КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 10 страница
Для дополнительной интерпретации полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей теста A VEM польских и немецких студентов. В результате этого были установлены статистически значимые различия по отдельным шкалам опросника (табл. 20.3) Таблииа 20.3 Средние значения и стандартные отклонения шкал AVEM популяции польских и немецких студентов
Существенные различия между стратегиями поведения польских и немецких студентов наблюдаются в сфере профессиональной активности: первых характеризует повышенная склонность к энергетическим затратам по сравнению с группой немецких студентов. Одновременно обращает на себя внимание низкая способность польских студентов к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к деятельности, т. е. высокая вовлеченность в проблемы учебной среды при недостаточных умениях организации своей работы и свободного времени. Это позволяет обяснить высокое участие неблагоприятных для психического здоровья типов поведения А и В. Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.
Низкий уровень социальной поддержки в сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.
Ранняя профилактика психического здоровья студентов Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника A VEM указывают на высокую вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Ранняя диагностика индивидуальных резервов индивида может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления трудных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования студенческой среды. Исходным пунктом планирования профилактики стресса в студенческой среде может быть концепция когерентности Антоновского. Восприятие ближайшего окружения как доброжелательного, имеющего высокое личностное значение, ожидание положительного подкрепления, антиципация положительных эффектов своей деятельности расширяют социально-психологическую компетентность индивида и снижают опасность появления симптомов выгорания. Целью психологической профилактики стресса в студенческой среде является формирование умений активного преодоления стресса, формулирования близких и далеких целей деятельно сти, повышение самоконтроля и регуляции собственной активности, способности к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к профессиональной среде. Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:
1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы? 2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации? 3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения? 4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом? 5. Что я переживаю в таких ситуациях? 6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций? 7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения? 8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них? 9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций? 10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов В исследованиях стратегий преодоления стрессовых ситуаций, т. е. копинг-стра-тегий, выделяется несколько основных форм. К ним относятся: ♦ конфронтативный копинг; ♦ дистанцирование по отношению к проблемной ситуации; ♦ самоконтроль; ♦ поиск социальной поддержки; ♦ принятие на себя ответственности за решение проблемы; ♦ избегание решения трудных проблемных ситуаций; ♦ планирование собственных действий; ♦ переоценка значения проблемной ситуации. Среди перечисленных стратегий поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Это полностью соответствует когнитивному подходу к проблемам стресса, представленному Лазарусом, Фольк-маном и др. Социальную поддержку (support) в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д. Социальная поддержка состоит из трех основных элементов: 1. Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.
2. Помощь в решении проблем: непосредственная: выполнение работы за кого-либо; 4- опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны. 3. Социальная поддержка со стороны конкретных лиц, гарантирующая чув- Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т. е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы и т. д. В большинстве западных университетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией студенческой жизни. В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей. Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка — одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях ола становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания [5]. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации.
Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных переживаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от негативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Особое значение это приобретает в педагогических профессиях, отмеченных необходимостью поддерживания постоянных и тесных интерперсональных контактов. Качество партнерских взаимоотношений определяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов профессионального выгорания. Исследования, проведенные среди польских учителей различных типов школ, показали, что в группе педагогов, проявляющих признаки профессионального выгорания, отмечается низкий уровень показателя социальной поддержки [7]. Сегодня педагоги — та профессиональная группа, в которой отчетливо прослеживается риск профессионального выгорания, а один из способов его профилактики заключается в создании благоприятного психологического климата. Недостаточная социальная поддержка ведет к развитию чувства отчужденности от результатов деятельности, к неудовлетворенности собой. Согласно положениям теории отчуждения [10], последствиями низкой социальной поддержки становятся разочарование и фрустрация. В случае, если в течение длительного времени человек не в состоянии преодолеть чувство отчужденности, развиваются такие симптомы выгорания, как чувство собственной неполноценности, резкое снижение самооценки, чувство вины, агрессия, направленная на себя и окружающих. Классический «образ» синдрома профессионального выгорания, описанный Маслач, складывается из чувства низких личных достижений, собственного бессилия и деперсонализации межличностных отношений. «Выгоревший» человек не только не ожидает поддержки со стороны окружения, но и сам сознательно от нее отказывается, воспринимая ближайшую среду как безразличную или даже враждебную по отношению к еГо проблемам. Внешняя оценка и поддержка как фактор эффективной деятельности — важная предпосылка психического здоровья индивида. На это указывает Шварцер [8], ссылаясь на теорию Бандуры и подчеркивая значение прогноза внешней оценки для личностного развития. Ожидание успеха и положительного подкрепления со стороны окружающих ведет к повышению мотивации достижений, формированию эффективных стратегий преодоления стресса, т. е. способствует сохранению психического здоровья индивида. Маттиас Буриш [3] связывает развитие синдрома выгорания с факторами среды. К ним относятся: социальное окружение индивида, коллеги по работе, которые способны предоставить необходимую эмоциональную защиту, а также помощь в поиске эффективных стратегий решений проблем. Смыслом социальной поддержки является прежде всего эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях. В категориях чувства когерентности эмпатию можно представить как своего рода настроенность на одну и ту же волну, глубокое взаимопонимание, действие в унисон друг с другом. Противоположностью эмоциональной защиты со стороны профессиональной среды и окружения становится острая конкуренция, недоброжелательность и зависть, порождающие многочисленные интерперсональные конфликты в среде. Качество партнерских взаимоотношений Буриш называет важным стабилизирующим фактором психического здоровья. Проблематика социальной поддержки в течение многих лет находится в центре внимания исследований психической нагрузки, стратегий преодоления стресса. Многочисленные исследования показывают взаимозависимость между степенью психической нагрузки, подверженностью психосоматическим заболеваниям и мерой социальной поддержки (рис. 20.3). Рис. 20.3. Соотношение между социальной поддержкой, степенью психической нагрузки и психосоматических нарушений (House & Wells, 1978). Как следует из представленной зависимости, эффект редукции стресса в случае высокой социальной поддержки становится очевидным. «Амортизирующее» действие поддержки показывает, что эмоциональное сопереживание и подкрепление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья. При этом значительно снижается «цена», какую платит человек на пути разрешения проблемных ситуаций, из которых в значительной степени складывается путь профессиональной самореализации личности. Контрольные вопросы 1. Какие факторы можно отнести к наиболее важным для сохранения психического здоровья студентов? 2. Что является содержанием и смыслом концепции когерентности Антоновского? 3. В чем проявляются ранние симптомы стресса и выгорания в студенческой среде? 4. Какие меры можно отнести к профилактике синдрома выгорания в учебной среде? Литература 1. Ронгинская Т. И. Профилактика стресса в студенческой среде // «Анань-евские чтения-2001». - СПб., 2001. 2. Antonovsky, A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress and stay well. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1987. 3. Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. - 1977. - V 84. - P. 191-215. 4. Burisch, M. Das Burnout-Syndrom — Theorie der inneren Erschinpfung. — Berlin: Heidelberg: Springer, 1989. 5. House J. S., Wells,]. A. Occupation stress social support and health. — NIOSH-Publ., 1978. — P. 78-140. 6. Maslach, C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon //Job, Stress and Burnout / W S. Paine (Ed.). — Beverly Hills: Sage, 1982. 7. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM — ein diagnostisches Instrument zur Differenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenbber der Arbeit // Zeitschrift fbr Differentielle und Diagnostische Psychologic - 1997. - V 18, Heft 3. - S. 151-163. 8. Schaarschmidt, U., Arold, H., Ronginska, T. Untersuchungen zur psychischen gesundheit bei Lehrern — ein Populationsversuch, [w:] Science-Research-Education. Proceedings of the Polish-German Symposium. — Zielona Gyra, 2000. 9. Schwarzer, R. Gesundheitspsychologie: Einfbhrung in das Thema // Gesund-heitspsychologie — Ein Lehrbuch (3-20) / Schwarzer (Hrsg.). — Guttingen: Hogrefe, 1990.
10. Siegrist,J. Soziale Kriesen und Gesundheit. — Guttingen: Hogrefe, 1966. 11. Stokols, D. (). Toward a psychological theory of alienation // Psychological review. - 1975. - V. 82. - P. 26-44, Глава 21 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны прежде всего с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Правда, в творческом наследии самого Тейлора эта тема не получила какого-либо специального развития. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали. Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вождей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим й психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной организации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабочему надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводился в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, значение психологического фактора для решения одной из «великих», по его выражению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих. Есть основания полагать, что на гуманистическое мировоззрение Джилбрета существенное влияние оказала его супруга Лилиан Джилбрет, которая стала пер вой женщиной в Америке, получившей квалификацию доктора психологии. В научной организации труда ее особенно интересовали психологические аспекты (Джилбрет Л. Психология управления предприятием. — Петроград, 1924). По ее мнению, научное управление предусматривает и моральное развитие работников, которое достигается культивированием чувства ответственности за себя и других, чувства профессиональной гордости, способности к самоконтролю, чувство справедливости. Центр тяжести успешного управления лежит в человеке, а сама работа является «великим воспитателем». Хорошая организация труда, считает Л. Джилбрет, должна рассматривать тело и душу не только в отдельности, но и в их взаимной связи; должна не только ориентироваться на профессиональное, умственное и нравственное развитие работников, но и формировать у них стремление к здоровому образу жизни. Вопросы профессионального здоровья в той или иной постановке начинают активно обсуждаться и в Англии в начале XX в. Профессор Кембриджского университета Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда (Мессио Б. Рациональная организация труда и психология. — Л., 1924). Он видит в переутомлении работников, влекущем за собой ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания, одну из главных причин несчастных случаев на производстве. Если дать возможность человеку делать то дело, к которому он от природы наиболее приспособлен, то он будет работать легко, с удовольствием и практически не уставая. Энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим состоянием его здоровья. Директор психологической лаборатории в Кембридже Ч. Мейерс резко осуждает «промышленное варварство», «утонченную жестокость», «бессовестную жадность», «бессмысленнейшую эксплуатацию рабочих», которые, по его мнению, царят на многих предприятиях Америки и Англии (Мейерс Ч. Психика и труд. — М., 1923). Он считает, что психологический фактор — основной важный фактор, который определяет будущее промышленности. Его главный тезис: надо уважать в рабочем достоинство, человеческую личность. Рабочий должен стремиться — и в этом ему надо способствовать — к более полной, интересной и интеллектуальной жизни. А важнейшее условие подъема производительности труда, по мнению Мейерса, заключается в формировании уверенности работников в безопасности производства и создании для этого необходимых предпосылок. Один из основателей промышленной психологии Ф. Уотте делает особый акцент на организации досуга работников. Он пишет: ...Улучшив и увеличив возможность рабочего пользоваться здоровыми развлечениями, мы сможем сделать его досуги более полезными и духовно, и физически, и его увеличивающаяся вследствие этого жизненная энергия отразится и на его работе (Уотте Ф, Методы повышения производительности труда. — М., 1925. — С. 127). Соответственно задача психолога на предприятии, согласно Уоттсу, — создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества. Расширение работ в области НОТ не осталось незамеченным и в Германии. Критический анализ особенностей его становления предприняла И. Витте (Витте И. Америка. Германия (Тейлор, Джилбрет, Форд). — М., 1925; Друри Н., Витте И. История и критика НОТ в Америке. — Л., 1924). Не отрицая ценности методов, положенных в основу НОТ, она предостерегает от механического их заимствования и «попытки превратить Европу в Америку». Признавая широкий масштаб мероприятий (особенно на крупных предприятиях) по социальному обеспечению рабочих, сохранению их здоровья и предупреждению несчастных случаев, Витте вместе с тем замечает, что вовсе не человеколюбием объясняется эта заботливость, а рационализмом: больной, увечный или обеспокоенный семейными проблемами рабочий не в состоянии быть работоспособным. Американские предприниматели, продолжает Витте, хорошо поняли, что они получат гораздо больше свободы в своих решениях и действиях, если рабочие будут не только послушными, но и здоровыми. Не приемля такую позицию в целом, Витте видит перспективы преобразования труда на основе этики, духовных ценностей, самостоятельности рабочих. Нашим лозунгом, говорит она, должна быть не автоматизация как самоцель, а одухотворение работы и самого рабочего. Схожей точки зрения придерживался видный немецкий ученый Э. Крепелин, известный своими исследованиями факторов оптимальной организации труда, а также феномена утомления и его влияния на работоспособность. В целом он рассматривал труд не как прискорбную участь угнетенных, а как привилегию здорового человека. В Советской России тема профессионального здоровья была достойно представлена в научной и практической деятельности В. М. Бехтерева, который очень много внимания уделял изучению трудовых процессов. По его инициативе и под его руководством в 1918 г. в Петрограде создается Институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека. Под председательством В. М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В докладах самого Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы гармонизации и оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих. При Институте мозга было организовано издание небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных книжек по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. 1-я работа в этой серии была подготовлена профессором В. П. Кашка-дамовым (Труд и здоровье. — Л., 1926). Автор проводил мысль о том, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка жизни», который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и развлечений и др. В 1920 г. советский теоретик и практик научной организации труда А. К. Гас-тев создает в Москве Центральный институт труда (ЦИТ). Под его руководством сотрудниками института были разработаны теория трудовых движений в произ водственных процессах, вопросы оптимальной организации рабочего места, методика рационального производственного обучения. Гастев говорил о работнике прежде всего как о субъекте самосовершенствования, оставляя за ним право на личную инициативу в организации технологических процессов. Особое внимание он уделял обеспечению физического и психического здоровья работников. Для решения этой главной задачи предусматривалось: создание необходимых условий труда; предотвращение утомления; тренировка физических возможностей работника; развитие у него наблюдательности, двигательных возможностей, воли, умения управлять собственным временем и др. Он утверждал, что основная цель НОТ в нашей стране — максимальная активизация работников в сочетании со сбережением сил и здоровья, экономным расходованием их энергии. 20-е гг. XX в. были отмечены оживленной дискуссией о путях становления управленческой науки в нашей стране. В развернувшейся полемике едва ли не все ее участники так или иначе, но затрагивали проблему профессионального здоровья. В качестве примера остановимся на некоторых положениях, высказанных крупным организатором НОТ Н. А. Витке (Организация управления и индустриальное развитие. — М., 1925). Придавая большое значение трудовой мотивации, он призывал наряду с элементарной охраной здоровья работников заботиться о том, чтобы обстановка труда стимулировала рабочий процесс, а не угнетала его. Работа должна привлекать исполнителей, а не отталкивать от нее. Испытывая чувство удовлетворения от собственного труда, работник обретает в нем уверенность и самоутверждение. Этому способствуют понимание общественного смысла выполняемой деятельности, хорошее владение средствами труда, получение вполне исполнимых и вместе с тем не слишком легких заданий. Работник, по мнению Витке, — это «биосоциальное существо», и поэтому в обеспечение необходимых условий гигиены его труда должны привлекаться соответствующие знания из физиологии, психологии и социологии. Нельзя, продолжает автор, ограничиваться только опросом трудящихся об их самочувствии — необходимо регулярно производить объективное и тщательное исследование их работоспособности. В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность. Продуктивной основой для анализа комплекса вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности [7, 9]. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Таким образом, данная концепция ориентирует практическую психологию на формирование целостного (т. е. не усеченного по составу исследуемых проблем) и достаточно сбалансированного (по степени их изученности) знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути. Пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в понятие профессионального здоровья. Определенные соображения на этот счет уже высказываются. Так, В. А. Пономаренко [8] рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Центральный пункт в данной трактовке — вопрос о функциональных состояниях и, соответственно, оценке функциональных резервов. Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия. По мнению А. Г. Маклако-ва [4], профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность. Теперь остановимся, следуя логике концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, на обсуждении ряда вопросов профессионального здоровья и долголетия. Сразу оговоримся, что их современное освещение в литературе представлено явно неполно и неравномерно, что не позволяет пока дать исчерпывающие ответы на многие из этих вопросов.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |