КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинообразование в контексте художественной литературы 6 страница
18%—фильмы с участием Арнольда Шварценеггера; 15% —с участием Брюса Ли; 10% —с участием Сильвестра Сталлоне; 2% опрошенных назвали произведения киноклассики, причем совершенно не соответствующие возрасту («Андалузский пес» Бунюэля и «Казанова» Феллини). 20% опрошенных назвали в качестве любимого фильма «Рабыню Изауру». Таким образом, можно констатировать, что современный подросток приходит в школу, обладая достаточно обширным опытом общения с жанрами массовой культуры, прежде всего так называемого «популярного кино». Более того, необходимо признать, что именно эти формы массовой культуры составляют сегодня основу культурного багажа подростка. Однако в практике кинообразования эта особенность еще слабо учитывается. Кинообразование остается в основном ориентированным на ше- девр, не на массовый, а на экспертный вкус. «Знакомство с лучшими образцами мирового киноискусства» довольно часто выдвигается как одна из ведущих целей. Практически, это явление отражает (применительно к педагогике) существование ножниц между оценками критики и массовым «дурным» вкусом, когда главными для педагога являются не столько интересы и художественные пристрастия детей, сколько его собственные эстетические представления и экспертные оценки. Разрыв между вкусом подростков и произведениями, предлагаемыми им в качестве эталонных, продолжает расти. В связи с этим необходимо попытаться понять, в каком же общекультурном контексте формируются вкусы школьников в области киноискусства. Лишь около 5% опрошенных школьников смотрели спектакли театра кукол (хотя кукольный театр в городе есть, только 1% опрошенных назвали любимый театральный спектакль. Около 12% видели театральные спектакли на телевизионном экране, но в разряд любимых они не входят. Только 8% опрошенных посетили выставки в художественном музее, 4% назвали понравившееся произведение живописи, и только один человек смог назвать автора полюбившейся картины. В настоящее время школа имеет дело с детьми и подростками, у которых основной запас знаний в области культуры; сформирован не книгой, а экраном. Это касается не только знаний в области кино, поскольку и театральные представления, и изобразительное искусство, и музыка сегодня наиболее доступны школьнику через экран. Особенно ярко эта особенность современной ситуации потребления культуры проявляется в регионах с бедным культурным фоном, где телевидение часто становится не просто основной, а пожалуй, единственным источником; художественных впечатлений. Наряду с телевидением очень важную роль в формировании эстетической культуры школьников играют и другие средства массовой информации. Особенности передачи произведения искусства (в том числе и киноискусства) через средства массовой информации и коммуникации, особенности восприятия этих произведений при такой передаче заставляют сегодня перейти к рассмотрению проблем кинообразования в более широком контексте. Принятый в ряде стран термин «медиаобразование» становится сегодня актуальным для нашей педагогики.
_Медиаобразование и связанные с ним проблемы осознания школьниками роли средств массовой коммуникации в передаче и распространении произведений искусства, трансформации этих произведений в процессе их передачи через телеэкран должно способствовать развитию у школьников того качества которого им так не достает сегодня,— самостоятельности оценки произведений искусства. Видеотехника в руках школьника открывает новые перспективы в методике исследования особенностей восприятия произведений других видов искусства. Работа школьника с видеокамерой при основании им языка средств
массовой коммуникации и попытки передать собственные впечатления от художественной выставки, любительского театрального спектакля средствами этого языка может дать педагогу новые невербальные способы исследования особенностей детского восприятия. Одновременно это рождает новые формы детского художественного творчества, причем обращенного не только па явления действительности, но и на другие искусства,— творчества, отличающегося интегративной природой и позволяющего установить естественные связи. Тут можно выделить в качестве первоочередных следующие задачи: — использование интереса к жанрам массовой культуры для постепенного повышения уровня эстетического развития школьников, обучение педагогов работе с произведениями массовых жанров; — использование бурного интереса к видео для развития потребности в общении с другими видами искусства; — установление связей между различными видами искусства (кино, театром, музыкой, изобразительным искусством) как в области восприятия, так и в поиске новых форм организации детского художественного творчества с использованием средств массовой коммуникации.
Гуманистический подход к реформированию школы А. Б. ХРОМОВ, психолог школы-лаборатории по эстетическому воспитанию, г. Курган Жизнь диктует необходимость гуманизации общественных отношений и решительного отхода от принципов авторитарной педагогики. Как никогда актуальны сегодня цели гуманистиче-ской школы: формирование целостной личности на основе общечеловеческих идеалов и ценностей. Достижение этой цели возможно только в условиях, когда в центр педагогического процесса ставится растущий человек, учитывается весь комплекс его индивидуальных особенностей, воспитание и обучение подчиняется развитию личности как высшей цели. Традиционные предметы школьной программы в большинстве своем соответствуют отдельным отраслям науки и просто адаптированы к задачам школы и возможностям учащихся. Основное содержание обучения в такой школе объективно обезличено и этически нейтрально. Учитель, конечно, воспитывает примером собственной личности, осуществляя на своих уроках принцип воспитывающего обучения. Но на практике все подробные воспитательные воздействия лежат как бы рядом с изучаемым предметом.
Мы считаем, что гуманизация школы невозможна без измене-; ния содержания образования, при котором во главу угла ставится не задача усвоения набора знаний, содержащихся в учебниках, но формирование внутреннего мира развивающейся личности. Среди школьных предметов немалый духовный потенциал заложен в предметах эстетического цикла: литературе, музыке, изобразительном искусстве, кино. В лучших образцах искусства аккумулирован духовный опыт человечества, и задачей школы становится передача этого опыта детям путем освоения ими языка искусства, формирования способности чувственно и адекватно воспринимать художественные произведения. Искусство воздействует на все уровни личности. Первый уровень — психофизиологический, наиболее «синзитивен» в детском возрасте по причине несформированности эмоционально-волевой сферы ребенка. Искусство оказывает воздействие на эмоции чувства, становится регулятором психической деятельности, фомируя и тренируя ее, подчиняя законам гармонии и красоты. Не менее важен в структуре личности другой уровень — социально-психологический или собственно личностный. Основная сфера воздействия искусства — духовные потенциалы личности. Они, как и всякая психическая функция, проявляются и формируются в деятельности. Для одних людей, соприкасающихся с прекрасным, это простое потребление искусства, для других, более способных, это и перцепция, и художественное преобразование окружающей действительности по законам красоты. В первом случае в процессе потребления искусства формируются перцептивно-оценочные критерии личности. Чувственно воспринимаемый образ объективной действительности, представленный в художественных образах, выступает как «эталон» образа потенциального «я», становясь референтным объектом юного зрителя.
Во втором случае в процессе детского художественного творчества начинается активно-преобразующая деятельность, оказывающая комплексное воздействие на структуру личности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста активный процесс рисования и пения (преобразовательные и коммуникативные виды деятельности) — естественный творческий процесс, в котором реализуется потребность индивида в деятельности и общении, проявляются возможности /выразить свое отношение к миру. В процессе творчества происходит актуализация формирующейся личности, ее самореализация, а процесс творчества становится источником психического и нравственного развития. Духовные потенциалы, или психологические свойства,— это способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Наш взгляд на роль искусства в формировании личности не оригинален. Так, например, в Эстонии был проведен эксперимент, суть которого в том, что в нескольких школах в расписание уроков младшим школьникам были добавлены четыре урока изобразительного искусства в неделю и сокращены уроки родного языка, природоведения, математики и труда. В результате исследователи вскоре зафиксировали, что школьники из экспериментального класса стали обгонять своих сверстников по многим показателям умственного развития, у них повысилась успеваемость и по математике, хотя ее стали давать на один урок меньше. Это пример связи активного интереса к искусству и развития интеллектуально-познавательной деятельности. Данные научных экспериментов сделаны на их основе выводы, позволили нам решиться на изменение в школе структуры учебных предметов, отдав приоритет предметам эстетического цикла. В начальной школе были организованы специализированные классы (художественный и музыкальный), в которых преподавание специальных предметов стало вестись по типовым программам художественной школы. Во всех классах школы был введен новый предмет «Основы киноискусства». Ввод дотюдни-
вельных предметов эстетического цикла осуществлялся за счет некоторого сокращения объема учебных часов общеобразовательных предметов, Мы перешли на пятидневку, освободив субботу для общешкольных мероприятий, и если учесть, что школа переполнена (работаем в две смены), то по прошествии первого года эксперимента выявился ряд проблем, которые мы постарались разрешить в следующем учебном году. Во-первых, оказалось, что известная формула «Все дети талантливы» несет в себе скорее гуманистический смысл, нежели научно обоснованное доказательство талантливости. Мы принимаем ее с одним уточнением: все здоровые дети с гармонично развитой психикой талантливы. Иначе тезис не выдерживает проверки практикой. Треть детей спецклассов не прошли предварительный отбор; они не проявили особой склонности к художественным видам деятельности, хотя и справляются с учебной программой по общеобразовательным дисциплинам. Нескольким ученикам с трудом дается учеба из-за патологических особенностей их психики; у них проявились и способности к музыке. В результате мы пришли к пониманию другой стороны гуманизма: если люди обладают индивидуальными особенностями, которые определяют способность к учебе, то и обучение в школе должно быть индивидуализировано. Умные должны получать в школе максимум знаний — соответственно своему интеллектуальному потенциалу, менее способные должны брать от школы столько, сколько способны взять] без вреда для своего здоровья, слабые дети с различными психическими и соматическими дефектами получают знания на уровне своих возможностей. Успешность обучения возможна лишь в том случае, когда объем и сложность изучаемого материала соответствуют уровню индивидуального развития и возможностям каждого ученика. В этом учебном году мы практически подошли к реализации принципа индивидуализации обучения, осуществив дифференцированный набор детей в первый класс, выявив психологическими тестами индивидуальные особенности развития, мышление, склонности и соответствия психических свойств ребят групповым требованиям. Из ста пятидесяти детей, поступивших в этом! году в школу, были сформированы шесть классов, из них три специализированных. В класс интенсивного обучения мы отобрали детей, показавших максимальный уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. В этот класс вошли дети активные, эмоционально устойчивые, с доминирувщим симпатическим отделом центральной нервной системы (ЦНС). При этом отбор проводился под психологические характеристики конкретного учителя. 