Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема конфессиональных новообразований и иностранного миссионерства 1 страница




Эта проблема оказалась особенно острой в начале 1-го этапа формирования государственно-конфессиональных отношений в новой России, когда, как уже отмечалось, были сняты практически все законодательные ограничения на деятельность иностранных миссионеров и новых религиозных организаций.

 

Количество учтенных иностранных миссий в субъектах РФ [15]:

1992 1993 1994

37 182 250

 

В ряде территорий: Хабаровский и Приморский край, Сахалинская и Амурская обл. и др. количество упомянутых организаций достигало 50-60% от числа всех зарегистрированных в этом регионе религиозных организаций.

Причины бурного роста иностранных миссий и новых религиозных движений в 1990-е гг.:

§ духовная неготовность общества к критической оценке получаемой информации. Это наследие как царского, так и советского периодов истории России, когда открыто пропагандироваться могло только официальное учение. Значительная часть общества привыкла безоговорочно доверять средствам массовой информации, не имела никакого опыта ориентирования в плюралистическом обществе, в котором ведут борьбу за умы и души людей миссионеры разных верований. Характерно, что объектом экспансии являются не убежденные верующие, а люди без твердых идеалов, находящиеся в состоянии духовных исканий или мировоззренческой неопределенности;

§ общемировые процессы экспансии новых религиозных движений, которые происходят на всех континентах, неизбежно должны были проявиться и в России;

§ обязательства, налагаемые международным правом: обеспечение свободы слова, собраний, совести, объединения, приносят определенные «издержки»: наряду с привычными, адаптировавшимися в социуме учениями свободно распространяются и потенциально конфликтные взгляды и верования;

§ разрушение традиционных духовных и моральных устоев, в том числе и путем сознательной пропаганды аморальности в СМИ, сопряженное с идейным кризисом, переживаемым Россией, с торжеством несправедливости в обществе, картиной ненаказуемости злых дел. Состояние социальной неустроенности побуждает людей искать утешения в обращении к религии, причем проповедники НРД проявляют значительно большую активность в привлечении новой паствы, чем представители традиционных конфессий.

 

Скандальные ситуации, связанные с деятельностью таких новых религиозных движений как «Белое Братство», «Аум Синрике» и другие, быстрый количественный рост иностранных миссий и их активность стимулировали появление законопроектов, содержащих ограничительные меры.

Законопроект, принятый Верховным Советом РСФСР 14 июля 1993 г., предусматривал внесение изменений и дополнений в действующий Закон «О свободе вероисповеданий». Предлагалось ввести специальную статью 14, согласно которой «представители зарубежных религиозных организаций, отдельные религиозные деятели, не имеющие гражданства РФ, а также руководители и служители российских религиозных организаций, назначаемые (утверждаемые) на должность зарубежными религиозными организациями, вправе осуществлять свою деятельность после государственной аккредитации. Правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и религиозно-пропагандистской деятельностью зарубежные религиозные организации, их представительства и представители, а также лица, не имеющие гражданства РФ, не пользуются».

Президент Б.Н. Ельцин дважды отказывался подписывать закон, как нарушающий принцип равенства религиозных объединений и права лиц, не являющихся гражданами РФ. Вопрос о внесении ограничительных поправок в законодательство был тогда окончательно похоронен при разгоне Верховного Совета РСФСР осенью 1993 г.

 

В государственном строительстве Российской Федерации произошли два значимых события, которые по времени лежат внутри 1-го этапа становления государственно-конфессиональных отношений в стране, но, применительно к этим отношениям, не внесли принципиальных изменений в их характер и содержание. Первое из них – это распад СССР в декабре 1990 г., когда Россия окончательно становится самостоятельным государством. Второе – принятие Конституции РФ в декабре 1993 г.

