотря на сильнейшее развитие вербальных средств и основанной на ней техники коммуникации?

Неувядающая сила невербальных средств в межличностном общении объясняется рядом причин:

· около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

· невербальные средства имеют определенные преимущества перед вербальными, т.к. они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность;

· они передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций, они могут передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словом.

· невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; невербальные сигналы в основном бессознательны и потому это более искренний, правдивый язык;

· наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.;

· Считается, что в межличностном общении НВК передает 65% всей информации Это объясняется тем, что для успешной коммуникации важна информация не только репрезентативного характера (о предметах, их местоположении, об идеях, явлениях данного времени), но также информация оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к самой информации и/или адресату.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Кроме базовых функций НВК выполняет еще и такие как: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Теперь перейдем к определению НВК.

В словаре « Социальная психология» читаем: «невербальная коммуникация - система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности». То есть, получается, что НК = сводится к материальному носителю коммуникация, к знакам. Но это неверно, потому что не отражает суть и содержание коммуникация как процесса передачи (обмена) информации с помощью знаков, как процесса информационного взаимодействия.

В действительности НВК представляют собой процесс информационного взаимодействия с помощью невербальных символов, знаков, кодов // жестов, мимики, телодвижений и др. знаков (напр., азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования); это процесс передачи информации неречевыми средствами (знаками), называемыми невербальными средствами коммуникации.

НВК - этоинформационно-смысловое взаимодействии между людьми по­средством неречевых, не словесных знаков (жестов, мимики, телодвижения, а также свойства голоса, тона, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации, в отличие от лингвистических - словесных знаков.

Следующий вопрос- о природа невербальной коммуникации, т.е. природе, происхождении НВК. Так вот, считается, что этот вид коммуникации, т.е. общения жестами, мимикой, телодвижениями, свойствами голоса и т.д. имеет биосоциальный характер.

В основе НВК два истока – биологический, врожденный, связанный с тем, что человек – это разновидность животного, и социальный, приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума.

Доказательства биологической природы некоторых компонентов НВК:

· Установлено, что мимика при выражении эмоций, некоторые жесты, телодвижения и позы являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. В основе этого вывода лежат известные труды Ч. Дарвина, эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности имитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

· Средства НВК плохо или с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Унаследованные человеком сигналы эмоций в результате его познавательной деятельности получили мощный стимул для дальнейшего развития не только по форме, но и по функции. Так, улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому оскалу агрессии. С другой стороны, отведение взгляда у животных - это знак успокоения, умиротворения, у человека - это сигнал о нежелании (поддержания) контакта.

При общении часто возникают следующие виды жестов:
- почесывание подбородка, вставание и похаживание - жесты оценки
- соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле - жесты уверенности
- постукивание по столу пальцами - жесты нервозности и неуверенности
- руки сведены за спину - жесты самоконтроля
- потирание ладоней - жесты ожидания

- сложенные руки на груди - жесты отрицаний.

Социальные основы многих средств НВК так же можно доказать, проследив их генезис. Напр., отдание чести военнослужащими.

Основными функциями НВК, как и вербальной коммуникации, являются:

· коммуникативная: установлениеконтакта, общение, обмен информацией;

· информативная: информирование участников коммуникации (= познавательная: передача и получение неких знаний, сведений);

· интерактивная: (или конативная): обмен действиями, побуждение к действию, мотивирование;

· перцептивная: взаимное восприятие, познание друг друга, взаимопонимание;

· экспрессивная: передача чувств, эмоций, настроений.

Более детально вопрос о функциях не вербальной коммуникации может быть раскрыт через рассмотрение функций невербальных средств, которые, по преимуществу, являются немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др. Функции невербальных средств коммуникации хорошо раскрыты в рекомендуемой книге Конецкой.

Так, напр., по ее мнению фонационные средства (т.е. паралингвистические средства, или вокалика) выполняют:

· социально-информационную функцию: при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации;

· оценочную функцию: реализуется при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);

· эмотивную функцию: реализуется при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи вокализа- торов - невербализованных звуков типа "мм-мм", "э-э", "гм";

· регулирующую функцию: осуществляется при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова victory "победа", ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Невербальные средств коммуникации выполняют еще и следующие частные функции:

· установление контакта (при помощи взгляда или движения руки); установление обратной связи (ответить взглядом или кивком головы);

· самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости или отчужденности);

· социальная ориентация (соблюдение определенной долго ты и глубины поклона при приветствии или презентации, формы рукопожатия);

· побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

· регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказывания, жесты рукой, регулирующие синхронность реакции массовой аудитории на призывы оратора).

· эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

· адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

Связи невербальной коммуникации с вербальной проявляются в следующем:

· Взаимозаменяемость одной формы другой. Можно ответить на вопрос кивком головы или, посмотрев на выражение лица, задать во­прос: Что случилось?

· Взаимодополнение и усиление, например, слов жестами или, наоборот, жестов словами.

· Конфликт одной формы с другой, когда слова, например, гово­рят об одном, а движения или выражение лица о другом. Детектор лжи использует это противоречие между словами и некоторыми характеристиками тела (давление, дыхание, кожные реакции).

· Акцентирование отдельных частей вербального сообщения же­стами и другими невербальными средствами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.