Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Современные психотехнологии 9 страница




Рассмотрим конкретный пример. Вот одно весьма спорное высказывание: «Очень трудно подвигнуть на что–нибудь хоро­шее людей в наше время, когда все спешат урвать кусок по­жирнее».

Ниже я приведу ряд возможных ответов на это заявление, иллюстрирующих технику Ловкости речи.

Позитивные цели

Итак, вы согласны с тем, что условия нашей жизни тоже нуждаются в изменении?

— Вы высказали весьма глубокую мысль

— Наконец–то сотрудников начинают ценить по достоин­ству. Эти слова — как «луч света в темном царстве».

Негативные цели

Так что же, нравы продолжают падать?

— Уж не ожидаете ли вы, что мы повысим производитель­ность труда?

— Неужели мы теряем лучших людей?

Это пример пессимистического взгляда на развитие событий.

Новые цели, дальнейшее развитие событий

Может быть, нам назначат нового директора в следую­щем месяце?

— Дело не столько в условиях жизни, сколько в руковод­стве.

— Это просто трудный период, который надо пережить. В этих вариантах предлагается некая новая идея, которая способна повлиять на существующую проблему.

Метафора

Всяк сверчок знай свои шесток.

— Это все равно, что воду решетом носить. Здесь вполне будут уместны шутка, анекдот. Метафора сама по себе — не решение, она лишь подталкивает подсозна­ние к выходу из своих привычных рамок. Метафора даже не обязательно должна иметь какой–то глубинный смысл, — главное, что она может вызвать полезные ассоциации.

Иная временная шкала

Посмотрим, как дела пойдут после Рождества.

— Неужели за прошедший год действительно произошли изменения к худшему?

— Сколько лет вам осталось до выхода на пенсию? Временной фактор заключается в новую рамку, что откры­вает новые перспективы.

Модель мира

Наш мир далек от совершенства.

— Таковы законы бизнеса.

— К сожалению, жизнь не становится со временем проще. Это философский взгляд на ситуацию, широкая перспектива.

Личностные ценности и критерии

А вы считаете, что дело всегда должно быть прежде всего?

— Это создает вам неудобства?

— И как вы справляетесь с этой ситуацией?

— Что вы предприняли, чтобы избежать неприятностей? Здесь внимание фокусируется на особенностях отдельной личности.

Переопределение

Может быть, люди просто не хотят, чтобы их на что–нибудь подвигали?

— Возможно, нам следует в большей степени автомати­зировать производство.

— Скорее всего, это просто неудачная формулировка.

В этих случаях делается попытка иначе сформулировать суть проблемы.

Рассмотрение проблемы на более высоком уровне

Касается ли эта проблема всей экономики в целом?

— А нет ли у вас проблем в общении с людьми?

— Похоже, никто не думает о будущем.

Здесь проблема поднимается на новый, более высокий уро­вень при помощи обобщения, приобретая гораздо более широ­кую перспективу.

Детальное рассмотрение проблемы

Что именно вас беспокоит?

— Что вы можете сказать о своем непосредственном ок­ружении?

— Какая молодежь приходит нам на смену? Здесь мы концентрируемся на некоторой части проблемы, говорим о ее деталях.

Контрпримеры

То же самое касается и инвестиций в жилищное стро­ительство

— Компания «АБВ плюс» смогла справиться с возникшими трудностями. Контрпримеры иногда выражаются в форме «Да, но...».

Позитивное намерение

Создается впечатление, что вас беспокоит будущее ком­пании.

— Итак, вы хотели бы уменьшить негативные влияния?

— А вы пытались предоставить персоналу больше свободы? С помощью подобных вопросов можно узнать о позитив­ных намерениях человека, если они у него есть.

Наверняка каждая из этих точек зрения достаточно хоро­шо вам знакома. Для того чтобы по–новому взглянуть на ка­кую–либо сложную проблему, не требуются сверхчеловечес­кие усилия. Техника «ловкости речи» поможет вам отказаться от излишней приверженности к удобным и привычным взглядам на вещи. Подойдите к ситуации творчески, и вы не­пременно найдете оптимальное решение (даже в самом сложном случае).

