Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа




 

4.1. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа организуется и проводится в целях выявления, анализа и оценки влияния нормативного правового акта автономного округа на системность и целостность правового регулирования общественных отношений, на характер и степень правовой защищенности участников правоотношений, на объем или степень реализации прав, обязанностей, полномочий граждан, организаций, органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих, иных лиц, а также в целях прогнозирования и планирования основных направлений совершенствования законодательства автономного округа и системы муниципальных нормативных правовых актов.

4.2. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа позволяет решить следующие задачи:

выявить нормативные предписания, изменение которых способно существенно повысить эффективность правореализационной деятельности;

установить возможные правовые, организационные, информационные средства повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

гармонизировать правовое регулирование общественных отношений и потребности правоприменительной практики, а также системное взаимодействие между нормативными правовыми актами автономного округа;

обеспечить учет наилучшей практики правового регулирования определенных групп общественных отношений на федеральном уровне и в других субъектах Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.

4.3. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельных нормативных положений, совокупности нормативных правовых актов автономного округа) осуществляется по следующим основным направлениям:

а) эффективность нормативного регулирования и обеспечение баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степень или объем реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов;

б) эффективность установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;

в) эффективность юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, в том числе их соответствие характеру нарушений и целям их предупреждения, пресечения и наказания;

г) эффективность предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности, в том числе их соответствие характеру правоотношений;

д) эффективность организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий.

4.4. В зависимости от предмета правового регулирования нормативного правового акта автономного округа, а также его места в нормативной правовой системе автономного округа, могут быть выделены специальные направления мониторинга эффективности, учитывающие особенности правового положения участников правоотношений, характер реализуемых ими прав, обязанностей и полномочий, правовые и организационные формы реализации нормативных предписаний.

При этом субъект мониторинга законодательства автономного округа обязан указать индикаторы специальных направлений мониторинга эффективности и соответствующие им показатели, характеризующие наличие или отсутствие роста эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.

4.5. Об эффективности нормативного регулирования и обеспечении баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степени или объеме реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов свидетельствуют следующие индикаторы:

а) отсутствие необходимости для граждан и организаций в целях реализации своих субъективных прав, обязанностей и законных интересов обращаться в многочисленные органы или организации либо получать согласования в многочисленных инстанциях, при этом их количество несоизмеримо с содержанием тех благ (ценностей), которые гражданин или организация желают приобрести (реализовать);

б) возложение на граждан и организации юридических обязанностей в объеме, не превышающем тот уровень, который необходим для обеспечения надлежащей реализации субъективных прав и свобод либо контроля за их осуществлением;

в) отсутствие необходимости для граждан (организации) представлять значительный по объему перечень документов, информации, для сбора которых необходимо затратить большое количество времени, при этом часть документов вполне может быть получена органом (должностным лицом) самостоятельно, путем направления запросов в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;

г) отсутствие в нормативном правовом акте значительного количества запретов и ограничений при осуществлении отдельных видов деятельности, формальное соблюдение которых чрезвычайно затруднительно и не согласуется с целями правового регулирования данной группы общественных отношений.

Показатели, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

- количество лиц, реализовавших субъективные права и обязанности, предусмотренные нормативным правовым актом автономного округа;

- количество граждан и организаций, удовлетворенных установленной процедурой реализации прав и обязанностей.

Показателями, по которым динамика снижения свидетельствует об эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поступивших в связи с реализацией предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа прав и обязанностей;

количество споров, вызванных злоупотреблениями со стороны граждан и организаций своими правами и обязанностями.

4.6. Об эффективности установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, свидетельствуют следующие индикаторы:

а) условия доступа граждан и организаций к выполняемым государственным функциям и оказываемым государственным услугам;

б) наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в удовлетворении обращений граждан и организаций, а также его доступности и открытости для участников правоотношений;

в) наличие легальной возможности в исключительных случаях получить результаты выполняемой уполномоченными должностными лицами государственной функции или государственной услуги в упрощенном порядке, учитывая, например, стечение тяжелых личных, семейных, финансовых обстоятельств у заявителя;

г) наличие стандартов качества и доступности осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, а также наличие соответствующих административных регламентов;

д) возможность оказания государственных услуг на дистанционной основе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, исключающих непосредственный контакт с государственным или муниципальным служащим;

е) соблюдение уполномоченными должностными лицами установленных сроков рассмотрения обращений граждан и организаций;

ж) возможность осуществления государственной функции или государственной услуги через многофункциональные центры предоставления государственных услуг.