В обоих случаях у власти в стране осталась одна и та же политическая группировка, продолжившая проводить прежнюю внутреннюю и внешнюю политику. В, частности, никаких принципиальных изменений не произошло и в вероисповедной политике, ориентированной тогда на максимальную либерализацию. Конституция 1993 г., положения которой, связанные со свободой совести, будут рассматриваться нами в одном из следующих разделов, впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. Однако, поскольку де-факто принцип светскости государства и ранее определял содержание государственно-конфессиональных отношений, никаких изменений в политике эта конституционная новелла не повлекла.

Следует отметить, что Конституция 1993 г. принималась в обстановке, когда политическое противостояние в стране завершилось насильственным разгоном и расстрелом высшего органа законодательной власти – Верховного Совета. В этих условиях весьма значительная часть общества не принимала участия в выработке текста Конституции, а во всенародном голосовании при ее принятии приняло участие чуть более 50% имеющих право голоса, из которых «за» также проголосовало несколько более 50%. Таким образом, реально более половины граждан России не поддержало Конституцию, поэтому считать ее документом, отражающим волю российского народа, можно лишь с оговорками.

 

Важным аспектом формирования новых государственно-конфессиональных отношений уже на 1-м этапе становится образование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, государственных структур по связям с религиозными организациями. Как было отмечено выше, после принятия Закона «О свободе вероисповеданий», содержавшего в ст. 8 запрет на учреждение исполнительных и распорядительных органов государственной власти и государственных должностей, специально предназначенных для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий, структуры Совета по делам религий были ликвидированы. Однако, реальная практическая потребность обеспечивать на профессиональном уровне контакты органов власти с религиозными объединениями привела к тому, что уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. соответствующие должности или органы были созданы во многих субъектах федерации.

На федеральном уровне Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ была образована летом 1994 г. в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности, вопросов передачи имущества религиозным организациям. Ее создание было связано с активизацией процесса передачи религиозным объединениям имущества культового назначения в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 23.04.93 г. № 281-рп. Эта передача начала практиковаться все более интенсивно со времени празднования тысячелетия Крещения Руси. Она мотивировалась необходимостью восстановить справедливость в отношении религиозных организаций, которым был нанесен неисчислимый ущерб в годы атеистических преследований. Однако, по своей природе она до настоящего времени носит нереституционный характер, т.е. не предусматривает обязательного возвращения конкретного объекта прежнему собственнику или его правопреемнику. (Заметим, что проблема правопреемства применительно к религиозным организациям, ликвидированным в качестве юридических лиц на основании декрета в 1918 г., достаточно сложна). Компетентные органы государственной власти вправе по своему усмотрению удовлетворить или отклонить соответствующее прошение религиозной организации, но последняя не может истребовать через суд имущество религиозного назначения в собственность или пользование, так как передача является правом, но не обязанностью органов власти. Ряд серьезных проблем возникает в тех случаях, когда культовое здание используется вселенным в него в советское время иным пользователем, в частности, учреждениями культуры, для которых необходимо изыскать альтернативное место размещения.

В период до осени 1998 г. в пользование религиозным организациям было передано более 4.000 недвижимых объектов из них 1900 памятников истории и культуры федерального и местного значения. Из них Русской Православной Церкви передано около 3.500 объектов. Такая значительная доля в общем количестве объясняется тем, что православных культовых зданий существовало в досоветский период и сохранилось значительно больше, чем культовых зданий других конфессий.

За период с 1988 по 1998 гг. передано св. 15.000 музейных предметов, в частности мощи, иконы. К 1998 г. передача имущества, проходившая в абсолютном большинстве случаев в пользование, но не в собственность религиозных организаций, сократилась по объективным причинам, т.к. значительная часть того, что можно было передать без особых затруднений, оказалась передана.

Закон 1996 г. «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ 1998 г., утвердившее «Положение о Музейном фонде», установили принцип неделимости музейных фондов, ставший правовым препятствием для отчуждения музейных культовых объектов в собственность религиозных организаций.

Другая структура, обеспечивающая взаимодействие главы государства с представителями религиозных организаций - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ был создан в 1995 г. (Положение о Совете утверждено распоряжением Президента РФ от 02.08.95 № 357-рп). В некоторых федеральных министерствах и ведомствах также создаются подразделения или должности для взаимодействия с религиозными организациями.

В середине 90-хх гг. проблема деятельности новых религиозных движений и иностранных миссионеров вновь становится предметом активных дискуссий. Было принято обращение Государственной Думы РФ к Президенту РФ «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» в декабре 1996 г. С ноября 1994 г. по лето 1997 г. более трех десятков субъектов РФ приняли собственные законы о религиозных организациях, призванные восполнить пробелы в федеральном законодательстве, дополнительно упорядочить и ограничить активность НРД.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был в первом варианте принят Государственной Думой 23 июня, одобрен Советом Федерации 04 июля, но отклонен Президентом РФ 22 июля 1997 г. После согласительных процедур новый вариант Закона был принят Государственной Думой 19 сентября, одобрен Советом Федерации 24 сентября, подписан Президентом РФ 26 сентября 1997 г.

Принятие данного Закона ознаменовало начало 2-го этапа формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Рассмотрение перемен, произошедших в структурных компонентах государственной вероисповедной политики, позволяет говорить, что ее характер существенно изменился.

Применительно к ценностно-целевому компоненту структурной модели следует отметить, что хотя концептуальные положения вероисповедной политики остались официально не сформулированными, а концепция ГКО не выработанной, фактически произошли определенные перемены. Значительная часть общества и многие лица, стоящие у власти стали признавать нежелательность полного устранения государства от процессов, происходящих в религиозной жизни страны, необходимость государственного контроля и регулирования развития религиозной ситуации.

В качестве отражения этих перемен в доминирующих идейно-мировоззренческих представлениях была усовершенствована нормативно-правовая база (нормативный компонент модели), принят ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а следом за ним ряд соответствующих подзаконных нормативных актов.

Произошли перемены и в организационно-управленческих структурах (институциональный компонент). Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в соответствии с новым Законом возложен на органы прокуратуры; а контроль за соблюдением устава религиозной организацией относительно целей и порядка ее деятельности - на орган юстиции, зарегистрировавший ее (позднее – орган, принявший решение о регистрации религиозной организации). Таким образом, была устранена бесконтрольность религиозных организаций, фактически созданная нормами закона «О свободе вероисповеданий». Продолжился процесс воссоздания органов по связям с религиозными объединениями в субъектах федерации. (Однако, осталась неразрешенной до настоящего времени проблема создания федерального органа исполнительной власти по вопросам религиозных организаций, без которого остается затруднительным проведение единой государственной вероисповедной политики).

Среди важных тенденций в жизни страны в начале XXI века, сказавшихся, в частности, на государственно-конфессиональных отношениях, можно выделить нижеследующие.

Укрепление «вертикали власти», начавшееся с приходом к власти Президента РФ В.В. Путина, выразилось и в том, что законодательство субъектов федерации по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений было в основном приведено в соответствие с федеральным законодательством. Были устранены ситуации, когда субъект федерации своими законодательными актами вторгался в вопросы регулирования свободы, относящиеся по Конституции к ведению Российской Федерации. Создание института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах стало еще одним шагом на пути к унификации проводимой центром и регионами вероисповедной политики.

В этот же период ряд централизованных религиозных организаций: Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, несколько протестантских организаций приняли социальные концепции, документы, излагающие позиции данных организаций по важнейшим проблемам жизни общества и государственно-конфессиональных отношений.

Характерной чертой современного этапа можно считать регулярное появление выдвигаемых различными политическими деятелями законодательных инициатив, в которых предлагается так или иначе выделить традиционные для России конфессии и придать соответствующим религиозным организациям расширенную правосубъектность.

Все более важное значение, в связи с происходящими в мире событиями и с непрекращающимся вооруженным конфликтом на Северном Кавказе имеет борьба с экстремизмом на религиозной почве. Следует отметить, что руководители крупнейших действующих в России религиозных организаций принимают активное участие в миротворческих процессах, в организации отпора терроризму, использующему религиозные лозунги.

Основные тенденции, проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений:

 

§ сохранение существенной роли религиозных организаций в жизни страны;

§ стабилизация численности религиозных организаций и верующих. Бурный рост, при котором она удваивалась за несколько лет, остался в прошлом, в 1990-х гг.;

§ развитие законодательной базы и правоприменительной практики;

§ расширение спектра деятельности религиозных организаций: социальная работа, благотворительность, культурно-просветительная, образовательная деятельность. Развитие сотрудничества между органами государственной власти и религиозными организациями в решении социально значимых задач;

§ сохранение отдельных очагов этноконфессиональной напряженности, проявлений религиозного экстремизма;

§ продолжение процесса секуляризации общества как отражение мирового процесса может конкурировать с ростом религиозности отдельных социальных или этнических групп, мотивированным потребностью самоидентификации;

§ проблема глобализации и внедрения новых технологий, их влияние на эсхатологические ожидания верующих. Конфликты, связанные с новыми формами контроля над личностью, противоречия между нормами светского законодательства и религиозными убеждениями некоторых граждан будут возникать вновь и вновь.

Представленная ниже таблица содержит сведения о численности ряда зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций (по данным Министерства юстиции РФ и Федеральной регистрационной службы).

 

Таблица 4.

Наименование конфессии 01.01.96 01.01.2000 01.05.04 01.01.10
Русская православная церковь       12 941
Старообрядцы (всех согласий)        
Римско-католическая церковь        
Ислам        
Буддизм        
Иудаизм        
Евангельские христиане-баптисты        
Христиане веры евангельской – пятидесятники        
Адвентисты седьмого дня        
Свидетели Иеговы        
Сознание Кришны (вайшнавы)        
ВСЕГО[16] 13 073 17 427 21 664 23 494

Глава 3. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях

 

В узком смысле, законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях включает в себя те нормативно-правовые акты и отдельные нормы права, которые приняты специально для регулирования соответствующих правоотношений. Поэтому, в состав данного законодательства входят, например, не Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации в целом, а только те их статьи (нормы), которые посвящены свободе совести. В широком смысле в его состав должны быть включены также и правовые нормы, в которых свобода совести и т.п. затрагивается среди других проблем, например, устанавливается запрет дискриминации, в том числе в связи с религиозной принадлежностью, или свобода слова, подразумевающая, в частности свободу высказываний о религии.

Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 2) установлено, что: «Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм (курсив мой. – М.Ш.) Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ». Таким образом, речь не идет о том, что Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации входят в состав рассматриваемого законодательства – в него входят соответствующие статьи данных актов. (Статья 2 данного Федерального закона не содержит упоминания о международных актах, затрагивающих вопросы свободы совести, о чем подробнее будет сказано ниже.)

Обратим также внимание на то, что, помимо законодательных актов в состав законодательства о свободе совести включены «иные нормативные правовые акты», к которым, относятся акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения), акты федеральных органов исполнительной власти (например, постановления Правительства России.)

Итак, в составе законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях можно выделить следующие компоненты:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

2. Нормы Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, имеющие основным предметом регулирования свободу совести, свободу вероисповедания, деятельность религиозных объединений.

4. Нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих другой основной предмет регулирования, затрагивающие реализацию права на свободу совести, свободу вероисповедания и деятельность религиозных объединений.

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, связанные с вопросами свободы совести и деятельности религиозных объединений.

 

Рассмотрим каждый из компонентов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Выше отмечалось, что ст. 2 рассматриваемого закона не упоминает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, в которых затрагиваются вопросы свободы совести. Это не случайность – первоначально при отклонении Президентом России Закона 1997 г. это было одним из мотивировочных критических замечаний. Однако и в окончательную редакцию упоминание о международных документах включено не было.

Конституция в ст. 15 п. 4 установила: данные международные акты являются частью правовой системы Российской Федерации, что открывает возможность прямого действия этих норм международного права, их применения органами власти, включая суды.

Следует оговорить, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации не содержится определения, какие принципы и нормы международного права следует считать общепризнанными. Без подобного качества они не могут считаться частью правовой системы Российской Федерации, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства.

Некоторые ученые-юристы полагают, что ввиду неоднозначности термина «правовая система» данная норма Конституции нарушает стройность конструкции российского законодательства. Так, Л.А. Морозова пишет: «Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Таким образом, международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права. Но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства. Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров. Таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, а другим центром — международные договоры и соглашения».[17]

Однако авторитетный современный правовед В.С. Нерсесянц придерживается иной точки зрения на термин «правовая система»: «...многие авторы стали толковать "систему права" и "правовую систему" в качестве различных правовых категорий, рассматривая "правовую систему" как некое более широкое правовое явление, чем традиционное понятие "система права"… Подобные трактовки "правовой системы" в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающего все право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и во многом — случайным) словосочетанием "правовая система"»[18].

В реальности международные акты уже востребованы в российской правоприменительной практике. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.95 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указывает, что: «5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[19].

2. Нормы Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 15, Конституция обладает прямым действием на территории России. Она содержит как нормы, непосредственно связанные со свободой совести и положением религиозных объединений, так и нормы более общего характера, в неявном виде включающие как частный случай право на свободу совести (свобода мысли и слова, право на объединение), а также нормы, определяющие порядок и основания ограничения основных прав и свобод человека. Содержание этих норм Конституции будет предметом рассмотрения соответствующей главы настоящего пособия.

 

3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", акты Президента России и иные профильные нормативные правовые акты Российской Федерации (например, постановления Правительства России, которыми регламентируется порядок открытия представительств иностранных религиозных организаций, проведения государственной религиоведческой экспертизы и ряд других). Эти федеральные нормативно-правовые акты имеют основным предметом регулирования свободу совести и деятельность религиозных объединений.

 

4. Нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающие реализацию права на свободу совести, свободу вероисповедания и деятельность религиозных объединений. На федеральном уровне действует более ста законов и иных правовых актов, к которых в том или ином аспекте упоминаются свобода совести и религиозные организации, но основным предметом регулирования которых являются иные виды отношений.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, в которых свобода совести, свобода вероисповедания и правовое положение религиозных организаций так или иначе затрагиваются в отдельных статьях, но не являются основным предметом регулирования, можно разделить на несколько групп[20].

А. Нормы, обеспечивающие равноправие независимо от отношения к религии.

Например, в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (от 09.10.92, № 3612-1) в ст. 8 устанавливается: «в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от… религиозных и иных убеждений…»[21]. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 12.06.02. № 67-ФЗ), в ст. 4, п. 2 говорится: «гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от…отношения к религии, убеждений…».

Ст. 3 Трудового Кодекса Российской Федерации, запрещающая дискриминацию в сфере труда, указывает, в частности, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от отношения к религии.

В Федеральном законе Российской Федерации от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4 п. 3) говорится, что одним из принципов гражданской службы является «равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от... отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего».

 

Б. Нормы, ограничивающие вмешательство органов власти и иных организаций в деятельность религиозных объединений.

Как правило, эти законоустановления содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность спецслужб и подобных им органов, которые в связи с особенностями своей деятельности наделены большими полномочиями и возможностями. Законодатель ставит барьер на пути использования этих возможностей для неоправданного вторжения в частную жизнь, в деятельность религиозных объединений.

Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (от 03.04.95 г. № 40-ФЗ) в ст. 19 установил: «Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе… священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций». Данная ограничительная норма не распространяется на представителей религиозных групп, поскольку, при отсутствии у них зарегистрированного гражданского устава, не имеется правовых критериев для определения того, кто является священнослужителем или полномочным представителем таковых. Кроме того, интересы государственной безопасности могут потребовать сбора информации о деятельности некоторых религиозных групп, воздерживающихся от регистрации и находящихся вне контроля.

В законе «О внешней разведке» (от 10.01.96 г. № 5-ФЗ) ст. 18 говорит о том, что «сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности… религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности». Ст. 19 указывает, что органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к ряду лиц, в том числе, к священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в России религиозных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.