Вы, вероятно, уже заметили, что хотя в НЛП и говорится о важности умения с различных точек зрения взглянуть на про­блему, конкретных рецептов здесь нет. Это как раз тот ас­пект проблемы, которого НЛП не касается. Если вы не в состоянии отрешиться от привычных, но ограничивающих ваше движение вперед представлении, вам нужно подумать о развитии творческих навыков.

• Новые ракурсы

Приведенные выше варианты ответных высказываний со­всем не обязательно должны привести к решению проблемы, но они помогут с новой точки зрения взглянуть на проблему и тем самым приблизить момент ее решения. Иметь свежий взгляд на проблему почти столь же важно, как и иметь ее готовое решение. Какая–то метафора, анекдот, удачная цитата или высказывание могут иметь один смысл для меня и, воз­можно, совершенно иной смысл — для вас. В метафоре же важны не столько слова, сколько зрительные и слуховые об­разы, совершенно иначе стимулирующие наше воображение. Используя, например, метафору, вы сможете лучше понять суть проблемы. Самая, казалось бы, малозначительная ассоци­ация может породить неординарное решение. Рефрейминг по­зволяет не столько высвечивать новые аспекты проблемы, сколько переключать мышление внутрь, на самого себя. Каж­дая новая точка зрения способна открыть практически неогра­ниченные возможности решения проблемы там, где разум бес­силен

• Возникновение ассоциаций

Практическая выгода от использования рефрейминга зак­лючается в открытии новых перспектив. У нас постоянно возникают разнообразные ассоциации между воздействием окружающего мира и нашими индивидуальными перцептивны­ми картами. Именно эти неконтролируемые и непредсказуе­мые ассоциации позволяют нам принимать неординарные ре­шения. Чем больше мы получаем разнообразных сенсорных стимулов, порождающих ассоциации, тем больше вероятность того, что среди этих ассоциаций найдется та, которая приведет нас к правильному решению. Будет очень хорошо, если у вас появится множество самых разных и неожиданных точек зре­ния. Не пытайтесь решить проблему только каким–то одним способом, даже если вы считаете его наиболее подходящим

Рефрейминг достаточно гибок. Добавьте к приведенным выше высказываниям любые другие. Если же вам на ум не приходят никакие подходящие ответы, просто перейдите к другой точке зрения. Если же вам особенно нравятся одна или две из них, постарайтесь зафиксировать их в своем созна­нии. Но при этом имейте в виду, что именно та точка зрения, которая кажется вам совсем неподходящей, а то и вовсе глу­пой, и поможет вам отказаться от привычных предрассудков. Как часто именно они мешают в поисках правильного реше­ния проблемы.

Точки зрения

Давайте рассмотрим еще одну несложную модель рефрей­минга, известную под названием модели Точек зрения Она основана на придании новых значений трудноразрешимым си­туациям при помощи использования пар противоположных по смыслу слов, таких как добро и зло, правильное и непра­вильное.

Если вы столкнулись с какой–либо проблемой, приступите к рефреймингу сразу же, чтобы получить как можно более четкое представление о сути этой проблемы. Модель Точек зрения может быть особенно полезна для выработки новых подходов при решении проблем, связанных с людьми. Часто можно услышать подобную жалобу: «Да он меня просто не слушает!» С помощью рассматриваемой модели мы можем взглянуть на данную проблему с разных точек зрения (в при­мере используются слова: хорошо, плохо, правильно, непра­вильно).

Хорошо, что он не слушает, потому что иначе он начал бы слишком вникать в детали.

Плохо, что он не слушает, потому что это говорит о плохой дисциплине.

Он поступает правильно, потому что мои слова его никак не касаются

Он поступает неправильно, потому что, если бы он меня слушал, то смог бы избежать множества проблем.

Это глупо, потому что, если бы он меня слушал, то сэконо­мил бы силы и время.

Не слушая меня, он поступает весьма мудро, потому что ему совершенно не нужно вникать во все эти детали.

Лучше ничего не слушать, чем увязнуть в чужих проблемах.

Ему же хуже, ничего не слушать — ничего не понимать.

