Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государственных и муниципальных органов в защите семейных прав




 

Важное значение в деле защиты прав граждан в семье имеют государственные и муниципальные органы разных уровней.

Органы исполнительной власти. Органы опеки и попечительства. Одними из основных административных органов, защищающих интересы членов семьи, являются органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» определяет правовой статус органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах);

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

 

Защита прав ребенка осуществляется и иными государственными органами, а именно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прокуратурой, органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния и др. Так, в случаях, предусмотренных ст. 122-123, 126, 169 органы исполнительной власти обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.

Органы внутренних дел согласно ст. 79 Семейного кодекса могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, но не могут обратиться в суд с иском в интересах ребенка, например, о взыскании алиментов.

Органы записи актов гражданского состояния в соответствии с п.3 ст. 48 Семейного кодекса правомочны устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка.

Органы записи актов гражданского состояния должны проверять сведения, указанные в заявлении о заключении и расторжении брака. Неправомерные решения органов записи актов гражданского состояния могут быть обжалованы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.

Прокурор осуществляет защиту прав ребенка путем предъявления исков в суд с требованиями о лишении или ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка. Прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и некоторых других.

Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например, в отношении несовершеннолетних, недееспособных.

Уполномоченный по правам ребенка. Защита прав несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН «О правах человека», федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагается также на уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Так, в г. Москве в соответствии с Законом города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Московской городской Думой. В его задачи входит:

· обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

· совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· содействие в совершенствовании законодательства города Москвы о правах, свободах и законных интересах ребенка;

· разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;

· содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН «О правах ребенка» и института Уполномоченного;

· развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.

 

Комиссия по делам несовершеннолетних. К числу организаций, в функции которых входит защита прав несовершеннолетних детей, относится Комиссия по делам несовершеннолетних, которые создаются в субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2001 года N 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в Москве действуют:

- Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

В их функции входит:

· рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

· рассмотрение решений органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из образовательного учреждения и принятие мер по продолжению им обучения или его трудоустройству;

· выявление и анализ причин правонарушений несовершеннолетних;

· рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния, применение мер административной ответственности;

· принятие решения о постановке на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных из воспитательных колоний;

· и другие функции.

 

В соответствии со ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают следующие дела об административных правонарушениях:

· неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

· нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждении для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей;

· незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью;

· вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

· появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

 

Дети могут сами обращаться в государственные и муниципальные органы за защитой своих нарушенных прав. Например, с 14 лет дети могут обращаться в суд, а до этого возраста в органы опеки и попечительства.

Суды. Важное значение в разрешении споров в семейном праве имеют суды. Семейные споры могут рассматриваться лишь в судах общей юрисдикции. Арбитражные и третейские суды не могут рассматривать семейные споры. Система судов общей юрисдикции включается в себя:

- мировых судей;

- районные суды;

- суды субъектов Российской Федерации;

- Верховный суд Российской Федерации.

 

Каждому суду подсудны определенные виды споров. Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа (например, дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства);

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. На решение мирового судьи может быть подана апелляция в районный суд.

Районному суду подсудны дела об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа, как правило, выступают в качестве суда кассационной инстанции по семейным спорам. В Верховном Суде РФ дела по семейным спорам в основном рассматриваются в порядке надзора (решения по данным категориям дел вступили в законную силу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 4460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.