'Сильный тип нервной системы и высокий уровень умственного развития позволяет организовать максимально интенсивный учебный процесс в расчете на потенциальные возможности та- ких детей. Этот класс как бы иллюстрирует теоретическое положение Л. С. Выготского — Д. Б. Эльконина об опережающем теоретическом обучении, ведущим за собой умственное развитие. Действительно, по прошествии первого полугодия мы видим, что дети класса интенсивного обучения опережают детей других классов как по объему выполняемого учебного материала, так и по качеству работы. Второй специализированный класс — «художественный» — отличается тем, что в него отобраны дети такого же, как и в класс интенсивного обучения, высокого умственного развития, но в характеристиках Ц.Н.С. этих детей доминирует парасимпатический отдел, слабый или художественный тип, по определению Павлова. Эти дети при поступлении проявили склонность к художественному виду деятельности. Сегодня, по показателям учебной деятельности, ученики «художественного» класса могут конкурировать с учениками класса интенсивного обучения. Дело в том, что слабый тип нервной системы и развитое наглядно-образное мышление свойственно людям так называемого мыслительного типа, и многие из них достигают в своей жизни больших успехов в интеллектуальных видах деятельности. Они уступают сильному типу только в объеме и качестве работы в стрессовых ситуациях, но в благоприятных условиях и при высокой мотивации к труду. Эти различия становятся не существенными. Дети, представители слабого типа ЦНС, требуют к себе более деликатного отношения со стороны учителя. Третий специализированный класс — класс гармоничного развития —отличается тем, что в нем учатся дети развитые, но эмоционально неуравновешенные. Для компенсации этой психической особенности наряду с учебными предметами, отвечающими задачам гуманизации обучения, введен новый предмет «Основы театрального мастерства», в котором присутствуют элементы театрализованного психологического тренинга. На этом уроке, а также на уроках этики формируются навыки произвольной регуляции деятельности, культуры поведения. Дети, слабо подготовленные к школе или имеющие какие-либо отклонения в развитии, учатся в «обычном» классе, программа обучения в котором также скорректирована в соответствии с целями гуманизации. Особая проблема: социальная, психологическая и даже медицинская— обучение детей, не справляющихся с учебными нагрузками, отличающихся отклоняющимся поведением. Достаточно сказать, что. по мнению некоторых медицинских психологов, 93% таких детей нуждаются в психиатрической помощи. Дезадаптированные дети составляют меньшинство и собраны в одном классе, их развитие находится под особый наблюдением психолога. Объем учебного материала и темп его подачи соответствуют познавательным и перцептивным возможностям этих детей. Придерживаясь гуманистических педагогических принципов, заключающихся в реализации принципа равных возможностей в получении полноценного образования для каждого ребенка, мы оставляем классы открытыми для перехода детей из одного в другой при условии, что темпы развития и проявляющиеся у ребенка способности станут соответствовать требованиям специализированных классов. Основное требование: учащийся должен укладываться а нормативные требования по общеобразовательным дисциплинам. В этом году мы проанализировали влияние новых предметов эстетического цикла на развитие психических процессов, личностных новообразований, успехи в учебе. Дети специализированных классов в сравнении с детьми обычных классов отличаются, по показателям теста Равена, более высоким уровнем наглядно-образного мышления, у них сильнее выражена способность к пространственным 'представлениям и творческому воображению, способность к рефлексам. Если учесть, что учащиеся второго года обучения (музыканты) не подвергались специальному отбору, то этот факт можно отнести за счет влияния предметов эстетического цикла. Интерес представляют, данные, полученные в результате анализа мотивационно-потребностной сферы детей (методика мотивационных предпочтений). Дети, обучающиеся в спецклассах, отдают мотивационные предпочтения учебе чаще, чем дети обычных классов: они высказывают желания иметь домашних животных, и их желания чаще связаны со сказочными персонажами и фантазиями. Несмотря на эгоцентричность мышления, свойственную детям этого возраста, «музыканты и художники» чаще других детей высказывают желание делать добро другим людям. Дети спецклассов идентифицируют себя с референтными для себя людьми или героями художественных произведений. Учащиеся же обычных классов, особенно представители слабого класса, проявляют желания в основном в сфере материальных потребностей, и в желаниях не выходят за рамки своей эгоцентричности. У детей из обычных классов нет ни одного высказывания, связанного с общечеловеческими потребностями и ценностями. Эти данные позволяют утверждать, что в младших классах под влиянием художественной культуры происходят значительные нравственные и культурные изменения, способствующие полноценному воспитанию и обучению детей. Предлагаемые нововведения в школьной жизни, по нашему представлению, соответствуют целям и задачам гуманизации школьного обучения. В заключение можно сказать, что успешность эксперимента во многом зависит от готовности педагогического коллектива к нововведениям, наличия квалифицированных кадров и нацеленности руководства на результат.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |