Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драма в цветовом переживании




ЖИВОПИСЬ В 3 КЛАССЕ

В 3-м классе ученики завершают особенный этап в живопи­си. Этап, в котором цвет, как душевное настроение, имеет прева­лирующее звучание. Основная тема, Ветхий Завет, дает возмож­ность придать определенную драматичность душевным настрое­ниям. Ряд событий, от трагических историй и до радостей жиз­ни, здесь равноправны. Сотворение земли, потоп и Ноев ковчег, Иосиф на дне колодца и его высокая миссия при Египетском дво­ре. Долгие, полные приключений, скитания еврейского народа под духовным предводительством Моисея. Юный Давид, сражаю­щий Голиафа, и множество других, наполненных образами, отрывков вдохновляют урок живописи и приводят к цветовому изображению, помогая не впадать в объяснения (т.е. в работу «го­ловой»). Драма из мира цвета переходит в мир чувств ребенка. Замечаний, подобных таким, как: «Это, в общем-то, не похоже на...», нужно избегать, подчеркивая цветовое содержание работы, ее характер и жест.

Продолжается работа, начатая в 1 классе: драма в цветовой композиции, основанная на контрасте цветов с различными ка­чествами, в цветовых переходах и тонких цветовых нюансов или резких границ цветовых пространств. Дети частично контролиру­ют ограничение цветового пространства и переходы цветов. Сей­час у них есть необходимые навыки справляться с водой, крас­кой, бумагой и кистью. Эти умения уже находятся в их руках.

Цветовые круги, в которых цвета перетекают из одного в дру­гой или, напротив, граничат друг с другом, являются любимой темой. Становится более захватывающим, когда часть цветового круга ограничена, а другие цвета нарисованы посредством плав­ных переходов. Так пространства могут двигаться вдоль цветово­го круга путем серии упражнений. Каждый раз в цветовом круге возникает новый эффект. Дети открывают то, как важны ограни­ченные пространства по отношению к цветам, переходящим друг в друга. Фиксированное противостоит текущему, движущий эле­мент противоположен спящему. Каждый цвет приобретает свою собственную форму, свой жест и все это продолжает создавать единое целое. Это все еще подходит для ученика 3 класса. Мир все еще переживается как единство, хоть это уже и скоро исчез­нет. Ребенок 8-9-ти лет ребенок все еще с легкостью присоединя­ется ко всему, что происходит в классе. Нет еще критической по­зиции. Он воспринимает учителя как авторитет, хозяина или хо­зяйку, который ведет за собой класс в течение всего школьного дня. Дисциплина уже не должна быть больше проблемой.

Истории Сотворения мира - это просто подарок для урока жи­вописи. Каждый новый день первой недели Сотворения мира привносит новые элементы. Дети все еще находят их в настроени­ях, жестах и движениях, которые несет в себе цвет. Желтый боль­ше направлен на периферию, имея свой центр внутри. Синий нап­равлен внутрь, ощущает свое движение к центру. Он может погрузиться в себя самого. Красный движется в своих пределах как наружу, так и внутрь. Смешанные цвета несут в себе нюансы этих движений. Разделение земли, воды, воздуха и огня не должно быть пока еще изображено натуралистично. В таком виде оно не будет обращено к душе ребенка. Волевой импульс приходит лишь где-то в 4 классе. В 3 классе мы представляем Сотворение мира, исходя непосредственно из самих цветов. Какой из них имеет тен­денцию образовывать фиксированные формы? Какой любит быть незаметным и тонким, изображая воздух и воду? В принципе, все цвета могут рассматриваться таким образом. И синий может при­меняться легко, а желтый может иметь фиксированную, ограни­ченную, тяжелую форму. Дети могут сами искать эти цвета. Они создают свой собственный мир, выполняя задания.

