Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 7 страница




Матери четвертого типа отличались непоследовательностью, плохо понима­ли потребности своего ребенка, их требования к ребенку были противоречивы, часто не соответствовали возрасту ребенка и его возможностям.

По мнению автора, наиболее неблагоприятным для здоровья ребенка оказался четвертый тип материнского отношения. У детей развивалось ощущение нестабиль­ности, повышенная тревожность, что становилось важной предпосылкой возникно­вения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, нередко в дальнейшем наблюдались апатия, депрессия, слабые поисковая активность, любознательность и инициатива.

Нами был проведен специальный анализ особенностей влияния ранних эмо­циональных контактов матери с ребенком на развитие его самооценки, в том чис­ле самооценки здоровья. Проводился опрос матерей на предмет их контактов с ре­бенком в первые три года его жизни. По интенсивности эмоционального контакта с ребенком были выделены три группы матерей:

♦ Группа 1 — высокая степень эмоциональных контактов с ребенком. Для этой группы матерей ребенок был желанным, «запланированным». Мать воспитывала ребенка первые три года, постоянно находилась с ним. Свое эмоциональное состояние матери этой группы оценивали положительно.

♦ Группа 2 — умеренная степень эмоциональных контактов. Дети в этой груп­пе, как и в предыдущей, были желанными, но матери в силу сложившихся обстоятельств не ухаживали за детьми до трехлетнего возраста: они вынуж­дены были выйти на работу до окончания декретного отпуска, а дети вое­


питывались бабушкой, няней или посещали ясли. Несмотря на ограничен­ность общения с ребенком, матери были эмоционально привязаны к ребен­ку, в свободное время общались с ним, проявляли интерес к его физическо­му и психическому развитию. ♦ Группа 3 — эмоциональное отвержение. Для матерей этой группы ребенок, как правило, был нежеланным. Некоторые матери испытывали эмоциональ­ный стресс в связи с уходом мужа, безразличием родственников к судьбе ребенка. Многие матери свое психическое состояние в первые три года пос­ле рождения ребенка оценивали как негативное, обращали внимание на высокую загруженность, переживания, дискомфорт.

Внутри 3-й группы нами были выделены две подгруппы матерей: матери с от­крытым и скрытым эмоциональным отвержением ребенка. При открытом эмо­циональном отвержении матери утверждали, что не испытывали любви и радости при общении с ребенком, что ребенок мешал им в реализации их жизненных пла­нов. Скрытое эмоциональное отвержение внешне проявлялось в заботе о здоро­вье ребенка. Такие матери часто предъявляли претензии медсестрам яслей, няням, бабушкам, что они плохо следят за ребенком. Самооценка здоровья детей оцени­валась по методике Дембо—Рубинштейн, адаптированной Прихожан, а также в процессе направленных бесед с ребенком. Ребенку предлагалось оценить свое здоровье, свой ум, свой характер и счастье в настоящем и будущем на бланке, разделенном четырьмя вертикальными линиями размером 10 см. В обследова­нии участвовали дети в возрасте от 6 до 8 лет. Результаты показали, что наиболее низкий уровень самооценки по всем показателям, в том числе и здоровья, наблю­дался у детей матерей 3-й группы (эмоциональное отвержение ребенка). У детей матерей 1-й группы отмечался более высокий уровень самооценок, в отличие от детей 3-й группы, но наблюдалась тенденция к уменьшению самооценок здоро­вья в отличие от других самооценочных характеристик (ум, счастье, характер). Эти данные указывают на неудовлетворенность детей своим здоровьем и повы­шенную заботу о нем. У детей матерей с умеренными эмоциональными контакта­ми (2-я группа) наблюдался гармоничный уровень самооценок по всем четырем показателям: (здоровье, характер, ум, счастье), что отражает гармоничную струк­туру их личности. Полученные нами данные убедительно показали позитивное влияние ранних эмоциональных контактов на оценку и отношение ребенка к сво­ему здоровью [9].

Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние каче­ства, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на вто­ром году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зер­кале. Льюис и Брукс-Ганс провели интересный эксперимент. Малышей в возрас­те от 9 до 24 месяцев подводили к зеркалу и показывали им самих себя. Затем матери незаметно пачкали детям носы красной краской, после чего их снова под­водили к зеркалу. Дети младше 21 месяца, увидев себя в зеркале, никак не реаги­ровали на испачканный нос, а большинство детей 22-24 месяцев дотрагивались до носа. Эти данные указывают на то, что уже в этом возрасте дети реагируют на свой внешний облик и осознают явное различие между собой и другими людьми.


В этот возрастной период активно формируются гигиенические навыки у детей. Развитие гигиенических навыков в значительной степени определяет дальнейшее отношение ребенка к своему физическому состоянию. Опрятный ребенок не ощу­щает эмоционального дискомфорта, он спокоен, активен. Осознание необходимо­сти личной гигиены формируется у ребенка постепенно и в значительной степе­ни способствует развитию содержательной стороны образа «Я», развитию его лич­ностной и социальной идентичности. Формирование навыков, в том числе и гигиенических, в этот возрастной период основано на подражании взрослому. Спо­собность подражать лежит в основе интеллектуального и психомоторного разви­тия ребенка и является эффективным способом усвоения нового. Наблюдения психологов показывают, что дети более склонны подражать тем формам поведе­ния, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми они полно­стью овладели. Очень важна в процессе такого подражания позитивная реакция взрослого. Такая реакция подкрепляет подражательное поведение ребенка, фор­мирует у него положительные установки к усвоению нового, положительно влия­ет на выбор ребенком новых форм поведения. Например, если ребенок ежедневно наблюдает, что его родители моют руки перед едой, он обязательно станет подра­жать им, и если родители подкрепляют подражательное поведение ребенка, то у него возникнет устойчивая потребность в осуществлении этих действий.

На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определен­ным действиям, сколько определенным людям. С двухлетнего возраста ребенок уже способен отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики начинают отождествлять себя с отцом или другими мужчи­нами, относят себя к этой категории и охотно подражают им. Это очень важно при формировании у ребенка навыков опрятности. Наши наблюдения показали, что у детей с поздним развитием этих навыков в дошкольном детстве наблюдалось свое­образное отношение к своему здоровью. Это проявлялось в неадекватной оценке ребенком своих физических и психических ресурсов, в аффективном реагирова­нии на физическое неблагополучие и недостаточном прогнозировании своего по­ведения [9].

У детей дошкольного возраста существенное значение в процессе освоения собственного «Я» играет развитие речи и мышления. Речь существенно расширя­ет познавательные горизонты ребенка, с помощью ее он может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и сообщить о каких-либо событиях другим лю­дям. Кроме развития речи важное значение в формировании мышления ребенка имеет развитие продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка и пр. В дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствитель­ностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоцио­нальных контактах. В связи с этим очень важно в формировании ВКЗ у дошколь­ника отношение родителей к его здоровью. Адекватная оценка родителями здо­ровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Формирующийся в процессе общения с родителями и другими взрослыми уровень знаний и представлений ребенка-дошкольника об окружаю­щем мире отражается на особенности его представлений о собственном теле, внеш­


нем облике, самочувствии. Например, детям в возрасте от 5 до 7 лет мы задавали следующие вопросы: «Что такое здоровье?», «Ты считаешь себя здоровым?», «По­чему ты считаешь себя здоровым?» Ответы детей носили конкретно-ситуативный характер, и в них отражалось отношение родителей к здоровью ребенка. Напри­мер, на первый вопрос дети отвечали: «Здоровье — это когда кушаешь хорошо», «Моешь руки перед едой», «Хорошо себя ведешь» и пр. Отвечая на второй вопрос, дети утверждали, что они здоровые, и связывали это с оценкой родителей, напри­мер: «Я здоровый, так мама говорит. Если я больной, мама меня в детский сад не пускает». Только к концу дошкольного возраста у детей наблюдались собственные суждения о своем здоровье, например: «Я здоровый, потому что не болел».

Таким образом, реальное отражение своего здоровья в дошкольном возрасте в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка.

