Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 32. Идея общественного воспитания в работах А.С. Симонович




 

Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933) была участни­цей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактиро­вала журнал «Детский сад» и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А.С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем вра­чом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала «Детский сад» и автором ряда статей по дошкольному воспитанию В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение прос­торных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для нгр и занятий детей на воздухе.

Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоно­вичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопрово­ждались русскими народными песнями. Изменились и строитель­ные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовлен­ных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского, сада, очень увлекали детей, проходи­ли дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятии по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать* устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 чело­века). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка» рисование, само­стоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Си­монович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточ­ный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступ­чивости и взаимопомощи. Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опы­ты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения; происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием раз­ных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих за­нятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые ово­щи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапож­ную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементар­ные знания, подготовляли их к школьному обучению.

Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале «Дет­ский сад» не было напечатано ни одной статьи на религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала «Детский сад» передано в другие руки.

В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комис­сии детских садов при С.-Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, ока­зывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н.Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элемен­тарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспиты­валось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благо­творительные организации..

В целях пропаганды идеи общественного воспитания и неко­торой помощи практическим работникам первых детских садов в России А. С. Симонович издала в 1874 г. книгу «Практические за­метки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей» (т. I и, II), состоящую частью из исправленных и дополнен­ных статей, печатавшихся в журнале «Детский сад» в период 1866—1869гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга «Детский сад» (практическое руководство для детских садов)— переработанное издание выше­упомянутого сборника. Педагогическая деятельность А.С. Симо­нович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой ста­рости, уже при Советской власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.