Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как понять ребенка 24 страница




Этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения. И то и другое - лишь два определения одного и того же явления.

...Первоначальная этика касалась отношении между индивидами; дальнейшие добавления связаны уже со взаимоотношениями индивида и общества. Но этики, регулирующей взаимоотношения человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней, пока еще не существует. Земля, подобно рабыням Одиссея, все еще остается собственностью, и взаимоотношения с ней все еще остаются чисто потребительскими, подразумеваюшими только права без обязанностей.

Распространение этики на этот третий элемент в окружении человека является... эволюционной возможностью и экологической необходимостью.

...Все сложившиеся до сих пор этические системы опираются на одну предпосылку - индивид является членом сообщества, состоящего из взаимосвязанных частей. Инстинкт побуждает его соперничать за место в сообществе, но шика одновременно побуждает его к сотрудничеству (хотя бы для того, чтобы было из-за чего соперничать).

Этика земли попросту расширяет пределы сообщества, включая в него почвы, воды, растения и животных, которые вместе и объединяются словом

Возможно, что этика - это своего рода зарождающийся общественный инстинкт». (Л. Олдо)*

«Этика наедине» - термин Сагатовского 167).

«Важнейшее требование этики в отношении к самому себе - быть честным и трезвым в своей самооценке, уметь преодолевать соблазн защитных мотивов самооправдания. Надо ясно представить свои недостатки, чтобы не вуалировать, но преодолевать их. Будь достаточно гордым, чтобы иметь право сказать: я отвечаю за себя, и я не подведу. Но не для того, чтобы гордиться перед другими, а для того, чтобы другие могли надеяться на тебя» (3, 167).

Этика преобразования, этика потребления, этика жизнеутверждения - см. 3,73-124.

«Этическая картина мира моделирует внутренний мир Человека, его жизненный Путь, интегрируемый в виде результирующей постоянно совершаемого им Выбора в системе нравственных координат» Этот естественно напрашивающийся термин, так же, как и принцип наименьшего зла*, взят нами из 3, 152 - 168), в системе, позволяющей описать его отношения к людям, к самому себе, к миру.

Список главных человеческих слов является исходным базисным списком понятий в этической картине мира.

 

ЯЗЫК

«Доверие к оратору возникает тогда, когда он говорит своим языком. Ведь речь каждого человека индивидуальна, неповторима». (З.В. Савкова)*

«Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он впадеетмыслью» (ВТ. Белинский).

На мысли, дышащие силой. Как жемчуг, нижутся слова.

М.Ю. Лермонтов

Ты, говорящий, никого Не убедишь, пока Нет в сердце у тебя того. Что сходит с языка.

Цит. по книге: Савкова З.В., Энергия живого слова. СПб., 1991

«По счастью, кроме языка словесного человеку дан язык сердца» (Н. Рерих, 14,41).

Язык жестов многих народов -это невербальный язык общения. В нем, кроме общих невербальных двигательных синонимов'", есть и свои антонимы и омонимы, то есть жесты, имеющие разный смысл в зависимости от контекста культуры.

«В этом,немом" языке все* имеет свой смысл - дотронулись ли вы до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, выражение лица, интонация, пауза. Даже ваш костюм и его цвет могут значить разное в разных частях света.

Итальянцы и французы в беседе широко пользуются жестикуляцией, когда нужно подкрепить свою мысль или придать разговору более непринужденный характер. Ловушка состоит в том, что в разных странах один и тот же жест означает нередко прямо противоположное. В США,например,,ноль", образованный большим и указательным пальцами, говорит: «все нормально», «все окей». В Японии этот же жест означает,деньги*'. В Португалии и некоторых других странах он вообще воспринимается как неприличный.

Итальянец или француз, если считают какую-либо идею глупой, выразительно стучат себя по голове. Немец, шлепая себя ладонью по лбу, как бы восклицает: „Да ты с ума сошел!" А британец или испанец этим же жестом показывает, как он доволен собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх. это означает, что он по достоинству оценивает ум. Палец же в сторону укажет, что у Вас, милейший, слегка,поехала крыша". Немцы в знак восхищения чьей-то идеей часто поднимают брови вверх, а у англичан этот же жест выражает крайний скептицизм.