Показатели, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности установленных в нормативном правовом акте автономного округа правовых процедур осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, являются:

доля граждан, удовлетворенных качеством и порядком осуществления государственных функций и оказанием государственных услуг;

доля государственных функций и государственных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна»;

количество граждан и организаций, реализовавших свои субъективные права и обязанности с помощью установленной нормативным правовым актом процедуры осуществления государственной функции или оказания государственной услуги;

доля государственных функций и государственных услуг, в отношении которых действуют стандарты качества и административные регламенты.

Показатели, по которым динамика снижения свидетельствует об эффективности установленных в нормативном правовом акте автономного округа правовых процедур осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поданных в связи с осуществлением государственных функций или оказываемых государственных услуг;

количество решений, которыми отказывается в удовлетворении заявлений (обращений) граждан и организаций.

4.7. Об эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, свидетельствуют следующие индикаторы:

а) соразмерность юридических санкций, иных мер государственного принуждения характеру нарушения;

б) способность юридической санкции, иной меры государственного принуждения сдерживать совершение противоправных действий (деятельности, решений) под угрозой наступления для нарушителя неблагоприятных, правоограничительных последствий;

в) возможность для правоприменителя индивидуализировать юридические санкции, иные меры государственного принуждения применительно к особенностям субъекта нарушения, его свойствам, характеру нарушения, вызываемым им последствиям;

г) возможность замены одного вида юридических санкций или мер принуждения на другие, учитывая различные обстоятельства совершения нарушения и исполнения назначенного наказания;

д) возможности юридической санкции или иной меры государственного принуждения комплексно воздействовать на нарушителя в целях недопущения в дальнейшем совершения подобных правонарушений.

Показателями, по которым динамика снижения свидетельствует об эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, являются:

количество совершенных нарушений определенного вида за определенный период (не менее чем за три года);

количество повторных нарушений, совершенных одним и тем же лицом, к которому ранее применялись юридические санкции, иные меры государственного принуждения;

количество лиц, освобожденных от ответственности или иных мер государственного принуждения;

количество отмененных в административном или судебном порядке решений о назначении юридической санкции или применении иных мер государственного принуждения по основаниям несоответствия санкции (меры принуждения) характеру нарушения.

При оценке эффективности установленных нормативным правовым актом автономного округа юридических санкций, иных мер государственного принуждения необходимо учитывать следующие обстоятельства:

наличие федеральных норм и правил, устанавливающих требования к юридическим санкциям, иным мерам государственного принуждения, по их размеру или порядку применения, которые ограничивают возможности автономного округа в выборе более эффективной модели регулирования юридических санкций, иных мер государственного принуждения;

рост количества нарушений может не свидетельствовать о неэффективности юридической санкции, иной меры государственного принуждения, а являться следствием повышения эффективности правоприменительной деятельности, направленной на выявление и пресечение нарушений.

4.8. Об эффективности предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности, свидетельствуют следующие индикаторы:

а) управленческие решения принимаются в строго определенной процессуальной форме, в установленные сроки, уполномоченными на их принятие должностными лицами;

б) при принятии управленческих решений, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций, государственных или муниципальных служащих, последние имеют возможность представлять и защищать свои интересы при вынесении неблагоприятных для них решений;

в) процессуальные требования к принятию решений не являются избыточными, то есть не препятствуют их своевременному принятию, позволяют всесторонне и объективно осуществить подготовку дела к рассмотрению;

г) для принятия управленческих и иных решений предусмотрена строгая последовательность совершения действий, принятия решений участниками правоотношений, позволяющая гражданам и организациям быть информированными о ходе реализации своих субъективных прав и обязанностей, в том числе путем закрепления в правовом акте промежуточных (процессуальных) решений, условий и основания для их вынесения;

д) наличие обязанности у уполномоченных должностных лиц мотивировать свои управленческие и иные решения;

е) граждане и организации, государственные или муниципальные служащие имеют реальную возможность знакомиться с ходом реализации своих субъективных прав и обязанностей, с материалами дела, возбужденного по их заявлению или по инициативе уполномоченных должностных лиц, представлять сведения и информацию, корректировать ход реализации прав и обязанностей путем подачи обращений (ходатайств);

ж) уполномоченные должностные лица не имеют возможности по своему усмотрению отступать от процессуальных требований, установленных в нормативном правовом акте автономного округа, менять условия и основания для принятия решений, принимать решения, не предусмотренные правовым актом;

з) участники правоотношений обладают необходимыми процессуальными средствами разрешения юридических споров, дифференцированными в зависимости от правового положения лиц, являющихся субъектами правоотношений.

Показателями, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности, являются:

доля управленческих и иных решений, принятых в специальной процессуальной форме;

доля индивидуальных правовых актов, принятых с мотивировкой решения;

доля граждан и организаций, считающих установленную процедуру реализации прав и обязанностей оптимальной, не требующей чрезмерных затрат и усилий.

Показателями, по которым динамика снижения свидетельствует об эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности, являются:

количество административных и судебных жалоб граждан и организаций, поступивших в связи с несоблюдением уполномоченными должностными лицами порядка принятия управленческих и иных решений;

количество управленческих и иных решений, отмененных в связи с нарушением установленного процессуального порядка;

количество управленческих и иных решений, которыми отказано гражданам и организациям в предоставлении (реализации) субъективных прав и законных интересов по причине несоблюдения установленного порядка;

количество актов прокурорского реагирования, поданных в связи с несоблюдением участниками правоотношений установленных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных требований.

При оценке эффективности обеспеченности регулируемых нормативным правовым актом автономного округа общественных отношений процессуальными формами и средствами деятельности необходимо учитывать, что, в первые, три-пять лет действия нормативного правового акта автономного округа, предусматривающего процессуальные формы и средства деятельности, рост названных выше показателей может свидетельствовать об эффективности правового регулирования.

4.9. Об эффективности организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий, свидетельствуют следующие индикаторы:

а) наличие возможности у общественных организаций, органов местного самоуправления, иных лиц, осуществляющих правозащитные функции принимать участие в обсуждении проектов решений, анализе хода их реализации, влиять на корректировку правореализационной деятельности, если она отступает от установленной нормативной модели;

б) наличие возможности у вышестоящих органов и должностных лиц своевременно выявлять отступления от установленного порядка действий подчиненных органов, должностных лиц и служащих и корректировать порядок реализации ими полномочий;

в) наличие обязанности у уполномоченных должностных лиц информировать вышестоящие органы, иные контролирующие органы, заинтересованные общественные организации о принятии решений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

г) наличие возможности у должностных лиц своевременно выявлять неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами и организациями своих обязанностей, а также нарушения порядка реализации своих прав.

Показателями, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности механизмов и процедур контроля за надлежащей реализацией правоотношений, являются:

количество мероприятий по контролю за ходом реализации предусмотренных нормативным правовым актом правоотношений;

количество выявленных нарушений и отступлений от установленного порядка реализации правоотношений, неисполнений прав, обязанностей, полномочий;

доля управленческих и иных решений, признанных в административном или судебном порядке несоответствующими требованиям законодательства.

4.10. При проведении мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа уполномоченный на организацию и проведение мониторинга орган или специализированная организация составляет нормативно-техническое задание на проведение мониторинга, в котором указываются:

а) объекты мониторинга эффективности – нормативный правовой акт автономного округа, его отдельные положения, совокупность нормативных правовых актов автономного округа или их отдельных положений;

б) направления мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа в соответствии с пунктами 4.3 и 4.4 методических рекомендаций;

в) перечень индикаторов эффективности действия нормативного правового акта автономного округа, которые предстоит выявить, проанализировать и оценить;

г) перечень показателей эффективности действия нормативного правового акта автономного округа с указанием количественного и временного порядка их измерения;

д) источники данных об индикаторах и показателях эффективности действия нормативного правового акта автономного округа с обязательным указанием средств их получения и фиксации;

е) при необходимости выявления динамики эффективности с целью установления тенденций развития законодательства автономного округа – временные интервалы, в которых происходит выявление и сравнение соответствующих показателей эффективности нормативного правового акта автономного округа.

4.11. Средствами выявления индикаторов и показателей эффективности действия нормативного правового акта автономного округа являются:

а) системный научно-исследовательский анализ законодательства автономного округа, проводимый специализированными научными, образовательными, исследовательскими и консалтинговыми организациями;

б) анализ обращений граждан и организаций в ходе реализации нормативного правового акта автономного округа;

в) анализ актов прокурорского реагирования в отношении правоприменительных актов органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления;

г) анализ судебных решений по применению законодательства автономного округа;

д) данные социологических опросов;

е) информация правоприменительных органов;

ж) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;

и) данные государственной статистики;

к) иные средства, позволяющие получить информацию об эффективности действия нормативного правового акта.

4.12. С целью анализа результатов мониторинга по результатам его проведения субъект мониторинга законодательства автономного округа составляет паспорт мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа, в котором указываются следующие сведения:

а) основания для проведения мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа;

б) данные о нормативном правовом акте автономного округа (отдельных нормативных предписаниях, совокупности нормативных актов автономного округа), в отношении которых проводился мониторинг;

в) вид мониторинга (плановый или оперативный), его временные и территориальные характеристики;

г) перечень выявленных индикаторов по направлениям мониторинга эффективности действия нормативного правового акта автономного округа, включая индикаторы, выявить которые не удалось, с указанием причин последнего;

д) показатели эффективности в отношении каждого направления мониторинга с указанием источников их получения;

е) динамика изменений показателей эффективности по направления мониторинга, если таковая выявлялась;

ж) возможные формы и способы повышения эффективности правового регулирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.