Модель Точек зрения несколько более ограничена, чем мо­дель Ловкости речи, однако она может быть весьма полезна в случае необходимости рассмотрения проблемы с различных точек зрения.

Использование модели Точек зрения (так же, как и исполь­зование модели Ловкости речи) потребует от вас творческого мышления.

Вероятно, вы не сможете избежать серьезных размышле­нии. А может быть, вам поможет решить проблему какая–нибудь удачная шутка. В самом деле, если бы данная пробле­ма имела рациональное решение, то вы бы его уже давно отыскали. Помните, что с помощью юмора и гротеска можно разрушить практически любые предрассудки.

«Переворачивание» проблемы

Каждая из описанных техник предполагает рассмотрение проблемы с различных точек зрения. Важно вовремя начать применять свои знания на практике. Если вы хорошо владее­те техниками НЛП, у вас многое получится. Но прежде всего вам необходимо избавиться от предрассудков.

Существует один еще более простой метод, суть которого состоит в следующем: нужно начать движение в направле­нии, противоположном тому, в котором вы шли до сих пор, из­менить ход своих мыслей. Такую технику можно назвать про­вокационной, при ее использовании происходит как бы перево­рачивание всей проблемы с ног на голову. Так, например, выра­жение «У меня не хватает денег на покупку стиральной машины» можно преобразить следующим образом: «Если ра­зобраться, у меня достаточно денег на покупку этой машины».

В результате такого преобразования могут возникнуть сле­дующие вопросы:

• Насколько убыстряется процесс стирки благодаря моей новой стиральной машине?

• Удивительно большое количество операций заложено в эти современные модели, теперь и химчистка не нужна?

• Не видать бы мне этой новой техники, если бы не квар­тальная премия?

• Какую выгоду я получу от покупки этой новой машины?

И так далее. Необходимо тщательно обдумать ответы на все возникшие вопросы, представляя, как выглядела бы реаль­ная ситуация «наоборот» (так же, как это делает ребенок в процессе игры). Подобным образом можно «перевернуть» любую проблему, например финансовую проблему или про­блему личных взаимоотношений.

Составьте список основных факторов, входящих в состав вашей проблемы, расположив их в порядке уменьшения зна­чимости каждого из них (так же, как вы ранее составляли список своих дел на день) А теперь как бы переверните весь этот список с ног на голову, придавая наибольшее значение тем факторам, которые прежде не имели для вас особого зна­чения. Поначалу этот прием может показаться непривычным и даже странным, поскольку ваша ментальная карта реальнос­ти прекрасно «знает», что важно, а что — нет.

Вполне возможно, что сложившиеся стереотипы все–таки возьмут верх и вы либо вернетесь к прежней точке зрения (от чего в данном случае мало проку), либо упретесь в ту­пик. Конечно, может быть и так, что вы не включили в свой список именно тот фактор, который мог бы способствовать нахождению оптимального решения. Поэтому постарайтесь составить как можно более подробный список, включив в него даже те факторы, которым вы до сих пор вовсе не прида­вали значения.

Типы проблем

Существуют и некоторые другие подходы к решению про­блем. Эдвард де Боно, например, рассматривает следующие три типа проблем.

1. Путь закрыт. Вы знаете, что вам нужно, но путь к жела­емому закрыт. Причины могут быть самые разные, на­пример нехватка средств или отсутствие рядом с вами подходящих людей. Как только проблема будет решена и путь расчищен, вы сможете продолжить движение в желаемом направлении.

2. Вы сбились с дороги. Вы исчерпали свои возможности и сбились с пути. Например, вам может не хватать ин­формации о состоянии рынка, технологических новин­ках, политике государства в интересующей вас сфере и т. д. В этом случае, даже если причины ваших затруд­нений не до конца вам ясны, вы можете приступить к сбору дополнительной информации и попробовать все же отыскать ключ к решению проблемы.

3. Вы пропустили нужный поворот. Проблемы этого типа являются самыми трудными. Вы не знаете, в чем на самом деле заключается проблема. Вам все кажется прекрасным до самого последнего момента, когда вы вдруг обнаруживаете, что упустили свой шанс.

В первом случае могут быть применены традиционные тех­ники решения проблем, предполагающие, что ваша проблема в достаточной мере понятна и ее можно подвергнуть анализу.

Во втором случае вам придется полагаться на определен­ные, не всегда проверенные мнения, так как вы не только не обладаете достаточной информацией, но даже не знаете, какой именно информации вам не хватает; кроме того, вы не знаете, как проверить надежность информации и когда надо закон­чить ее сбор и принять решение.

В третьем случае вам потребуется главным образом интуи­ция, чтобы уловить малейшие намеки на способы решения про­блемы. Аналитический подход к проблеме здесь совершенно непригоден, поскольку неизвестно, что надо анализировать.

• Адекватное или лучшее решение?

Рефрейминг можно использовать при решении проблем любого типа. Возьмем проблему первого типа. Даже доста­точно четко определенное действие может заблокироваться, если возникнет необходимость найти и применить какой–то новый подход. С точки зрения творческого мышления не су­ществует только одного решения проблемы — самого лучше­го, а можно говорить лишь об адекватном решении.

Во втором случае, чем меньшей информацией вы обладае­те, тем более широким должен быть взгляд на проблему, что­бы не тратить время понапрасну, разбираясь не с теми про­блемами и собирая ненужные сведения.

В третьем случае дело вообще не в каких–то конкретных техниках или моделях, а в том, чтобы всегда стараться мыс­лить творчески, что достигается, например, практикой рефрей­минга. Эффективность поиска новых возможностей зависит, прежде всего, от четкости и значимости цели и от влияния подсознательных ассоциаций. Возможно, стоит отказаться от поиска прямого пути и поискать пути обходные. Они могут быстрее, чем прямые, привести вас к цели, у вас будет больше шансов на успех. Для того чтобы справиться с проблемами, суть которых вам еще не до конца понятна, необходимо на­учиться доверять своему правому полушарию, предоставить ему возможность поработать в автоматическом режиме.

Глава 15

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

С позиций рефрейминга различие между «проблемой» и «возможностью» носит преимущественно семантический ха­рактер. Любая проблема подразумевает существование (иногда глубоко в подсознании) решения, а также возможностей для его отыскания. Итак, мы вновь обращаемся к процессу решения проблем.

С прагматической точки зрения удобнее разделять реше­ние проблем и их выявление. Причем решить проблему зна­чительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психо­лог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема — это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность — это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сде­лать). Выявить и решить свои проблемы и использовать име­ющиеся возможности вам поможет рефрейминг.

Воздержитесь от вынесения суждений

Рассмотренные выше подходы к решению проблем могут потребовать, чтобы мы на некоторое время воздержались от вынесения суждения. Нередко люди в категорической форме отказываются тратить время на то, что они считают не сто­ящим внимания. Это одно из проявлений доминирования лево­го полушария. Кроме того, подобная категоричность говорит о недостаточном понимании особенностей процесса мышления и о недооценке роли подсознания. Хотя все мы хорошо пони­маем, как важно внимательно выслушать новую идею, не от­вергая ее сразу же и чрезмерно не критикуя, нам самим это дается с большим трудом. Все дело в чувстве собственной правоты, которое «встроено» в наши мыслительные схемы. И чем глубже мы убеждены в чем–либо, тем труднее нам воздержаться от вынесения суждения. Но преимущества твор­ческого мышления слишком велики, чтобы пренебречь ими. Любое высказанное вслух суждение способно разрушить творческую идею. Вы можете думать, что приняли правильное решение, тогда как, вполне вероятно, существует лучшее реше­ние. Иногда потребность всегда быть правым и приводит к тому, что мы начинаем бояться совершить ошибку. А ведь многие преуспевающие люди объясняют свой успех именно совершенными ошибками, из которых они смогли сделать пра­вильные выводы. Иногда ошибочная идея может помочь ре­шить какую–то другую проблему.

Если вы воздерживаетесь от суждения, это не значит, что вы отказываетесь от него навсегда Вы просто откладываете его на некоторое время, чтобы прибегнуть к помощи творчес­кого мышления. Как я уже отмечал, рассматривая стадии мыш­ления, что созреванию идеи часто бывает необходим инкуба­ционный период.