Считается, что наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Восхищаясь чем-либо, француз подносит к губам три соединенных пальца, делая воздушный поцелуй. А если он потирает указательным пальцем основание носа, это предупреждение: „здесь что-то нечисто",,,осторожно", „с этим человеком нельзя иметь дело". Похожий жест в этом же значении имеют итальянцы. Европейцы в общении не придают особой роли правой или левой руке. Но будьте осторожны на Ближнем Востоке - не вздумайте кому-либо протягивать еду, деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.

Готовясь к сотрудничеству с зарубежным партнером, потрудитесь выучить и язык жестов его страны» (из журнала).

Я

 

Не бойтесь золы, не бойтесь хулы.

Не бойтесь пекла и ада,

А бойтесь единственно только того.

Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Кто скажет: «Всем, кто пойдет за мной.

Рай на земле - награда!»

А. Галич

Суть типичного сталинизма может быть выражена одним утверждением: «Всегда прав Я». Тогда в споре люди не истину станут выяснять, а доказывать свою правоту, создавая свой собственный культ личности. Библейская заповедь Моисея: «Не сотвори себе кумира», - тогда должна получить дополнение: «Не сотвори себе кумира даже из самого себя, из Я».

Даже из многоликого Я, отражающего сознание - души.

«Истинное Я не есть тело и не есть ум человека. И тело, и душа (ум) -это только части личности человека, его меньшее Я. Истинное Я есть нечто гораздо большее. Проявлением его служит индивидуальность человека. Истинное Я независимо от тела, в котором оно живет, оно даже независимо от механизма ума, которым оно пользуется как своим инструментом. Истинное Я есть копия или божественный оригинал всего человека, оно вечно и неразрушимо. Оно не может ни умереть, ни быть уничтоженным, и что бы ни случилось с телом, истинное Я продолжает существовать. Это душа человека в самом высоком смысле этого слова. Не думайте о душе, как о чем-то отдельном от вас. Вы есть душа, а тела - это только нереальная и временная часть вас, которая меняется непрерывна, и которую вы рано или поздно отбросите от себя. Вы можете развить в себе способности, которые дадут вам возможность сознавать реальность души и независимость ее от тела. Метод йогов для развития этих способностей заключается в медитации, то есть в размышлениях об истинном Я, или о душе, сопровождаемых ритмическим дыханием.

...Вместе с увеличением сознания придет чувство бессмертия, и человек начнет проявлять признаки духовного развития...

Но люди, начинающие такие упражнения, не должны позволять себе слишком много жить в высших сферах или с презрением относиться к своему телу, потому что оно находится на этой плоскости для определенной цели достижение которой зависит от самих людей

Человек не должен пренебрегать случаем приобрести опыт, необходимый для завершения его развития, и никогда не должен переставать уважать свое тело, так как оно есть храм духа.

...Дух человека есть высшее проявление его души, это капля в океане духа, по внешности отдельная и отличная, но в действительности находящаяся в непрерывном соприкосновении со всем океаном, с каждой каплей его...»*

И я иду сверкающим мостом.

Прокинутым над безднами людского,

К сиянью завершительного Я, -

Оно - мой Бог, в пределах сна земного

Оно - награда верная моя!

Я - Сад Возможностей, и я хочу бутоны

Преобразить в горящие цветы,

Хочу явить окутанное в звоны.

Искусство завершенной красоты...

И мыслю я, что каждое созданье

Должно свои возможности понять –

И завершить Кольцо Существованья

И Замысел Великий оправдать!

Г. Тотс, 1915

Возможно ль Замысел Великий оправдать

И хоть чуть-чуть Любви земной не испытать?

И кто бы нас возвысил до Всевышнего,

Какие любимая через любовь к всеближнему?

И кто бы из бессмертных не заметил дар в три слова.

Где Я сияет светом неземного?

Три слова

Я люблю тебя.

Как любят дождь –

Ни за что.

Я люблю тебя.

Как любят Солнце –

За ясность.

Я люблю тебя.

Как любят радугу –

За радость.

Я люблю тебя.

Как любят море –

За ветер.

Я люблю тебя.

Как любят ветер –

За свежесть.

 

Я люблю тебя.

Как любят снег –

За нежность.

Я люблю тебя.

Как любят жизнь –

За все.

В.Н.Н.,16 июля 1976

«Перечеркни свое „Я", и пусть это умрет на кресте, чтобы жить вечно» (Сатья Саи Баба).

«Я потерял себя. Нет горестней потери» (Е. Винокуров).

Американский психолог Филипп Зимбардо впервые описал и проанализировал ситуации, в которых происходит утрата человеком своего «я», чувства отдельности от других, а вместе с теми чувства личной свободы и ответственности за с вой поступки (9,70).

«...В состоянии личности человек способен ощутить себя ответственным не только за конкретные поступки, но за всю жизнь в ее полноте и завершенности:

Я не сам ли выбрал час рожденья. Век и царство, область и народ...»

«Будь достаточно гордым, чтобы иметь право сказать: я отвечаю за себя, и яке подведу. Но не для того, чтобы гордиться перед другими, а для того, чтобы другие могли надеяться на тебя» 0,167).

«Я человек, я свободен, а поэтому отвечаю за все» 196).

Великий Закон: «Чтобы познать мировое. Я, ты должен познать свое собственное Я».

Я - целый мир, а мир - многолик. Он безмерен и он же ничтожно велик. Он ничтожен и он же безмерно велик.

0. Хайям

Кому ты позволяешь жить в себе?

И.Г. Хижняк

Я есть все: и мир внешний, и мир внутренний. Но Я же и встреча этих миров!

Сколько во мне этих Я?

 

И живут ли они, как друзья? Не для того ли дана мне Жизнь, Чтобы все мои Я прожить?

Чтобы со всеми Я успеть встретиться и проститься,. Чтобы их полюбить к на них не разозлиться? Чтобы почувствовать к понять, Что все они - Я И все - друзья! И все вместе - опять! «Кто нам скажет о цели и смысле пути?» (0. Хайям).

Дорога дорога.

Путь - не путевый.

Цель - целина.

А я- непутевый.

Редчайшая редкость -

Встреча во встрече.

С предтечей предтечи,

С беременной речью.

С пространством - в пространстве.

Со временем - в вечности,

С собою самим.

Со своею предтечностью.

С застывшей текучестью,

С осознанной участью

Себя, как дороги

К САМОМУ

СЕБЕ.

- А помнишь, что такое Ад? А рай? Это тоже ТЫ. И Я..

Нам кажется, теперь и у Вас есть свои ответ на вопрос нашей лекции «Как помочь старшекласснику». Наш ответ таков: это вопрос прежде всего к самому себе: «Как помочь себе?».

Как помочь? Не проходите мимо главных человеческих слов!

И пусть Ваши дети услышат их от Вас!

 

ЛЕКЦИЯ 8

 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ

ЛУЧШЕ ВСЕГО И ХУЖЕ ВСЕГО

ОДНОВРЕМЕННО

 

Элементы культуры мышления на встрече с восьмиклассниками

 

Добрый день! Давайте начнем знакомство с вопроса: «Как Вы думаете, что самое таинственное на свете и в то же время самое знакомое для нас с Вами?»

Подобные загадки люди очень часто задают друг другу; особенно их любят маленькие. Ответ на эту, казалось бы, детскую загадку оказывается не таким простыми для взрослых. А может быть, у Вас готов ответ? Как бы Вы ответили, одним словом? Я вижу, кое-кто улыбается. Попробуйте вслух произнести свой, может быть, и смешной ответ - от юмора частенько возникают очень хорошие ассоциативные круги. Что же Вам лучше всего известно и в то же время Вы меньше всего знаете?.. Верно! Самого себя. Можно сказать и другими словами: человека Вы знаете лучше всего, встречаясь с ним каждый день в себе и в других, и в то же время человек представляет из себя созвездие загадок и непонятных явлений. Диву даешься, когда знакомишься с его возможностями.

Следующий вопрос к Вам: а Вы знаете свои возможности? На что Вы способны?.. Верно говорите: кто как. По большому счету, на этот вопрос пока мы должны ответить отрицательно. Если я сейчас начну рассказывать Вам о некоторых фактах, то мы с Вами должны будем развести руками и рано или поздно закономерно придти к самостоятельному очевидному выводу. Поэтому я не буду сейчас его произносить, а сначала просто вспомню кое-что известное о человеке.

Начнем с самого простого: с того, чем мы привыкли пользоваться ежедневно. У всех нас есть память. И в то же время удивительно встречать людей с безграничной памятью. Они помнят все,что видели и слышали когда-либо. Казалось бы, у них особенная память, а у нас - нет. Оказывайся, мы просто не умеем ею пользоваться. Если выполнять определенные правила, то обнажается ее бездонность. Оказывается, человек запоминает абсолютно все, что он когда-нибудь видит, слышит или ему объясняют. Вопрос только в том, что он не умеет доставать информацию из своей кладовок. Ока у него просто свалена, как в обычную комнату, в которой Вы не знаете, на какой полке хранится то, что было с Вами вчера, позавчера к что Вы читали в книжке. Очень интересная книжка! Там так здорово: этот подошел, как ему даст, вместе свалились, покатились! Вот прочитаешь книжку - действительно интересно!

- А как зовут того, кто был в этой книжке?

- Ты знаешь, я не помню.

На самом деле Вы помните, но не умеете вспоминать. Это самое трудное дело - научить себя вспоминать. Этому и учат разведчиков. Известны определенные правила тренировки памяти у детей. Но на самом деле мы тренируем не память, а умение вспоминать, тренируем умение находить эту информацию у себя в голове.

Проводили специальные эксперименты в попытках выяснить, действительно ли человек помнит все, что с ним происходило. Человеку, погруженному в гипнотическое состояние, задавали вопросы - помнит ли он, что с ним было, - и он вспоминает. Например, одному из каменщиков был задан вопрос: помнишь ли ты, сколько кирпичей уложил в тот дом 10 лет назад? Он ответил: сейчас сосчитаю. И сосчитал. Оказалось, не ошибся.

Организм бессознательно запоминает и еще более тонкие характеристики. Разве не фантастика - помнить электрокардиограмму или, например, энцефалограмму, которые у Вас были, скажем, в 3-летнем возрасте?! И когда Вам под гипнозом внушают состояние 3-летнего ребенка, то в это время Вы не только начинаете коряво писать и шепелявить: «Мамотька, дологая, дай, пожалуйста, еще!» В это время, неожиданно для себя. Вы можете и в штаны наделать, потому что вспомнилось состояние 3-летнего ребенка: «Ой, не моту сдержаться!» Оказывается, Вы переживаете свой З-летний возраст. Даже сердце старается: работает в это время так, как оно работало тогда. Во всем организме происходит потрясающее «вспоминание».

Так что, оценивая возможности человека по емкости памяти, мы с Вами должны развести руками и сказать: память безгранична. Правда, ее безграничность не всегда возвышала человека: встречались «гениальные» идиоты, которые не только, как мы, помнили абсолютно все, но в отличие от нас, абсолютно все могли и вспомнить. При этом самостоятельно сформулировать новую мысль им было не по силам. Когда их о чем-нибудь спрашивали, они, как живая энциклопедия, на нужное слово выдавали информацию, и все!

- Расскажите про Пеле!

- Пожалуйста! - и рассказывает.

- А что ты сам думаешь?

В ответ - повторение того, что помнит, что слышал. Только воспроизведение без своего отношения. Тут, видите, борьба между памятью и творческим умением пользоваться ею закончилась в пользу памяти. Видимо, если память всегда будет проявлять стопроцентную готовность, то нам без развитого сознания будет очень тяжело найти свою мысль среди запомненных мыслей других людей. Развивая сознание, мы постигаем ключи воспоминания.

Вспомним теперь про волю и температурные возможности человека. Вы, наверное, слышали о таком потрясающем случае, когда однажды был пойман один из ста воинов, посланных к неприятелю обороняющимся городом. Воина привели к царю. Царь узнал от него,что он пришел убить царя, приведшего такое огромное войско к стенам этого города. Во время беседы воин подошел к факепу, положил руку в огонь и продолжал, спокойно разговаривать с царем о своей цели, о желании горожан сохранить свой город. Рука постепенно обуглилась на глазах царя, и он, увидев такую силу воли, сказал: «Если и остальные девяносто девять посланцев такие же, как этот, то они точно убьют меня». Снял осаду и увел войска. Это исторический факт. О нем можно прочитать в «Занимательной психологии» Платонова.

Там же приводится очень много интересных случаев, связанных с умением человека управлять самим собой. Иногда мы управляем собой сознательно, а иногда подсознательно, неожиданно для себя. Например, мать увидела своего ребенка, попавшего под машину, подошла к ней и подняла... И пока ребенка не забрали, она держала машину двумя руками. Увидев ребенка невредимым, женщина уронила машину, а сама упала в обморок.

Вспоминается еще один подобный случай, связанный с печальным событием у нас в стране - сильное землетрясение, гибель очень многих людей, кого-то засыпало, кого-то откопали, кто-то умер от страха, а кто-то боролся до последнего, но сил не хватило самому выбраться из-под обломков дома. Однажды спасатели отрыли женщину, которая спасла своего ребенка, а сама погибла. Ее нашли под развалинами дома застывшей в изогнутой позе над ребенком и заслонившей его от тяжести мобилизацией всех своих нечеловеческих материнских сил. Ребенок остался жив - мать дважды подарила ему жизнь.

В обыденной жизни тоже встречаются такие экстремальные ситуации. Это было с одним из моих знакомых, когда он шел из одной деревни в другую. Вот его рассказ: «Безлунная ночь. Темная лесная дорога. Обычная вроде бы дорога, я по ней не раз ходил. Иду, а у меня странное ощущение, что за мной кто-то идет. Обернусь - вроде, «хруп-хруп», а никого нет, никого не вижу. И только когда я вышел из темного леса и пошел по проселочной дороге, где изгородь появилась и лес не так глушил свет, обернувшись в очередной раз, я вдруг заметил: позади меня большущий волк застыл, и горящие два зеленых глаза. Как я только это увидел, я так побежал, что не помню, как до дома добежал, не помню, как перепрыгнул через забор, как очутился в доме. А потом утром попробовал через этот забор спокойно перелезть - не получилось. А как же я через него перелетел?» В ту минуту, когда он от страха забыл, что не умеет через забор лазить, оказалось, что у него есть силы для преодоления самого себя, для преодоления земного притяжения.

Так вот, бывали случаи, когда люди имели возможность продемонстрировать свою якобы невосприимчивость к огню, к жаре, к холоду. Вы знаете, что человек не может долгое время держать ноги в холодной воде, а в то же время иногда людей оживляли даже после размораживания. Один из таких случаев был зарегистрирован в Новосибирске. Пьяного принесли в соответствующее заведение. Врач после осмотра записал в протоколе: глаза покрылись ледяной коркой, дыхания нет, сердце не прослушивается, не стучит, при посту-кивании по телу раздается глухой звук. Все. Предел. Медицина протокольно зарегистрировала смерть. Подписав протокол, врач предложил положить покойника в ванну: «Я его попробую реанимировать, может быть,что-нибудь получится». После оттаивания трупа были проведены соответствующие процедуры по реанимации. Результат оказался очень радостным: через некоторое время пациент пришел в себя, у него восстановились многие функции. Кое-чем он действительно расплатился: у него были «провалы» в памяти, периодически его подлечивали в стационаре. Но, так ИЛИ иначе, он продемонстрировал возможную не справедливость медицинского заключения, что человек не может выдержать чрезмерного понижения температуры тела при сохранении своих жизненных функции. И это общеизвестное заключение о возможностях человека тоже оказалось неправильным.

Вспоминается также турецкий житель, купавшийся в ванне с температурой воды 60-70 градусов. Он нырял и выныривал, а белок в его организме, между прочим, вопреки научным убеждениям, не сворачивался. Вы, наверное, слышали о болгарских народных целителях, умеющих ходить босиком по углям. Для этого они входят в определенное медитативное состояние, и горящие угли не могут справиться с их стопами. К реализации своих, порою неожиданных, возможностей человек должен себя подготовить.

Обратимся к поясняющему примеру с кошкой. Оказывается, кошку можно приучить к удару электрическим током: сначала - предупреждающий звоночек, потом удар электрическим током. Постепенно напряжение повышают: звоночек - 1 вольт, звоночек - 2 вольта, звоночек - и так далее. Мне стыдно рассказывать о таких жестоких экспериментах, тем более, что возможности кошек были неизвестны, и с какой скоростью надо вырабатывать этот ее условный рефлекс защиты, тоже было неясно. Видимо, аналогичный рефлекс защищает к человека в экстремальных условиях. Натренированная кошка выдерживала сумасшедшее напряжение, если передним звучал звонок. Она успевала подготовиться к опасности и могла противостоять даже электролизу крови! Чему только не противостоит человек, если сам себе позвонит! Какие только скрытые резервы не мобилизует его организм, ее пи человек знает их!

Кто-нибудь из Вас ходил в китайский цирк? Помните, китайский мастер лизал раскаленный кинжал на глазах изумленных зрителей? Казалось бы, он делает нечто фантастическое. Теперь это показывают в цирке, а раньше об этом писали этнографы, рассказывая о встречах с шаманами. Вы знаете, кто такие шаманы? Знаете? Отлично! Но мало кто из Вас знает, что шаман не только шаманит и лечит, но ежегодно подтверждает свои возможности помогать людям, свое право помогать им, демонстрируя с вою необычность, доказывая свое умение управлять своим телом, умение реализовать свои возможности. Шамана испытывали, например, во время праздника Нового чума. Новый чум строили в отдалении в секрете от шамана. А шаман должен был найти дорогу к нему с завязанными глазами. По дороге ему всячески мешали: устраивали западни, натягивали веревки. Все препятствия необходимо было преодолеть. Если он доходил до чума, - праздник состоялся, а его признавали действительным шаманом. Если он не мог этого сделать, его не признавали таковым. Лизание раскаленного железа было обычным испытанием для шамана. Или он должен был пройти по морозу в обычной парке. Так называлась его маленькая накидочка, на которой висели только символы его силы. И вот в такой парке шаман мог идти по заснеженной тайге, по тундре, если было нужно, несколько дней в поисках потерявшихся людей. Если шаман во время медитации увидел потерявшегося живым, то он должен был найти этого человека. Он отправлялся В путь пешком в особом состоянии, а за ним ехали сопровождающие на оленях. И ради другого человека шаман выдерживал такие колоссальные воздействия!

Меня поразило описание обряда прощания с покойным. Поскольку об ряд прощания был по тем временам, как и сегодня, достаточно дорогим, покойников "копили». Когда накапливалось несколько ПОКОЙНИКОВ, приглашали шамана, причем из дальнего селения, чтобы шаман не знал этих людей. Он задавал вопросы, по которым судили, опознал ли он душу умершего человека, провожаемого в последний путь.

- Правда ли, что у этого покойного четверо детей? И селение отвечало:

- Правда, шаман.

- А верно ли, что в день смерти он пошел на рыбалку?

- Верно, шаман, верно говоришь.

- А правда лито, что у него остала сь вдова, у которой хозяйство из десяти оленей?

- Верно, верно говоришь.

И только в том случае, когда он опознавал всех присутствующих покойников по их характерным параметрам, опираясь на какой-то невидимый информационный код, ему доверяли проведение обряда проводов этих людей в мир иной. А если шаман не мог опознать их, то изгонялся. Могли еще и побить. При этом выполнялось одно интересное правило: шаман не получал платы за свою работу, в лучшем случае его могли одарить каким-либо подарком. Это максимум того, на что он мог рассчитывать, потому что обряд не разрешал ему брать деньги за такую помощь. Шаманство было работой, от которой нельзя уйти, обязанностью, от которой нельзя отказаться, ее надо было выполнять, потому что шаманство - это судьба.

Вы, наверное, слышали о людях, которые путешествовали не ради путешествия, а чтобы показать на своем примере, на что способен человеческий организм. Вспомните книгу Алена Бомбара «За бортом по своей воле». Зачем Бомбар отправился в такое потрясающее путешествие по океану - один, без продуктов и рации, имитируя экстремальные условия жизни без вести пропавшего? Он отправился в это путешествие, желая показать людям, что человек может длительное время находится в океане в отсутствие пиши и не погибнуть, пытаясь найти и находя выход из разных непредвиденных ситуаций. Он действительно приплыл к месту назначения, правда с ущербом для своего здоровья, но не вскрывая «НЗ», доказав тем самым возможность прожить в океане больше 10-ти дней. Человек, может быть, еще жив, а мы обычно через 10 дней прекращаем его искать...

