Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория массового общества




Социологические концепции о роли СМИ в обществе

СМИ являются социальным институтом, взаимодействующим не только с аудиторией, но и с другими экономическими, полити­ческими, культурными институтами общества.

Теория массового общества рождалась во второй половине XIX века, когда активно шел процесс индустриализации и урбанизации, ломки традиционного образа жизни, вытеснения феодальной арис­тократии с экономической и политической арены.

Медиа вписывались в это новое время, активно участвовали в формировании индустриально-капиталистического общества. Стала расти потребность все больших масс людей в информа­ции. Печатные прессы и линотипы позволили снизить цены на газеты, что привело к широкому распространению дешевой «жел­той» прессы.

В начале XX века во всех отраслях были свои бароны. В прес­се наиболее крупным считался В. Херст. Он скупал прогорающие издания и превращал их в доходные предприятия, доказывая тем самым, что они ничем не отличаются от бизнеса. Главным секре­том его успеха было обслуживание читателей с низким доходом.

Содержание включало много картинок, сериалы историй и ко­миксы. К особой точности в сообщениях не стремились. Событи­ям придавали выгодную окраску. Главными аргументами явились успех у публики и доход. Надо было уловить то, что хотят люди, а затем воздействовать на них.

В этот период рождалась теория массового общества. Ее со­циальными опорами стали монархисты и революционеры. Первые защищали интересы слабеющих элит, а вторые — эксплуатируе­мых масс. Они критиковали прессу за упрощенность и отстаива­ние интересов эксплуататоров.

Основные положения теории массового общества:

• СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних лю­дей;

• это злая опасная сила, за которой нужен постоянный конт­роль;

• СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негатив­ным личностным и социальным последствиям;

• массы людей для медиа, потому что они отрываются от тра­диционных социальных институтов, защищавших их от манипуля­ций;

• СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тотали­тарного порядка;

• масс-медиа подрывают высшие формы культуры и ведут ци­вилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников теории велись в течение века, но в 1960-х годах стало ясно, что первые потерпе­ли поражение. Споры о массовой культуре продолжаются и сегод­ня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм же возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос не состоялся.

Проявления массового общества имеют место во всех стра­нах, но их сила зависит от конкретных условий. Так, советское и российское общество на рубеже 1990-х годов в значительной сво­ей массе было охвачено общими демократическими ожиданиями, в том числе и под влиянием СМИ.

В целом теория массового общества преувеличила силу влия­ния СМИ. Средний человек оказался лучше, чем о нем думали, и не во всем и не всегда поддается манипулированию.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомя­нуть о некоторых из них.

Теория пропаганды.

Масс-медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оп­равдывает средства и надо любыми способами убедить лю­дей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропаган­дистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропа­ганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Применительно к ПР также употребляют слова «белый» и «чер­ный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнару­жить в ПР, особенно в сфере политики.

Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на созна­ние средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ.

Классическим аргументом в пользу этой теории является эф­фект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие америкацы, не зная, что это литера­турный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии. Возникла массовая паника.

Этот факт свидетельствует о том, что в определенных услови­ях воздействие СМИ может иметь магическую силу. Но это воз­можно только в определенных обстоятельствах. Американский эффект возник в результате уловки продюсера О. Уэллеса, кото­рый не сообщил, что читаемый текст представляет собой отры­вок из фантастического произведения «Война миров» Г. Уэллса. Если бы все знали, что это фантастика, то никакой бы паники не возникло. Следовательно, соединение фактора потенциального страха с незнанием может быть использовано в манипулятивных целях и произвести эффект магической пули.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла.

Власть пропаган­ды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь стано­вится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут срабо­тать даже грубые формы пропаганды.

Лассуэлл отверг простую теорию магической пули. Он считал, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долго­временная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально силь­ные коллективные символы, которые могут стимулировать благо­приятные массовые действия.

Он считал Гитлера злым художником. Пропаганде нужны уче­ные. Масс-медиа должны быть в руках новой элиты, научной технократии, профессоров социальных наук. Пропаганда должна опи­раться на науку. Эти идеи созвучны марксистским о научной идео­логии. Разница в том, что Лассуэлл опирался на идеи бихевиоризма и фрейдизма.

Теория формирования общественного мнения У. Липпманна. Автор книги «Общественное мнение», опубликованной в 1922 году, исходил из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Он сомневался в возможностях боль­шинства управлять собой. Отсюда и беспокойство о жизнеспособ­ности демократии и роли СМИ. Необходим контроль над прессой.

Самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть ум­ной демократии — научной элиты, которая на научной основе от­деляет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Он думал о создании органа из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оцени­вал информацию и распределял ее между элитами и народом, за­прещая выпуск вредной, которую лучше не знать.

Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного кон­троля над СМИ в СССР доказал, что она несет в конце концов больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания вре­менем.

Одним из самых видных оппонентов идей Лассуэлла и Лип­пманна был Д. Дьюи. Он выступал против элитарного управления массовой коммуникацией. Люди должны учиться защищать себя сами и помочь им в этом должно образование. СМИ должны так­же осуществлять функции обучения людей критическому мышле­нию, организуя публичные обсуждения разных вопросов. Эти идеи не потеряли актуальности и сегодня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.