Вынесение суждения — не механический, аналитический процесс, а одна из функций правого полушария. При вынесе­нии суждения важны все аспекты проблемы. Например, вам необходимо вынести суждения о том:

• насколько та информация, которой вы располагаете, имеет отношение к проблеме;

• когда и в какой форме можно высказать свою идею окружающим;

• как отнестись к идее, исходящей от другого человека;

• какой результат можно получить, изменив характер действий;

• когда следует начать действовать;

• каковы могут быть отдаленные последствия ваших дей­ствий и так далее.

Уметь воздерживаться от суждений очень важно, поскольку:

• та или иная идея просуществует дольше и успеет поро­дить другие идеи, которые смогут приблизить вас к ус­пеху;

• другие люди, следуя вашему примеру, также постараются воздерживаться от вынесения суждений;

• в будущем обстоятельства могут сложиться так, что идея, от которой вы в свое время не отказались, ока­жется плодотворной;

• умение и привычка воздерживаться от суждений откро­ют перед вами новые возможности, вы научитесь при­нимать лучшие, а не просто адекватные решения.

Разнообразные модели и техники рефреиминга научат воз­держиваться от суждении, несмотря на подсознательное стрем­ление делить все на «хорошее» и «плохое», «разумное» и «не­разумное».

Применение рефрейминга при решении часто встречающихся проблем

• Анализ силового поля

Анализ силового поля выявляет позитивные и негативные силы, действующие в любой ситуации. Так, например, при од­них условиях встреча пройдет успешно, при других же усло­виях она окажется совершенно безрезультатной. Соотноше­ние позитивных и негативных сил и определяет, насколько удачной будет встреча. Определив эти силы, мы получим бо­лее точное представление о сути проблемы и сможем найти компромиссное решение, а также выявить конкретные негатив­ные факторы. Например, может быть неудачно выбрано время встречи. В данном случае мы используем две основные рам­ки позитивную и негативную

Даже не слишком глубоко проанализировав проблему, вы можете составить список позитивных и негативных сил. Вер­немся к нашему примеру. Разделите страницу пополам вер­тикальной чертой и озаглавьте две получившиеся графы: «Что делает встречу результативной» и «Что делает встречу нерезультативной»

Для того чтобы получить от данной техники максималь­ный эффект, вам надо быть предельно точными. Постарайтесь избегать общих слов, таких как «коммуникация» или «конф­ликт», и обращать больше внимания на конкретные детали. Например: «Встреча не удалась, потому что я опоздал на пять минут». Проверьте, правильно ли сформулирована ваша цель.

Метод анализа силовых полей будет особенно эффектив­ным, если силы будут взвешены. Ведь даже какая–то одна не­гативная сила (скажем, неудачный выбор места встречи) может перевесить несколько позитивных сил, и наоборот. Чем значи­тельнее та или иная сила, тем большее внимание ей следует уделить. Постарайтесь либо исключить эту силу вовсе, либо найти ей достаточно мощное противодействие.

При каких условиях встреча будет результативной? Всегда бывает полезным узнать мнение опытного, хорошо подготов­ленного специалиста. Чтобы составить список позитивных и негативных сил и оценить значимость каждой из них, вам надо подойти к задаче творчески и привлечь свое воображение.

Кроме того, вы можете использовать все рассмотренные нами ранее техники рефрейминга. С помощью анализа сило­вого поля можно понять характер взаимодействия сил, а так­же предположить, каков будет общий итоговый результат этого взаимодействия. Применяя рефрейминг, рассматривая ситуацию с разных точек зрения, вы сможете правильно оце­нить значимость того или иного фактора.

• Техники выявления проблем

Рассмотрим более подробно некоторые техники выявле­ния проблем. К таким техникам можно отнести, например, сбор данных, выявление «симптомов», исследовательскую ме­тодологию и метод мозговой атаки. Стандартные техники обычно основываются на использовании объективных данных, имеющих отношение к статистике, результатам, целям, объек­там, тенденциям, уровню исполнения и т. п. Субъективные же данные связаны с чувствами, убеждениями, мнениями, подхо­дами, личностями, индивидуальным поведением, интуицией, ощущениями, реакциями и т. д. Не следует игнорировать или преуменьшать роль субъективных данных. Именно из них в основном и состоит подводная часть айсберга, поэтому к ним следует относиться с повышенным вниманием. Творческий подход, как правило, бывает гораздо более удачным, чем любой аналитический метод. Не бойтесь искать новые пути, без со­жалений сворачивайте с проторенной дороги.

Рассмотрим некоторые подходы, которые могут быть с ус­пехом использованы при выявлении проблем.

Выявление «симптомов»

Составьте список «симптомов» какой–нибудь конкретной ситуации. Например, при возникновении трений при общении сотрудников список мог бы быть следующим:

• не выполнил работу в срок, подвел коллегу;

• директор не поздоровался;

• не дали премию;

• сотрудники отдела не пригласили обедать.

Все эти «симптомы» можно рассматривать как необходи­мые для выявления проблемы субъективные и объективные данные. Но в любом случае список симптомов пригодится вам при определении сути проблемы и при использовании освоенных ранее техник.

В целом, некая ситуация может и не быть проблемой, имея примерно равное число позитивных и негативных «симпто­мов». Задача заключается в том, чтобы в некотором роде обмануть самого себя: необходимо найти проблему прежде, чем она найдет вас, пресечь ее в корне. Чем раньше вы выя­вите проблему, тем больше у вас будет шансов превратить ее в новую возможность. Чем дольше вы будете не замечать негативный «симптом», тем больше вероятность того, что он превратится в сложную проблему. И вам будет весьма труд­но докопаться до ее истинных причин. За каждым таким сим­птомом попытайтесь обнаружить одну или несколько про­блем, а затем немедленно приступите к их решению.

Есть различные методы, позволяющие нам исследовать проблему не только реактивным, но и активным образом. На­пример, существуют различные вопросники, статистические справочники и т. п. Весьма вероятно, что при сборе данных, как и при выявлении «симптомов», вы обнаружите какие–то новые проблемы. Затем уже их можно будет решать при помощи различных техник рефрейминга. Кроме того, помните, что боль­шую помощь в любой ситуации вам окажет ваше воображе­ние. Так же как и при использовании любой другой техники выявления проблем, постарайтесь понять, какие новые возмож­ности открывает правильно найденная точка зрения.

Иногда люди недооценивают не поддающиеся точному ко­личественному выражению субъективные факторы, и рефрей­минг обнажает эту ограниченность восприятия.

• Анализ ключевых слов

Разные люди придают словам разный смысл, что иногда затрудняет поиск решения проблем. В некоторых случаях именно в этом и заключается сама проблема. И хотя такая проблема носит чисто семантический характер, она не должна оставаться неразрешенной, так как это может привести к се­рьезным последствиям. Необходимо выявить те слова и выра­жения, которые являются причиной возникновения проблемы. Такими словами могут быть: «качество», «общение», «цель», «нарушение», «неприемлемо». Номинализациями (вспомните мета–модель) чаще всего оказываются именно слова подобно­го рода, а не такие сенсорно–конкретные выражения, как «алю­миниевые вентили» или «пластиковые прокладки».

Метод анализа ключевых слов заключается в подборе как можно большего числа сходных по смыслу выражений, из ко­торых выбирается одно, максимально ясное для всех. В даль­нейшем следует использовать только это выражение. Сфор­мулированная при помощи такого удачно найденного выраже­ния проблема легче может быть разрешена.

Мета–модель является простым, но достаточно эффектив­ным средством решения проблемы. Определение ключевых слов позволяет на самых ранних стадиях выявить чисто функ­циональные или узкоспециальные точки зрения. Так же как и номинализации, модальные операторы обобщения обычно нуждаются в уточнении. Выражения типа «Она никогда не ус­певает закончить работу вовремя» или «Фил всегда поступает так–то и так–то», как правило, нуждаются в дополнительном пояснении, в выявлении их скрытого смысла. Такие сравни­тельные наречия, как «лучше» или «хуже», или же скрытые срав­нения тоже не пройдут «фильтр» мета–модели. Итак, при помощи мета–модели мы проясним смысл недостаточно точных выраже­ний, а также выявим самые разные проблемы. Мета–модель — хорошее дополнение к методу анализа ключевых слов, так как поможет обнаружить ошибочные языковые схемы.

• Анализ причин возникновения проблемы

С помощью этой техники можно определить причины воз­никновения проблемы и, следовательно, глубже понять ее суть. Если вы не пожалеете времени и сил на поиски исто­ков проблемы, вы обязательно их отыщете. Как уже не раз отмечалось, «симптомы» проблемы составляют лишь види­мую часть айсберга, подлинная же суть проблемы лежит на большой глубине. Более того, скрытыми под водой могут ока­заться несколько проблем, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Довольно часто определение при­чин возникновения проблемы является ключевым моментом в процессе ее решения. Иногда причины возникновения про­блемы называют «фактором ограничения».

Допустим, «симптомом» проблемы является низкий уро­вень дисциплины персонала. Анализ причин возникновения проблемы может выявить следующие причинные факторы:

низкую заработную плату, плохие условия работы, недоста­точную профессиональную подготовку персонала, отсутствие в непосредственной близости начальства, неуверенность ра­ботающих людей в завтрашнем дне и т. д. Допустим, что главным, или «фактором ограничения» является неуверен­ность людей в завтрашнем дне, вызванная слухами о скором закрытии предприятия и не имеющая под собой никакой ре­альной почвы. Когда основная причина возникновения пробле­мы определена, становится ясно, как решать эту проблему. Если же ситуация для вас не проясняется, то, скорее всего, вы неправильно определили «лимитирующий фактор».

В нашем случае следует немедленно предпринять меры, направленные на опровержение вызвавших панику слухов. Если же окажется, что главная причина возникновения про­блемы заключается в недостаточно высоком уровне профес­сиональной подготовки персонала, необходимы дополнитель­ные вложения в эту сферу. Без сомнения, эти затраты оку­пятся, так как непременно повысится уровень дисциплины, заинтересованность людей в результатах своей работы, а так­же производительность труда. Чем глубже вы сможете вник­нуть в проблему, тем более конкретной и понятной она перед вами предстанет. Это не значит, что вы легко решите эту проблему. Иметь дело с реальной проблемой в целом гораздо труднее, чем с ее отдельными «симптомами», но если вы глу­боко проникаете в суть проблемы, у вас будет выбор.

Иногда главная причина возникновения проблемы бывает обусловлена неудачными попытками решить подобную про­блему в прошлом. Например, проведенная с целью поднять уровень дисциплины беседа, возможно, включала в себя неко­торые намеки на возможность закрытия предприятия в отда­ленной перспективе, что могло породить слухи о закрытии предприятия в ближайшее время. Выявить причину — все равно что найти ключ от закрытой двери. Отыщите ключ — и вы откроете дверь. В этом случае вам обязательно удастся решить любую, даже самую сложную проблему.

• Хронологический анализ

В процессе анализа причин возникновения проблемы ста­новится понятным, что одна причина порождает другую. Та­ким образом, необходимо рассмотреть хронологический при­чинный ряд. Суть техник хронологического анализа состоит в том, чтобы проследить развитие проблемы от момента ее возникновения до настоящего времени. Как я уже говорил, часто принятие недостаточно обдуманного решения приводит к возникновению новых проблем или серьезных побочных эффектов. Но со временем люди, к сожалению, забывают, что когда–то побудило их принять то или иное решение. Потому нам редко удается чему–то научиться на собственном опыте. Применение хронологического анализа позволяет понять, что привело к сложившейся на настоящий момент ситуации. Ито­говый результат получается почти такой же, как при анализе причин возникновения проблемы, с той лишь разницей, что здесь мы используем хронологические рамки. Хотя подобный анализ носит систематический характер, не всегда удается без труда разобраться в сложных причинно–следственных связях. Поэтому здесь особенно необходимо использовать ас­социативные возможности правого полушария. Важно не столько делать сознательные усилия, сколько творчески мыс­лить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.