Здесь следует другая рекомендация для учителей. Рисование дня Творения может иметь легкий карминовый красный в своей основе, например, весь лист бумаги покрывается легким крас­ным. Довольно неожиданно «основа» не имеет такого определя­ющего фактора в конечном результате, как можно было бы пред­положить. Она исчезает для глаз, однако ее эффект все еще ос­тается. Когда мы читаем о первоначальной фазе развития наше­го мира у Рудольфа Штайнера, то узнаем, что первый описыва­емый период был в условиях тепла, движущегося внутри себя, и внутреннее тепло являлось основой для будущего развития[9]. Изображение основы, к которой вы обращаетесь, дает много но­вых цветовых возможностей. Оттенки желтого и синего привно­сят в живопись существенные изменения. Дети сами начинают открывать разнообразные эффекты, которые эти полутона име­ют. Это имеет, однако, и другое преимущество. На начало урока это создает значительную степень покоя в классе. Почти безза­ботно дети создают нужное настроение на бумаге. А учителю вы­падает возможность понаблюдать за тем, как именно дети рабо­тают кистью. Дети имеют тенденцию проходить «сквозь» бума­гу, вместо того, чтобы идти по ней. Идея заключается в том, что­бы творить из цвета, а не создавать «что-то». В конце концов, Творение 3-го дня, например - это не просто ландшафт с гори­зонтом. Это было бы несправедливо по отношению к образу, ко­торый мы так богато нарисовали словами. Нужно быть готовым хорошо сформулировать указания и оставить достаточно недос­казанного так, чтобы сохранить полноту образа.

В зависимости от уровня учеников во второй половине 3 клас­са можно начать рисовать фигуры. От качества и движения цвета на самом деле лишь небольшой шаг к созданию фигуры, фигуры человека. Но это может быть также и западня, как для класса, так и для учителя, когда элемент изображения чрезмерно подчеркнут. Фигуры, которые, подобно силуэтам, возникают на бумаге, могут свести «на нет» многие навыки и художественные процессы, ко­торые мы взращивали до сих пор. Смысл не в рисовании малень­ких кукол. Вдохновение, исходящее из великих образов Ветхого Завета, может помочь и учителю, и детям - как подготовка души к началу художественного многоцветного процесса.

Требуется определенная мера предосторожности, чтобы поз­волить душевному движению, отраженному в словах, стать дви­жением души, которое принимает цвет. Тогда изображение поя­вится само собой. Это не обязательно должна быть фигура чело­века. Пока не обсуждаются детали лица, рук или ног. Вовлекает­ся движение цвета или оно выражает душевное настроение дейс­твующих лиц, скажем, Ветхого Завета. Гнев, радость, сомнение и печаль часто приходят из историй. Бездействие, мечтание и про­буждение может также стать мотивом для работы. Желтый, си­ний и красный, их настроения и движения - настроение Рождес­тва, тема, которая может использоваться во всех классах.

История об Иосифе, брошенном в колодец его братьями, мог­ла бы быть удачным введением в рисование фигуры. «Как чувс­твует себя Иосиф? Какой цвет лучше всего может выразить его настроение?» Как только это фундаментальное цветовое настрое­ние установлено, весь лист может быть мягко покрыт краской. Поверх этого мы рисуем фигуру такого же цвета в одной части листа, делая при этом внутренний жест, слегка склонный к грус­тному настроению. Возникает настроение монотонности. Это мо­жет быть синий на синем. Выбор такого же цвета для фигуры, как и фон, дает преимущество того, что фигура не «выпрыгива­ет» из общего целого, а воспринимается в целостности. Контуры фигуры не так сильно противопоставляются ее окружению. Та­ким образом избегаются также и неудачи. После того, как фигура нарисована, дети сами могут по-своему усилить фон. Синий цвет в истории «Иосиф на дне колодца» может устремиться к пурпурно-красному или зелено-желтому. Под фигурой можно ри­совать более темными цветами так, чтобы не позволить фигуре расплыться и дать ей что-то, за что можно удержаться. Мы раз­личаем три стадии на этом пути:

- определение цветового настроения для основы;

- изображение движения цвета;

- уравновешивание фона.

Мрачное настроение Иосифа на дне колодца очень отличает­ся от счастливого и сияющего настроения в изображении Иосифа королевским наместником. Цвета говорят сами за себя. Другой пример: Моисей, спускаясь с горы с десятью заповедями, видит людей, поклоняющихся золотому тельцу. «Моисей не сердится, нет, мы говорим о гневе Моисея. Дети, каков цвет гнева Моисея? Какое движение делает этот цвет или что этот цвет хочет?» Дви­жение вовлекается в беседу, и дети выбирают цвета.

Задача для детей становится еще более сложной, если мы выбираем для фигуры цвет, соседний в цветовом кругу с тем цветом, который мы выбрали как основное настроение. Напри­мер, фиолетовая фигура на красном или синем фоне, или жел­то-золотая фигура в зеленом или оранжевом окружении. В за­висимости от потенциала класса, комбинации могут быть, как называет их Гете, из цветов характера. Желтый с синим, крас­ный с желтым. Дети посчитают рискованным поместить зеле­ный рядом с фиолетовым, но почему бы и нет? Мы можем сде­лать так, что изо всех этих цветовых тонов появятся фигуры ге­роев Ветхого Завета или, возможно, изображение одного из праздников года. Рисование нескольких фигур вместе компле­ментарными цветами - задача, которая будет выполняться в 4 и 5 классах. Правильное наблюдение, надлежащее понимание недостатков класса устанавливает темп. Все задачи, основанные на изображении фигуры человека от Авраама до Зевса (5 класс), через несколько лет обучения могут быть охвачены на эпохах. Очень важно удостовериться, что фигуры не становятся похожи на трафарет на фоне, а остаются в окружении цветовых движе­ний. Цвет не должен быть обрезан так, словно из бумаги вырезали силуэт. Это станет фиксированным образом в жизни чувств ребенка. Целостность, гармония в рисунке должны постоянно запечатлеваться в памяти. Чередуя задачи, позволяя детям пов­торять упражнения «по-другому» и, рассматривая их впоследс­твии вместе, мы развиваем их способность наблюдения, направ­ляем их в душевные процессы[10].

 

Базовое упражнение 5 для учителей

Это упражнение помогает исследовать шесть цветов: лимон­ный желтый, золотой желтый, карминовый красный, ярко-крас­ную киноварь, ультрамариновый синий и прусский синий. Нане­сите желтый цвет на хорошо подготовленный влажный лист. Этот цвет покрывает лист полностью. Теперь мы должны вклю­чить как можно больше цветовых нюансов желтого, так, чтобы настроение осталось желтым, далее если цвет окажется в погра­ничных областях зеленых или красного/оранжевого. С одной сто­роны желтый стремится к зелено-желтому и с другой стороны к оранжевому. Тщательно изучив работу, мы можем найти самые разнообразные оттенки желтого. Это упражнение можно повто­рить с красным цветом внутри, стремящимся к фиолетовому и оранжевому на краях листа. Для этой цели можно рисовать золо­тым желтым и киноварью, а с другой стороны - прусским синим или ультрамарином. В третьем упражнении с использованием си­него будет появляться цвет близкий к зеленому или близкий к красному. Повторите это упражнение со смешанными цветами: оранжевым, зеленым и фиолетовым.

В конце мы можем положить все эти три работы по кругу. По­явится великолепный цветовой круг. Это упражнение можно сде­лать на родительской встрече, разделившись на группы. Каждый из родителей выбирает один цвет и исследует границы выбранно­го цвета. Результат всегда удивляет родителей, а затем можно об­меняться переживаниями, полученными от определенного цвета.

 

Базовое упражнение 6 для учителей

Шестое базовое упражнение, которое мы хотели бы предло­жить, входит в двухчастный пример, предложенный Рудольфом Штайнером на лекции в Оксфорде 22 августа 1922 года[11]. Для начала нам необходимо точно представить контекст. Лекция каса­ется долгосрочных отношений учитель-ученик и того, как худо­жественный педагогический процесс посредством работы с темпе­раментами и природой ребенка (более направленный к голове или же к метаболизму, к конечностям) ведет к постижению индивидуальности ребенка.

В таком предмете, как живопись, это будет означать, напри­мер, что учитель не требует от учеников рисовать в точности оп­ределенную композицию, но поощряет ребенка в концентрирова­нии цветов от желтого до сиреневого, располагая их друг возле друга, смешивая. Здесь мы имеем дело с ребенком, у которого впечатление «застревают в голове».

Второе упражнение дает подход к ребенку, у которого все впечатления выплескиваются непосредственно из головы в ос­тальной организм, такими, какими они есть. В этом случае цвета более смешаны и в мазках кисти используется элемент рисунка: движения направлены из центра между фиолетовым и желтым так, как будто фиолетовый утекает, растворяется или выдувается наружу. Цвета отходят, и важным элементом становится линия. Рисование акварелью с водой, согласно Ру­дольфу Штайнеру, в этом упражнении является посредником в работе с ребенком. Продолжая примером того, как нужно подходить к двум детям различного склада на уроке физкуль­туры, давая им различные задания, он не только обращается к работе классного учителя, преподающего все предметы, а, зна­чит, может оптимально вовлечь их в художественный педаго­гический процесс, но также дает пример того, как индивидуа­лизировать задание. Каждый ребенок выполняет его самостоя­тельно. «Возникает подобная форма, которая начинает сиять внутри себя». Ее можно охарактеризовать как «становление меланхолии в голове». Выдувание формы используется в утекании того, что было выучено головой, словно через решето. В поступках ребенка более подчеркивается движение и линия. Таким образом, мы в педагогическом процессе соединяем сущ­ность ребенка, и творчески окрашиваем, придаем форму и нап­равление на основе наших наблюдений ребенка в течение дру­гих уроков.