И еще очень важное наблюдение Алена Бомбара: чаще всего люди гибнут задолго до того, как исчерпываются возможности их организма. В книге Вы найдете описания таких кораблекрушений, когда через несколько часов приходила помощь, но уже более 55% взрослых не было в живых. Были средства, на которых они могли спастись. Были лодки, шлюпки, еда и питье. Но люди психологически не могли перенести этой ситуации. И они либо топились, либо тонули, либо кончали с собой всеми доступными средствами. В этой обстановке оставались в живых - как Вы думаете, кто? В основном, дети, которые спокойно относились к этой ситуации, не умея еще так серьезно переживать, как взрослые.

Невозможно не восхищаться двумя самыми сильными людьми в мире - Юрием Власовыми Валентином Дикулем. Юрий Власов - человек, который в свое время мог поднять самый большой вес на Земле! Но через не сколько лет после своих рекордов оказался беспомощным перед таблетками врачей, которыми его постоянно пичкали, и напичкали до того, что он не мог самостоятельно выйти из дома. Он не мот пройти несколько шагов, не вспотев. Он вообще практически ничего не мог.

И вот в тот момент, когда он вдруг понял, что медицина ему не поможет, врачи бессильны, ответственность размазана на всю медицину сразу, он, наконец, осознал необходимость начать помогать себе самому. Если сам себе не поможешь, когда все развели руками, то кто же тебе поможет? И вот с этого дня он прекратил употребление всех таблеток и постепенно с помощью упражнений восстановил свой организм, поставил себя на ноги. С новыми силами бывший рекордсмен пережил очень тяжелую операцию на позвоночнике: сверлили, вставляли пластинки Буквально на следующий день после операции он встал с постели, приведя в ужас и поразив австрийского хирурга своим недисциплинированным и волевым поступком.

А что произошло с Валентином Дикулем? Он ведь так разбил себе позвоночник, что оказался неподвижным, признанным инвалидом. Через несколько лет Дикуль выступал в цирке. А ведь сначала все упражнения выполнялись лежа! Сидя в коляске, он разъезжал по встречам с детьми, тренировал их, готовил к участию в цирковых номерах. А потом и сам опять вышел на арену цирка. Будучи неподвижным, Дикуль дал себе обет: помогать всем страждущим, если выздоровеет. И на сегодняшний день уже более тысячи людей по методике Валентина Дикуля встали на ноги, причем некоторые из них были прикованы к постели в течение нескольких лет - кто 10, а кто и 15. Оказывается, постепенными упражнениями человек может заставить себя, заставить организм выполнять то, что он умел раньше.

Знаменитый исследователь подводного царства Жак-Ив Кусто получил поражение лучевого нерва. А что это значит? Рука жива, но Вы не можете ею управлять. Разрушен, порван «кабель», управляющий движениями руки. Врачи подтвердили безнадежное состояние, поскольку никому на земном шаре не удавалось восстановить управления рукой при такой травме. Чем все закончилось? Постепенными тренировками Кусто добился того, что на 8-й месяц у него дрогнул мизинец! Каждый день он мысленно представлял руку в движении, пальцы двигающимися, и только на 8-й месяц получил первое зримое подтверждение своего невидимого труда. Невидимый путь наконец-то проявился в физическом пространстве, путь от головы к руке, мысленно проходимый ежедневно, упорно и многократно. Организм ежедневно упорно и многократно по воле Кусто восстанавливал силы до полного овладения рукой!

Конечно, организм достаточно мудр, чтобы в посильных для него случаях не ждать указаний свыше. Последнее можно подтвердить научными экспериментами с бедными лягушками, которым обрезали зрительные нервы и соединяли со спинномозговыми. Вы, наверное, догадались: информация об увиденном не попадала куда следует, то есть не попадала в соответствующие зрительные зоны головного мозга. Действительно, первое время лягушка не могла ничего разглядеть и не могла управлять своим органом зрения так, как она это делала раньше, так как была нарушена и обратная связь. Но через некоторое время организм лягушки скорректировал все перепутанные связи она опять научилась видеть! Это было бы невозможно, еслИ бы информация от глаз не доходила до адресата, только теперь она попадала в нужное место окольным путем - через спинномозговые пути проводимости. Следовательно, информация, идущая от органов чувств, обязательно придет туда, куда нужно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.