Кроме реального отражения своего «Я» дошкольникам свойственно его аффек­тивное отражение, которое может проявляться в многочисленных фантазиях ре­бенка. Содержание фантазий зависит не только от опыта, интересов ребенка, но и от особенностей отношений ребенка с окружающими. Фантазии в дошкольном возрасте нередко носят защитный характер. Например, ребенок, который чувству­ет недостаток внимания к себе, может придумать какую-нибудь фантастическую, невероятную историю, чтобы обратить на себя внимание, угодить взрослому, выз­вать у него интерес и симпатию к себе. Чрезмерно аффективные переживания ро­дителей о здоровье ребенка могут спровоцировать у него фантазии о его физи­ческом или психическом неблагополучии. Фантазии ребенка могут возникнуть из-за недостатка знаний о своем теле, своих физических возможностей. Дефицит знаний может пополняться фантастическими представлениями, верой в сновиде­ния, в сказки или фантастические истории. У ребенка может возникнуть искажен­ная оценка собственного облика и физического состояния, которая в дальнейшем может негативно отразиться на его психофизическом развитии.

У детей младшего школьного возраста, так же как и у дошкольников, преоб­ладает непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью. Например, на вопрос психолога «Что такое быть здоровым?» дети отвечали: «не быть больным», «быть сильным, ловким», «быть красивым» и пр. Чем старше ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки здоровья: «быть в хорошем состоянии», «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей» и пр. В младшем школьном возрасте отношение к здоровью еще не анализируется, т. е. оно (отно­шение) не включается в смысловую структуру. Преобладание эмоциональных суждений о здоровье обусловлено конкретно-ситуативным характером мысли­тельных операций у детей младшего школьного возраста. Например, хорошее здо­ровье дети этого возраста связывают с хорошим питанием, соблюдением режима, с подчинением требованиям взрослых и т. д. Углубленный анализ окружающей действительности и познание ее сущности формируется у ребенка к концу млад­шего школьного возраста. С формированием логического мышления повышается осознание ребенком своих физических и психических возможностей. В этот пе­риод у ребенка появляется повышенный интерес к своему телу. Осознанная забо­та ребенка о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной


стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Это система­тическое соблюдение гигиенических норм и правил, умеренное и избирательное питание, знакомство со специальной литературой и т. п.

На отношение к здоровью к концу младшего школьного возраста существенное влияние оказывают средства массовой информации, социальное окружение в шко­ле, во дворе, а влияние семьи в этот возрастной период значительно уменьшается.

Кардинальные изменения в развитии Я-концепции наступают в подростковом возрасте. В исследованиях различных авторов, посвященных психологии подро­стка, подчеркивается, что этот возрастной период является переломным, крити­ческим. Критический характер подросткового возраста проявляется в противоре­чивом, неустойчивом поведении, обострении отдельных черт характера.

Среди особенностей подросткового возраста, имеющих первостепенное значе­ние для развития Я-концепции, необходимо выделить следующие.

♦ Особое место в формировании Я-концепции подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения, связанные с половым со­зреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют пост­роения нового телесного «Я».

♦ Происходит когнитивная перестройка, которая проявляется в качествен­ных изменениях в развитии мышления. У подростка отмечается склонность к предварительному мысленному решению, а также новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы.

♦ В формировании качественно иных отношений в системе «я и общество» проявляется новый уровень овладения социальным опытом. Эти отноше­ния направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений.

♦ Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упо­рядоченным, целенаправленным и волевым.

Описанные новообразования, наблюдаемые в подростковом возрасте, в значи­тельной степени отражаются на содержательной характеристике внутренней кар­тины их здоровья.

Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, нега­тивно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревож­ность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокой­ство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сначала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдельные части об­раза тела (ступни, ноги, руки), затем — общий образ тела (рост, масса) и позже — диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности [5]. Большую озабоченность испытывают мальчики в связи с развитием половых ор­ганов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствительность к телес­ному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффек­тивным реакциям, таким как депрессивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность.


Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» про­является в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определя­ющим фактором, искажающим его Я-концепцию, является слабая рефлексия, что обнаруживается в недостаточном осознании своих личностных качеств и неадек­ватных самооценках. У них наблюдается слабость самоконтроля поведения, им­пульсивность, низкий уровень познавательной активности. Все это негативно от­ражается на внутренней картине здоровья. Такие подростки не проявляют интере­са к проблеме здоровья, физического развития, но они могут быть чувствительны к своему телу и внешности. Неодинаковое соотношение «телесных» и «морально-психологических» компонентов Я-концепции в значительной степени искажает ее. У некоторых подростков наблюдается ригидность Я-концепции: неадекватно завышенная или заниженная самооценка. При завышенной самооценке у подро­стка отмечается завышенный уровень притязаний по отношению к своим возмож­ностям. Такие подростки излишне самоуверенны, их отношение к здоровью про­является в отрицании его значимости, излишнем экспериментировании над своим телом (спать на гвоздях, ходить по раскаленным камням). В наших исследованиях было выявлено, что такие подростки склонны к травматизму. У подростков с за­ниженной самооценкой наблюдается повышенная фиксация на проблемах здоро­вья, тенденция к самообвинению, зависимость от родителей.

Самооценка имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это ког­нитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит сред­ством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуж­дена прибегать к различным защитным механизмам.

Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на по­веденческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познаватель­ная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности.

Итак, ВКЗ ребенка — важная составная часть его Я-концепции, представляю­щая собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Форми­рование ВКЗ в процессе развития ребенка проходит несколько этапов. Для каж­дого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

Первый этап охватывает период младенчества. Условно его можно назвать эта­пом эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязан­ность — основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в по­следующие годы.

Второй этап — этап формирования идентичности и подражания — охватыва­ет период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе под­ражания им.


Третий этап — этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмо­ционального отношения к нему — наблюдается у детей дошкольного возраста.

Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью (младший школьный возраст).

Пятый этап — социальная установка личности подростка на свое здоровье, включающая в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

 

Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка

Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуаль­но-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формиро­вание ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассмат­ривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникнове­ния эмоционального неблагополучия авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. В зависимости от направленности конфликта выделяются три группы детей с эмоциональными нарушениями:

1. Дети, эмоциональные проблемы которых связаны в основном с межлично­стными отношениями. Они отличаются повышенной возбудимостью, что проявляется в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особен­но со сверстниками. Негативные аффективные реакции у них могут возник­нуть по любому, даже малозначительному поводу.

2. Дети с выраженными внутриличностными конфликтами отличаются повы­шенной тормозимостью нервных процессов, слабо выраженной общитель­ностью. Они глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдают­ся необоснованные страхи.

3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутрилич-ностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой груп­пы преобладают агрессивность, импульсивность и пр. [10].

Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих невро­зами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма лично­стного развития [11]. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий пато­генное, болезненное влияние на личность ребенка. Психические травмы могут быть двух видов — ситуационные и пролонгированные. К ситуационным отно­сятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наи­большее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические) травмы. Они


могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между роди­телями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повы­шенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутрен­ней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повы­шенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительно­сти. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь» [9].

Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напря­женности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон на­строения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряжен­ность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впо­следствии может способствовать формированию деструктивного (разрушитель­ного) поведения.

Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависи­мое) поведение. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: наркотическую зависимость и алкоголизм, курение, компьютерную зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексу­альность. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологиче­ской и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположе­ны дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффектив­ное™, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конф­ликтов.

В результате нашего исследования дети младшего школьного возраста были разделены на три группы:

♦ группа 1 — адекватное отношение к здоровью;

♦ группа 2 — повышенное внимание к своему здоровью;

♦ группа 3 — пренебрежительное отношение к своему здоровью.

В первой группе детей не наблюдалось значимых расхождений в реальной и идеальной самооценке здоровья. Уровень психической адаптации детей был до­статочно высоким. Это проявлялось в низком уровне тревожности и фрустраци­онной напряженности, в высоких показателях самоконтроля поведения, в общей эмоциональной устойчивости. По наблюдениям педагогов, дети этой группы вни­мательно относились к своему здоровью, самостоятельно (и постоянно) соблю­дали гигиенические нормы и правила, отличались аккуратностью, собранностью. То есть отношение к здоровью у них проявлялось не только на эмоциональном, но и поведенческом уровне.


Дети второй группы отличались повышенной тревожностью, мнительностью, у них отмечалось выраженное расхождение между реальными самооценками здо­ровья и актуальными за счет заниженных реальных самооценок. По заключению врачей, все дети этой группы были практически здоровы, регулярно посещали школу, редко болели, не страдали хроническими заболеваниями.

Дети: третьей группы высоко оценивали свое здоровье. У них не наблюдалось достоверных расхождений между реальными и идеальными самооценками здоро­вья, они были вполне удовлетворены своим здоровьем. В структуре личности у детей этой группы наблюдалась выраженная дисгармония: на фоне высокой об­щительности, социальной смелости отмечался низкий уровень самоконтроля по­ведения. В ситуациях конфликта преобладали импунитивные (уход от конфлик­та) реакции, тенденции к эмоциональному замыканию и разрешению конфликта за счет других. Педагоги отмечали дезадаптивное поведение у большинства детей этой группы. У некоторых из них наблюдались склонности к аддиктивному пове­дению. Они нюхали клей «Момент», курили.

Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, не­гативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе. Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, по­ложительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлет­воренность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким само­уважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно. Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка. Они болезненно реагируют на критику, порица­ние, их беспокоит плохое мнение о них окружающих.

Как отмечалось выше, в основе самоуважения подростка лежит самооценка личности вообще и самооценка здоровья в частности. Однако самооценка имеет двоякие функции. С одной стороны, она выступает как когнитивный процесс: подросток активно интересуется проблемой здоровья, саморегуляцией, читает литературу, рефлексирует с целью улучшения своих физических и психических возможностей. С другой стороны, в подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности.

Психологическая защита — это способ эмоционально-личностного реагирова­ния на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. С помощью психологиче­ской защиты регулируется поведение личности в тех ситуациях, когда интенсив­ность потребности возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. Так, Роджерс отмечал, что защитные механизмы нужны человеку, когда его непосред­ственный опыт расходится с его представлениями о себе. В этот момент бессозна­тельно включаются механизмы, искажающие этот опыт в сознании. Механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, образа «Я» и образа мира. Это может достигаться разными путями, на­пример устранением из сознания источников конфликтных переживаний, транс­формацией конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить воз­никновение конфликта.


Ф. Б. Бассин подчеркивал, что психологическая защита является механизмом функционирования нормальной психики и предупреждает возникновение у ин­дивида разного рода расстройств. Это особая форма психологической активнос­ти, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации для сохра­нения целостности эго. Все механизмы психологической защиты искажают реаль­ность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становят­ся внутренними характеристиками человека, т. е. теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну за­щитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколь­ко. Сегодня известно более 20 видов защитных механизмов. Это регрессия, отри­цание, рационализация, проекция, ретрофлексия, идентификация, изоляция, суб­лимация, подавление и др. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны: они направлены на обеспечение устойчивости и неиз­менности представлений личности о себе.

В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты.

Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвле­чении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недо­ступными для сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обра­тятся к врачу.

Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степе­ни тормозит развитие Я-концепцйи и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Например, у подростка-наркомана погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток утверж­дал, что приятель умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие истинной причины гибели приятеля означало бы для подростка-наркомана осоз­нание серьезной опасности наркотиков для собственного здоровья. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реаль­ное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышен­ная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудно­сти, сложности в своей жизни.

Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, вос­поминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности че­ловека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связан­ное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «за­быть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакци­ях — усталости, апатии. Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорекрию (отказ от приема пищи), которая часто встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение — следствие страха подрост­ка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Он начинает активно бороться с «полнотой». Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, настой­чиво предлагаемой им родителями. Как только прием пищи окончен, они тут же




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.