Далее приводятся слова Штайнера из серии лекций в Окс­форде. Так можно начать первое упражнение с желтого-сине­го-красного (фиолетового/сиреневого), пока цвета еще лишь со­седствуют друг с другом. Во втором упражнении мы используем желтый-синий-красный снова один рядом с другим и соответс­твенно позволяем синему, фиолетовому выдуваться наружу длин­ными мазками кисти. То же самое делаем и с красным.

«Очень важно, чтобы общение между учителем и учеником постоянно протекало в атмосфере искусства. Тогда учитель в нуж­ный момент интуитивно, почти инстинктивно, найдет что сделать или сказать такому-то ребенку индивидуально.

Предположим, нам встретились затруднения по отношению к определенному ребенку. Мы замечаем следующее: впечатления, ко­торые он от нас получает, образы, которые мы хотим в нем пробу­дить, мысли, которые мы хотим ему объяснить, — все это вызывает в его нервно-мозговой системе чрезмерное возбуждение; это мешает полученным впечатлениям переходить от головы к другим элемен­там организма. Можно сказать, что физическая организация головы стала у него частично меланхолической, отяжеленной. Ему трудно переводить из головы в другие части телесной организации то, что он видит, ощущает, что производит на него то или иное впечатление. Как будто все, что он узнает, остается блокированным в голове.

Учитель, обладающий художественным чутьем, инстинктивно обратится к искусству, чтобы внести в обучение такого ребенка нечто, что поможет ему преодолеть эту трудность. Если бы мне пришлось обучать такого ребенка, я пользовался бы живописью и красками для него совсем иначе, чем для детей другого типа. Имен­но потому, что крайне важно использовать краски для помощи де­тям в их гармоническом развитии, в вальдорфской школе им очень рано дают в руки краски. Я уже говорил о живописи в принципе; посмотрим теперь, как краски могут помочь нам в индивидуаль­ном подходе к ребенку. Это достижимо тем легче, что ребенок по своей природе активен.

Возьмем ребенка того типа, о котором я сейчас говорил. Ес­ли мое общение с ним протекает под знаком искусства, то на уро­ке живописи под моим руководством он нарисует на своем лис­точке совершенно свободную, личную композицию.

Например, может получиться нечто подобное:

 

 

Вы видите здесь желтое пятно, рядом — зеленое, немного по­дальше — оранжевое, ибо мы должны позаботиться о гармони­ческом сочетании цветов; затем идет переходный, розовато-лило­вый цвет, и все это заключено в нечто вроде синего круга.

Возьмем теперь другого ребенка: у него мысли и впечатления совсем не блокируются в голове, они свободно изливаются в дру­гие элементы организма, как через сито. Вы неспособны задержи­вать впечатления в голове; все у него течет, ниспадает. Мы пони­маем, что у этого ребенка циркулярная ритмическая система как бы всосала в себя весь остальной организм.

В этом случае учитель, руководствуясь художественным инс­тинктом, интуицией, постарается повести ребенка в другом направ­лении. И тому захочется изобра­зить на своем листочке нечто в таком, например, роде (показы­вает рисунок): очень мало кри­вых или округленных линий, за­метна тенденция краской, цве­том давать форму, линии; не так четко различаются между собой краски. Он рисует кисточкой, и краски — более расплывчаты, не так контрастны, как вы это виде­ли на первом рисунке.

красный

фиолетовый зеленый

желтый

 

красный

 

фиолетовый

 

И если вы дадите детям нас­тоящие жидкие краски, а не эти отвратительные школьные карандаши, то вы получите превосход­ные результаты от того, что дети в своем внутреннем душевном опыте почувствовали, что дает чистый цвет, с одной стороны, и цвет, принявший форму, — с другой».

Нет прямых указаний на возраст, но во взгляде на другие об­суждаемые предметы в этой лекции и, принимая во внимание не­обходимые для выполнения этого упражнения навыки, «техни­чески» мы можем установить, что речь идет о возрасте детей 2-4 классов. Могут ли и как часто упражнения быть повторены, не упоминается, а значит, это зависит от выбора педагога, кото­рый знает этих детей. Такие педагогические и терапевтические руководства Штайнер не так уж и часто давал касательно живо­писи. Вот почему учителю важно знать и пережить это для совер­шения новых открытий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.