КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Любящий взгляд сверху, или снова о забытом старом. 2 страница
Занятия факультатива необычны по форме. В классе два пе-дагога, между которыми по нарастающей начинают возникать конфликтные ситуации по поводу обсуждаемого фильма (иногда это заранее заготовленные «коварные» вопросы, иногда импровизация). Ребята прекрасно понимают все законы и услов-ность такого «хепенинга»_ и с удовольствием сами включаются в него». В середине 70-х годов складывается определенная система связи кинообразования с телевидением и радио. Во многих городах уже в те годы начали производиться радио- и телебеседы, связанные с современным кинорепертуаром, частично — с историей кино. Совет по кинообразованию изучал наиболее интересный зарубежный опыт. Мы (О. Ф. Нечай и автор этих
строк) побывали в Будапеште, присутствовали на занятии кинофакультатива в гимназии, а затем смотрели на телеэкран, где в определенные часы, по расписанию, воспроизводилось именно это занятие. Приведу слова Веры Дьери, которые мы услышали на нашей международной конференции: «По всей стране преподавание предмета ведется в 80 процентах школ. Учебное телевидение уже несколько лет ведет в помощь преподавателям серию передач, посвященных преподаванию основ киноэстетики. Методика этих передач приблизительно такова: в начале преподавания этого предмета преподаватель получает от телевидения план передач на весь год. Подбираются соответствующие фильмы, и в назначенные дни во второй половине дня эти фильмы демонстрируют по телевидению. А через 2—3 дня в учебное время, то есть в первой половине дня дети в своих классах смотрят так называемый телевизионный урок. В студию приглашаются несколько учеников и преподавателей, и они совместно обсуждают фильм, показанный 2—3 дня назад. В ходе передачи показываются некоторые фрагменты фильмов, наиболее выражающие их сущность.
Передачи были посвящены фильмам «Броненосец «Потемкин»» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Наше гостеприимство» Б. Китона, «Новые времена» Ч. Чаплина, «Белая грива» Ламориса, «Великая иллюзия» Ж. Ренуара, «Пепел и алмаз» А. Вайды и нескольким детским картинам. Основная цель этих передач — ознакомить учащихся со своеобразным языком показанных фильмов, то есть сделать осознанным процесс того, как конкретная образная система превращается в метафору. Мы стремимся, чтобы эти передачи не носили характер иллюстраций к литературе, а раскрывали сущность, эстетические законы киноискусства. Центр средств массовых коммуникаций, радио и телевидения провел статистические исследования эффективности использования передач, посвященных киноэстетике. Нас, занимающихся подготовкой этих передач, поразил вызываемый ими огромный интерес. Мы воочию убедились, какую неоценимую помощь оказали». Кинообразование — это мир, чреватый неожиданностями. Постижение прекрасного, познавательно ценного на экране и казарменное мышление — вещи несовместимые. Проследим еще одну сторону того замечательного процесса, которому посвящены эти размышления. Я имею в виду опыт США. В нашей московской встрече принял участие мой давний добрый друг американский профессор Хью Грей, он рассказывал о двух начинаниях американских педагогов. Первое — это предоставление возможности учащемуся самому снимать фильм, да не просто для забавы, или информации о событиях семейной жизни, а чтобы самовыразиться, как бы стать судьей действительности. Приведу рассуждение профессора: «...что всегда привлекает так называемых типичных американских ребят,— это стремление иметь в своем распоряжении такую аппаратуру, с помощью которой можно изготовить произведение искусства.
Я задал себе вопрос: откуда берет начало растущий интерес к кино? Мне кажется, что здесь играет роль как некий психологический, так и педагогический фактор. Камера и микрофон вместе со звукозаписывающей системой внушают ребятам ощущение силы, это как бы дает им возможность захватить мир в свои руки и придать ему новую форму, продиктованную их фантазией, их желании. Я не знаю, каков конечный психологический результат этого, но ясно, что это может принести и добрые и дурные результаты. Я неоднократно беседовал с молодыми ребятами на эту тему, и они подтверждали, что моя догадка верна». В этом рассуждении привлекателен психологический взгляд на привычные явления кинолюбительства: киносъемка как средство самоутверждения, добавляющая силы, уверенность. Тонкое суждение и — одновременно — заслуживающий внимания опыт: понимание искусства сочетается с овладением техникой съемок, их психологическими следствиями. Другое начинание, о котором говорил профессор Грей — это свобода выбора фильмов подобно свободе выбора книг в библиотеке, чего мы почти лишены в нашей стране. Вот в чем суть информации американского коллеги: «Что касается использования кино как одного из способов образования,— эта методика весьма широко распространена в США. Существует большое количество фильмов, доступных школам, и они широко используются. В любой маленькой библиотеке есть то, что называется визуальным отделением, в котором можно брать фильмы, как берут в обычной библиотеке книжки. Такой прокат фильмов практикуется и частными домами и школами, клубами». Я охарактеризовал некоторые черты «островного» кинообразования, каким оно представало в середине 70-х на международном совещании. В «островных» опытах отчетливо проявилось многообразие тех качеств кинопедагогов, которые можно обозначить словами «дар свершения». Они, эти «острова» кинообразования не должны идеализироваться, и на них временами сказывалось влияние казенного мышления. В целом же, деятельность энтузиастов кинообразования резко контрастировала с педагогическими стереотипами. Эти инициативы и сейчас нам дороги, причем не только для дела кинообразования, но и для всей системы педагогики.
Погружение Известен термин «погружение» для обозначения определенной методики изучения иностранного языка. Изучают группой, в игровой ситуации, с распределением придуманных ролей, с единственной целью — наладить игровое общение на изучаемом языке. Отсутствует схема: сначала выучить грамматические правила, потом приступить к разговорной практике. Практика сама учит. Такова, в самых общих чертах, схема методики, именуемая погружением. Но мы можем употреблять термин «погружение» в более широком значении, в более масштабных толкованиях. Что собой представляет, например, процесс восприятия заинтересовавшего тебя фильма? Ты постепенно проникаешься настроением экрана, обстоятельствами жизни персонажей, развитием событий. Ты постигаешь незнакомый мир, ты в него погружаешься. Потребность в такого рода образных погружениях велика. Хрестоматийный пример — просмотр космонавтами перед полетами фильма «Белое солнце пустыни». Очередность такая: сначала погружение в другой мир отношений, связей, конфликтов, потом — полет. Заинтересованность в просмотре фильмов, теле- и видеопрограмм людьми разных возрастов, находящихся на разных ступенях социальной иерархии, разных эстетических интересов и вкусовых пристрастий каждый раз отражает потребность в погружении, переключении, проникновении в другие пласты реальности или ирреальности. Сопоставим теперь эти проблемы погружения в мир искусства с тем, что происходит, когда мы изучаем историю литературы или отдельных искусств. Чисто логические конструкции не могут принести плодотворного результата. Не могут. Потому что то или иное «ведение», будь то литературоведение, музыковедение или киноведение, включает эмоциональное начало, само является разновидностью творчества. На занятиях по «ведению», постижению тайн художественного творчества мы в той или иной форме, в той или иной степени испытываем погружение в изображаемые в произведении миры.
Наш союзник в педагогике, как и на уроках по иностранному языку, ее Величество — Игра. Несколько вводных слов о концепции игры. К рассматриваемому здесь циклу проблем на стыке искусствознания и педагогики ближе всего статья Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», напечатанная в «Вопросах психологии» (№ 6, 1966) и книга Д. Б. Эльконина «Психология игры» (М., 1978), в особенности книга Эльконина, благодаря ее фундаментальному характеру и явным созвучиям с педагогическими задачами школьного воспитания. К этому списку следует добавить труд Эйзенштейна «Режиссура», опубликованный в 4 томе его Избранных произведений в 6 томах. Хотя том и не содержит прямой разработки теории игры, но вся книга в целом представляет собой как бы развернутую метафору игрового метода освоения образного языка киноискусства. В ходе дальнейшего изложения, носящего характер предва- рительных разработок глобальной проблематики, я буду относиться к игре в жизни подрастающего поколения как к стихийному моделированию тех или иных ситуаций, когда возникает потребность в их субъективированном постижении. Каждый мо- мент игрового действия непременно содержит следующие исходные элементы: — удовольствие, получаемое каждым из участников игры уже оттого, что он свободен в проявлении своих чувств; — полное равенство всех участников игры, будь то школьники разных возрастов, учитель или ученик; демократичность как исходное содержание процесса; — непредсказуемость финала игры, ее импровизационный характер, который исключает послушание кому бы то ни было; — коллективизм всего действа и — одновременно — максимально активное проявление личности каждого играющего; — естественность, непринужденность проявления разных чувств, состояний в ходе игры: использование иронии, юмора, фантазии в моменты напряжения действия с непланируемым исходом, обманных ходов для достижения целей. Материалы Ташкентского международного симпозиума, по вопросам экранного просвещения, а также деятельность педагогов, не выступавших с сообщениями в Ташкенте, напоминают о широком распространении игрового мышления в передовом опыте кинообразования. Плодотворное использование игровых ситуаций типично для структуры занятий Э. Н. Горюхиной (Новосибирск), которая соединяет для обсуждения фильмов учащихся младших классов и старших, и даже студентов педагогического института. Столкновение разных восприятий чревато неожиданностями, интересными оценками, способствует развитию воображения юных зрителей. Так называемый ЛИК (Лагерь интенсивного кинообразования), который существовал в рамках пионерлагеря «Океан» под Владивостоком,— это откровенное игровое действо с познавательной целью. В изложенном ими опыте — игровые находки. Этот игровой метод широко используется в телебеседах о киноискусстве в Санкт-Петербурге, Киеве, Усть-Каменогорске, Тбилиси. Доказательством плодотворности таких методик служит все возрастающий поток писем телезрителей, посвященных кино. Во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИКе), читая курс теории кинодраматургии сценаристам и режиссерам, я часто использую специфические игровые приемы не только с целью изучения того или иного материала, освоения основ мастерства, но и просто для развития воображения будущих мастеров экрана. Естественно, что опыт кинематографического вуза не может автоматически переноситься на школьное воспитание. Но опыт ВГИКа содержит определенные психологические и педагогические посылы, которые могут дать материал для размышлений и поступков педагога в школе
и некинематографическом вузе. Вот почему я решаюсь привести в качестве примера занятие, проведенное мною вместе с аспиранткой Г. Евтушенко в ноябре 1990 года в режиссерской мастерской В. Наумова (I курс). На занятии был прочитан этюд Параджанова, но только без финальных строк. Финал было предложено каждому придумать по-своему. Все студенты стали как бы жюри, но без председателя. Решения принимались сообща — этакое вече. Сначала я приведу текст Параджанова без финала, затем — ответы части группы, и после этого — параджановское решение финала. Итак, начинаю с текста Параджанова: * «Лебединое озеро — зона. Такого тумана над донецкой степью вожак лебединого клина еще не помнил. Туман стоял плотный, как снег. Не было ни земли, ни неба. Последние отблески закатного неба гасли, и не было ни земли, ни звезд, ни каких-либо звуков, хроме тревожных трубных кликов стаи. Только эти трубные клики и свист крыльев наполняли белую, непроглядную бездну тумана. Клин рассыпался... И тогда далеко внизу смутно обозначилось пятно света — крошечное, как светлое лесное озеро, отразившее последний отблеск небес. Лебеди, окончательно сломав строй, разворачивались на спасительное озеро... Озеро разрасталось, сияло среди слепящей мглы тумана. Из бесформенного сияющего в тумане пятна оно приобретало очертания прямоугольника, как ожерельем, охваченного цепочкой сияющих огней... Усталая, измученная стая лебедей ликующе трубила спасение. Лебеди заходили на посадку, рассыпавшись поодиночке... Барак в зоне строго режима просыпался и слушал серебряный трубный голос ночных небес. И вот уже первый обитатель барака, как был — в исподнем, бросился наружу мимо часового со словами: — В сортир... Такого тумана Человек не видел никогда в жизни. Это был просто белый снег. Нельзя было пройти через него. Как будто Человек был закопан в снегу. Человек ощущал холодное прикосновение тумана к лицу и груди. Над его головой кричали лебеди. Но были только их голоса, птиц еще не было видно... Из барака один за другим выскальзывали заключенные, все в белых исподних рубахах и белых кальсонах. И все, проходя мимо часового, бросали: — В сортир. * Правда. 1990. 19 авг.
— До ветра. — В гальюн. - В туалет. Но никто из них не думал идти в сортир, все смотрели в закрытое туманом небо, откуда падали тревожные серебряные звуки.;. На вышках врубили прожектора, туман от этого не стал прозрачнее, только налился молочной белизной. В донецкой степи, в тумане, был высвечен квадратный километр жилой зоны лагеря строгого режима... Лебеди с криками всполошено кружили над горящим квадратом, пытаясь увидеть холодный блеск воды. Туман поднимался, дымилась зона, и от дерева к дереву, мокрому, впитавшему в себя ледяную влагу тумана, от дерева к дереву, налитому весенними хмельными соками, перебегали, скользили люди в белом — белых кальсонах и белых рубахах..., босые, перебегали призраки заключенных, две тысячи человек из четырех бараков с надеждой смотрели в слепое от тумана небо,.. О чем мечтали они? Поймать лебедя? Увидеть эту красоту у себя в бараке? Обладать ею? Прятать ее от ментов под кроватью, эту прекрасную, свободную птицу? Птицы с криком спускались и спускались... Они, видно, гибли в этом тумане и, уже не понимая, что это не озеро, искали любую возможность опуститься на землю, передохнуть за этот тяжкий перелет... Люди не отрывались от мокрых стволов, только переходили от дерева к дереву, облепляли его, и казалось в этом тумане, что кто-то выбелил их густо, внахлест, известью. Потом дерево вдруг обнажало черный мокрый ствол — это зеки перебежали к другому дереву, над которым метнулась огромная, искаженная туманом и прожекторами с вышек тень птицы. Птицы пошли на посадку... Проносились в тумане распахнутые крылья... Тени в тумане, как на необычном экране, в каком-то несбыточном сне, становились все явственней и реальнее. И вот уже первая птица, просияв белоснежной грудью, прошла на бреющем полете над самой землей...». Приведу три импровизационных решения. Первое место было присуждено ливанской студентке Катрин Хури за оригинальность мышления и хорошее владение русским языком. Достоинство двух других примеров — в близости к авторскому решению, что свидетельствует о понимании этими студентами художественной логики Параджанова. «Люди в белом падали на колени, поднимая руки в небо, а лебеди, не сомневаясь ни в чем, продолжали опускаться. В людских глазах загорелись искры — они хотели ухватиться, дотронуться хоть кончиком пальца до этого куска свободы, и когда первый лебедь спустился на землю, стая одичавших людей на- бросилась с воплем на него. Это было ужасно. Наконец, лебеди словно почувствовали свою ошибку и с дикими криками старались всеми силами подняться опять наверх, на свободу. Суета их передалась всему лагерю, и взбесившиеся люди смотрели на прекрасные создания, в глазах их блестели слезы. Захваченного в плен лебедя они отпустили, в дрожащих руках остался на память букет белых перьев» (Катрин Хури). «Поглощая облака тумана белизной, она осветила вначале предзонник, затем черные, неуклюжие бараки таинственной искрой свободы, словно звезда в темноте ночного полярного неба. Все — зеки, часовые на вышках стали в одно мгновение пленниками этого видения, неземной для этих мест красоты. Короткая автоматная очередь разрезала пелену тумана всплеском трассирующих пуль, оставляя на белоснежном теле огромный кровавый след. Зона строгого режима просыпалась, тяжело вздыхая последними облаками тумана из черного квадрата лагерной земли, с красным пятном на белоснежном теле». (Монахов Сергей). «Кто-то из караульных выстрелил. Пронзительный звон оглушил стаю. Одна птица, окровавленная, упала. Вожак повернул, все птицы полетели за ним». (Чемдорж, Монголия). Теперь привожу финал Параджанова: «С вышек открыли огонь... Выстрелы разорвали тишину, когда птицы уже не кричали— они шли на посадку вслед за своим вожаком, выбросив вперед розовые перепончатые лапы. Когда заглохли в тумане, умерли последние звуки выстрелов, в ватной тягучей тишине все две тысячи привидений услышали зов вожака, гортанный, отчаянно резкий. Стая одновременно грянула сотней крыл, и, тяжело набирая высоту и скорость, стала уходить ввысь за своим вожаком. Люди отрывались от стволов и, уже не таясь, выходили на площадь в ярко освещенный прожекторами круг. Запрокинув лица, глядели в небо, туман струился по лицам ледяными струйками. С вышек снова полоснули в воздух короткие предупредительные очереди. И тогда в тишине все — и зеки, и часовые на вышках, и контролеры — услышали, как возник в поднебесье и нарастал, приближаясь еле уловимый свист падающего тела. Почти поглощенный туманом, свист оборвался глухим ударом. Где-то совсем рядом, за колючей проволокой, за оградой, на свободе, в степи»,. Не очень-то хитрый пример игровой ситуации по курсу теории в режиссерской мастерской представляет интерес в одном отношении — в момент написания придуманных финалов все погружались в атмосферу первоисточника, именно погружались. И в этом состоянии как бы ирреальности начинали импрови- зировать. Иногда даже отрываясь от материала, предложенного Параджановым. Так, в заявке описывается действие в одном из южных лагерей, а фантазия повела одного из студентов на крайний север. И небо в его импровизации перестало быть южным, а превратилось в полярное. Мир «погружений» в каждом отдельном случае у имярек учителя, в такой-то школьной реальности — уникален. Уникальность противостоит официозной нивелировке мнений, но именно она, эта уникальность, органична для истинно педагогического творчества. Было бы наивным предполагать, что на рубеже 90-х годов психология и практика уставного единообразия в педагогике себя изжила, принадлежит вчерашнему дню. Нет, это не так. Мы обязаны дорожить, обогащать и философски осмысливать очаги эстетического образования в сфере искусства экрана не только для того, чтобы сделать более совершенной эту разновидность школьного и вузовского процесса, но для решения более масштабных задач для того, чтобы совершенствовать, изменять педагогическую мысль в целом, мысль, охватывающую все области знания, все, что касается воспитания, образования, талантливого самовыражения подрастающего поколения. Итак, три звена единого целого: взаимодействие вербального и визуального начал, дар свершения, погружение, как процесс, вдохновляющий всех нас на творческие поиски, на перемены во всей системе образования. Где бы мы ни преподавали — в школах, вузах или во вновь рождающихся учебных заведениях — гимназиях, лицеях, колледжах.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |