Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейролингвистическая трактовка ритма речи




Нейролингвистическая концепция коррекции ритма

Визель Т.Г.

 

Ритм речи является одним из наименее изученных феноменов. Если исходить из того, что ритм - это равномерное чередование каких-либо линии или их групп, то термин ритм речи приходится признать справедливым лишь для стихотворных текстов. В них ритм является периодическим, заданным (ямб, хорей, анапест и т.д.), а отклонение от него (синкопы) - исключение, особый случай. В стихотворных сочинениях ритм лего вычленяется, т.к. каждый его период (такт) равен стихотворной строке. Например, в известном стихотворении К.И.Чуковского это выглядит так:

Муха, муха, Цокотуха/

Позолоченное брюхо/

Муха по полю пошла/

Муха денежку нашла/

В конце каждой строки следует пауза и смена дыхательной фазы с инспираторной на экспираторную.

Применительно к прозаической речи ритм - понятие неодназночно и требующее расшифровки.

Попробуем разбить на равные друг другу периоды (как это сделано в
стихотворном отрывке) следующий прозаический текст: «Мы, когда у нас
есть время, любим собираться тесным кружком и рассказывать
интересные истории».
Как легко видеть, это сделать невозможно. Такой
текст разбивается на отрезки не по принципу соразмерности периодов, а в
соответствии с его смыслом. Эти отрезки в лингвистике обозначаются как
синтагмы. По определению Л.В.Щербы (1947), синтагма это минимальная в смысловом отношении часть предложения, отделенная от Другой синтагмы паузой и дыханием. В этой замечательной формулировке привлекают два момента: смысловая часть и дыхание. Оба являются принципиально важными для понимания того, как организована прозаическая речь. Они подчеркивают, предложение делится на части не 0 ритмическому, а смысловому принципу. Внешне смысловые части маркируются так же, как и ритмические в стихотворении, т.е. паузой и сменой выдоха вдохом. Более подробно это описано нами в публикациях (Визель ТТ., 1997,1999).

Обсудим тем не менее, как решается особо важный вопрос о прозаической речи. Существует он все же, или его нет? Ответ сводится к тому, что отсутствие речи на внеигаеречевом плане исключает его присутствие во внутричевом.

Изобразим приведенное выше предложение так: «Мы-ког-да-у-н-есть-вре-мя-лю-бим-со-би-рать-ся-тес-ным-кружком-и-рас-ска-зы-вать-и те-рес-ньье-ис-то-ри-и». Этот способ «высвечивает» скрытый, но лег актуализируемый при необходимости, слоговой ритм. Такой ритм близок к речетативу, который, как принято считать, был основным видом речи древности. Речетатив соответствует общей тенденции преобладающего
способа деятельности вообще, имевший место в отдаленный период
эволюции человечества (ритулы, ритуальные танцы вокруг костра под
барабаны, бубны, шествия т пр.). Н.И.Бернштейн (1947) обозначил такие
простые, равномерно следующие друг за другом движения как итерации
С
нейролингвисти ческой точки зрения, в их осуществлении доминирующую роль наряду с корой мозга играет подкорка и вегетативная нервная система. Можно провести не только антропогенетические, но и онтогенетические аналогии слогового ритма речи с движениями в общей двигательной сфере (сосание, ползание, ходьба, бег), а также со способом реализации физиологических актов (сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, кишечника и т.п.). В речевой сфере сюда следует отнести гуление и лепет, имеющие сугубо итеративное выражение. Известно, что они находятся преимущественно наподкорковом и вегетативном обеспечении. Назовем условно слоговой ритм подкорковым.

Далее, помимо слогового ритма, во внутриречевом плане можно обнаружить и словесный ритм, а именно: «мы - когда - унас - есть - время - любим-собираться - тесным - кружком - ирассказывать - интересные - истории».

Как видно, длина одного слова не равна длине другого, однако это не препятствует реализации словесного ритма, поскольку в словах определенные слоги согласно орфоэпическим законам языка редуцируются, и таким образом время на произнесение длинного и короткого слова выравнивается. Этот ритм сходен с тем, который мы наблюдаем в музыке и стихотворной речи. Заметим, что в отличие от слогового ритма ритмизации подлежат здесь (и в музыке и в речи) не отдельные единицы, а их группы.

Нейролингвистическая интерпретация музыкального и стихотворного ритмов сводится к тому, что они осуществляются правым полушарием мозга, для которого вообще свойственно выполнять периодическую смену одних ритмических групп другими. Назовем условно такой ритм правополушарным- Следовательно, во внутриречевом плане скрыты слоговой (подкорковый) * словесный (правополушарный) ритмы. Обсудить это было необходимо в тем, что в речевом онтогенезе оба указанных вида ритма нымй для формирования способности членить прозаический текст на синтагмы.

Генетическими фазами эволюции человека и онтогенетическими годами развития ребенка еще более проясняет важность как врожденных ртков к ритмизированным действиям, так и нормального •зоологического функционирования внутренних органов и систем, «временного появления итеративных двигательных актов (сосания, ползания, ходьбы и пр.).

Когда созревает необходимый объем левополушарной коры, ответственной за речь в целом, и, главное за ее смысловое содержание, построение высказывания без ритмических опор невозможно. При этом слоговой ритм должен быть «уложен» в слова, а словесный - в синтагмы, являющиеся, напомним, смысловыми единицами. Для этого во внутренней речи должна быть программа того, каким образом надо совместить смысловой и ритмический планы высказывания. Каким же образом они могут быть скоординированы?

Обширная нейрофизиологическая литература, посвященная речевому онтогенезу (Д.А.Фарбер, 1979; М. Kiensbourne, 1981; В.И. Голод, Р.И. Мачинская, Н.М. Фишман, 1992; и др.), позволяет сделать вывод, что такая задача может быть решена в рамках процесса левополушарной латерализации речевой функции. Он начинается у большинства детей в год и продолжается активно осуществляться в течение всего дошкольного периода. Первые слова ребенок говорит еще ритмизировано: ма-ма, па-па, дя-дя, дай-дай и пр., а затем учится укладывать слоги в целостные слова, подчиняя их ударному центру слова Затем он переходит к группировке слов в синтагмы. Скрытые слоговой и словесный ритм интегрируются со смысловой программой и реализуется уже не двумя полушариями, а одним -левым. Иначе говоря, общая программа высказывания становится функцией левого полушария, а необходимость включения в нее всей линии ритмико-смысловых координации делает самым трудным произнесение начальных звуков, слогов и слов высказывания. В речи, которая к школьному возрасту должна стать зрелой, смысловая компонента является главной, а ритмическая обслуживающей ее. Нейролингвистическое осмысление сказанного подразумевает доминирование в прозаической речи левого полушария и субдоминирование правого.

Вполне понятно, что левополушарной латерализации могут препятствовать различные факторы, начиная с повреждения связывающих их проводящих и кончая индивидуальными особенностями мозговой организации функции. К значимым в этом плане повреждениям относятся плохая проводимость межполушарно расположенного мозолистого тела и ™РИзонтальньгх проводников. Этиология нарушения их проводимости может вной: 1)органической природы (образование шрамов при заживлении ^триутробных и родовых кровоизлияний, изменения биохимического состава проводящих белых волокон и др.); 2) функционального характ представленного функциональной гиперактивностью правого лолуща Ее, как правило, связывают с наличием явных или скрытых левщей амбидекстрии, когда возникает полушарный конфликт из-за неподчинения гиперактивного правого полушария левому. Не исключены и дпугй причины.

Полушарный конфликт, в свою очередь, осложняет нормативную иннервацию мышц речевого аппарата. Это связано с тем, что речевы мышцы всех его отделов (дыхательного, голосового и артикуляционного^ хоть и представлены моноорганами (трахеей, гортанью, языком губами' небной занавеской), но, что принципиально важно, поделенными пополам средней линий. Поскольку каждая из половин снабжается контрлатерально т.е. с противоположной стороны, нервные импульсы должны быть в них строго выравнены, и обе половины речевого органа должны иметь равноценное по интенсивности и времени поступления нервное снабжение Если же их выравнивания в месте перекреста не происходит, то одна половина оказывается активированной иначе, чем другая. В ответ на это возникает реакция этой мышцы, обозначаемой со времен... Сикорского как судорога. Она нарушает плавное течение речи. Попытки спонтанной компенсации этой помехи приводит к запинкам, составляющим патологический феномен заикания.

Диагностика состояния ритма речи.

Из представленной концепции нарушения ритма речи вытекает необходимость диагностики особенностей его нарушения. Прежде всего, необходимо выяснить, какой уровень его мозговой организации функционирует неполноценно: подкорковый, правое полушарие или имеется межполушарная дискоординация. Таким образом, диагностическая схема имеет 3 основных раздела:

/. Проверка состояния подкоркового ритма.

В этом разделе ребенку предъявляются следующие задания:

• хлопать равномерно в ладоши в заданном темпе;

• маршировать под музыку, барабан, бубен и другие
виды аккомпанемента;

• попасть в сильную долю (присесть или хлопнуть)
музыку, имеющую двухдольный размер.

Н.

Обследование правополушарного ритма. Ребенку предлагается:

• пропеть знакомую песенку;

• потанцевать под музыку.

• отхлопать по образцу ритмические группь
(симметричные и асимметричные);

• прочитать стихотворение.

III Обследование лйволол)дийрных ритмико-смысловых координации. Предлагается:

• ответить на вопросы (простая диалогическая речь);

• рассказать знакомую сказку или содержание «мультика».
pfxrriepnpematfux результатов диагностики:

1. Бели ребенок не способен к воспроизведению итеративных ений, делается вывод о недостаточности функционирования у него глсорковых зон мозга, и, следовательно, несформированности самого основного, базисного ритма.

- Ксли ребенок не в состоянии выполнить задания, связанные с музыкой, стихами, или выполняет их с затруднениями, делается вывод о несформированности правополушарного периодического ритма, подлежащего процессу левополушарной латерализации. В этом случае левое полушарие «вынуждено принимать» неполноценную продукцию правого и необходимых ритмико-смысловых интеграции не происходит. Если же ребенок легко справляется с заданиями, хорошо читает стихи и даже имеет музыкальные способности, и при этом запинается в прозаической речи делается вывод о функциональной активности правого полушария, препятствующей процессу левополушарной латерализации. Коррекция ритма речи

Методы коррекции ритма речи вытекают из уровня и особенностей его нарушения. 1. Коррекция при нарушении подкоркового ритма:Основная задача в работе с детьми этой группы состоит в выработке чувства элементарного ритма. Основные методы сводятся к отстукиванию, отхлопыванию, маршировке и т.д. заданного маршевого ритма. Вначале работа ведется над движениями в неречевой сфере, затем отрабатывается речетативное (послоговое) произнесение слов и фраз под музыку или другие способы маркировки итеративных движений.

ЗЛСоррекция правополушарного ритма:

этом случае задача состоит в развитии чувства музыкального, стихотворного ритма, для чего проводятся музыкальные занятия, рассчитанные на воспроизведение постепенно усложняющихся ритмов в

танце, пении. Отрабатывается также чтение стихотворений, имеющих разные стихотворные размеры.

-^ОЕВекция левополушарного способа говорить.

•новная задача здесь состоит в выработке координации между смысловым ритмическим планами высказывания, а, следовательно, в обеспечении

Х)Цесса левополушарной латерализации в сенситивный период. ятыаая, что музыкальный и стихотворный ритмы является у детей этой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.