Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 10 страница




Для дополнительной интерпретации полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей теста A VEM польских и немецких студентов. В результате этого были установлены статистически значимые различия по от­дельным шкалам опросника (табл. 20.3)

Таблииа 20.3

Средние значения и стандартные отклонения шкал AVEM популяции польских и немецких студентов

 

Шкала М   SD  
    Польша Германия Польша Германия
    iV- 155   N= 155 ЛГ*342
В А - - Субъективное значение деятельности** 5,12 4,53 1,62 1,59
BE- Профессиональные притязания** 6,36 5,50 1,60 1,61
VB- - Готовность к энергетическим затратам** 5,39 3,78 1,68 1,80
PS- Стремление к совершенству** 4,88 4,27 1,67 1,80
DF- ■ Способность к поддерживанию        
  дистанции по отношению к работе** 5,48 5,94 1,67 1,80
RT- Тенденция к отказу в ситуации неудачи** 5,60 4,92 1,95 1,91
OP- - Активная стратегия решения проблем 4,20 4,44 2,11 1,87
IR~ Внутреннее спокойствие и равновесие** 4,65 5,28 1,97 2,02


Примечание: * — р < 0,5; ** — р < 0,1

Существенные различия между стратегиями поведения польских и немецких студентов наблюдаются в сфере профессиональной активности: первых характе­ризует повышенная склонность к энергетическим затратам по сравнению с груп­пой немецких студентов. Одновременно обращает на себя внимание низкая спо­собность польских студентов к поддерживанию необходимой дистанции по отно­шению к деятельности, т. е. высокая вовлеченность в проблемы учебной среды при недостаточных умениях организации своей работы и свободного времени. Это позволяет обяснить высокое участие неблагоприятных для психического здоро­вья типов поведения А и В.

Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринима­ется им как неблагоприятная для реализации своих целей.

Низкий уровень социальной поддержки в сочетании с общей неудовлетворен­ностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских пси­хологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.

 

Ранняя профилактика психического здоровья студентов

Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника A VEM указывают на высокую вероятность развития симптомов про­фессионального выгорания. Ранняя диагностика индивидуальных резервов инди­вида может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления труд­ных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования студен­ческой среды.

Исходным пунктом планирования профилактики стресса в студенческой среде может быть концепция когерентности Антоновского. Восприятие ближайшего ок­ружения как доброжелательного, имеющего высокое личностное значение, ожида­ние положительного подкрепления, антиципация положительных эффектов своей деятельности расширяют социально-психологическую компетентность индивида и снижают опасность появления симптомов выгорания. Целью психологической про­филактики стресса в студенческой среде является формирование умений актив­ного преодоления стресса, формулирования близких и далеких целей деятельно­


сти, повышение самоконтроля и регуляции собственной активности, способнос­ти к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к профессиональной среде.

Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студента­ми для выявления трудностей и проблемных ситуаций:

1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситу­ации с другими людьми, конфликты, трудные предметы?

2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препят­ствует мне в их реализации?

3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуаци­ях обучения?

4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом?

5. Что я переживаю в таких ситуациях?

6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций?

7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения?

8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них?

9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуа­ций?

10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?

 

Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов

В исследованиях стратегий преодоления стрессовых ситуаций, т. е. копинг-стра-тегий, выделяется несколько основных форм. К ним относятся:

♦ конфронтативный копинг;

♦ дистанцирование по отношению к проблемной ситуации;

♦ самоконтроль;

♦ поиск социальной поддержки;

♦ принятие на себя ответственности за решение проблемы;

♦ избегание решения трудных проблемных ситуаций;

♦ планирование собственных действий;

♦ переоценка значения проблемной ситуации.

Среди перечисленных стратегий поиск социальной поддержки занимает осо­бое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Это полностью соответствует ког­нитивному подходу к проблемам стресса, представленному Лазарусом, Фольк-маном и др.


Социальную поддержку (support) в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.

Социальная поддержка состоит из трех основных элементов:

1. Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.

2. Помощь в решении проблем:

непосредственная: выполнение работы за кого-либо; 4- опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны.

3. Социальная поддержка со стороны конкретных лиц, гарантирующая чув-
ство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возмож-
ность отвлечься от переживания трудной ситуации [8].

Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопере­живания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т. е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Пер­вая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятель­ности: библиотека, стипендии, кураторы и т. д. В большинстве западных универ­ситетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией сту­денческой жизни.

В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план вы­ступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда от­носится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также препода­вателей.

Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедитель­но показывают, что социальная поддержка — одно из условий редукции стрессо­вых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических си­туациях ола становится важным защитным психологическим фактором, способ­ствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддерж­ка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны ок­ружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгора­ния [5]. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятель­ность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратифика­ции», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации.


Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных пере­живаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от не­гативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкреп­ления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности соб­ственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Особое значение это приобретает в педагогиче­ских профессиях, отмеченных необходимостью поддерживания постоянных и тес­ных интерперсональных контактов. Качество партнерских взаимоотношений оп­ределяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов про­фессионального выгорания.

Исследования, проведенные среди польских учителей различных типов школ, показали, что в группе педагогов, проявляющих признаки профессионального выгорания, отмечается низкий уровень показателя социальной поддержки [7]. Сегодня педагоги — та профессиональная группа, в которой отчетливо прослежи­вается риск профессионального выгорания, а один из способов его профилактики заключается в создании благоприятного психологического климата.

Недостаточная социальная поддержка ведет к развитию чувства отчужденно­сти от результатов деятельности, к неудовлетворенности собой. Согласно поло­жениям теории отчуждения [10], последствиями низкой социальной поддержки становятся разочарование и фрустрация. В случае, если в течение длительного времени человек не в состоянии преодолеть чувство отчужденности, развивают­ся такие симптомы выгорания, как чувство собственной неполноценности, резкое снижение самооценки, чувство вины, агрессия, направленная на себя и окружаю­щих. Классический «образ» синдрома профессионального выгорания, описанный Маслач, складывается из чувства низких личных достижений, собственного бес­силия и деперсонализации межличностных отношений. «Выгоревший» человек не только не ожидает поддержки со стороны окружения, но и сам сознательно от нее отказывается, воспринимая ближайшую среду как безразличную или даже враждебную по отношению к еГо проблемам.

Внешняя оценка и поддержка как фактор эффективной деятельности — важ­ная предпосылка психического здоровья индивида. На это указывает Шварцер [8], ссылаясь на теорию Бандуры и подчеркивая значение прогноза внешней оценки для личностного развития. Ожидание успеха и положительного подкрепления со стороны окружающих ведет к повышению мотивации достижений, формирова­нию эффективных стратегий преодоления стресса, т. е. способствует сохранению психического здоровья индивида.

Маттиас Буриш [3] связывает развитие синдрома выгорания с факторами сре­ды. К ним относятся: социальное окружение индивида, коллеги по работе, кото­рые способны предоставить необходимую эмоциональную защиту, а также по­мощь в поиске эффективных стратегий решений проблем. Смыслом социальной поддержки является прежде всего эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях. В категориях чувства когерентности эмпатию можно предста­вить как своего рода настроенность на одну и ту же волну, глубокое взаимопони­мание, действие в унисон друг с другом.


Противоположностью эмоциональной защиты со стороны профессиональной среды и окружения становится острая конкуренция, недоброжелательность и за­висть, порождающие многочисленные интерперсональные конфликты в среде. Качество партнерских взаимоотношений Буриш называет важным стабилизиру­ющим фактором психического здоровья.

Проблематика социальной поддержки в течение многих лет находится в цент­ре внимания исследований психической нагрузки, стратегий преодоления стрес­са. Многочисленные исследования показывают взаимозависимость между степе­нью психической нагрузки, подверженностью психосоматическим заболеваниям и мерой социальной поддержки (рис. 20.3).

Рис. 20.3. Соотношение между социальной поддержкой, степенью психической нагрузки и психосоматических нарушений (House & Wells, 1978).

Как следует из представленной зависимости, эффект редукции стресса в слу­чае высокой социальной поддержки становится очевидным. «Амортизирующее» действие поддержки показывает, что эмоциональное сопереживание и подкреп­ление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья. При этом значительно снижается «цена», какую платит человек на пути разрешения проблемных ситуаций, из которых в значительной степени склады­вается путь профессиональной самореализации личности.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы можно отнести к наиболее важным для сохранения психи­ческого здоровья студентов?

2. Что является содержанием и смыслом концепции когерентности Антонов­ского?

3. В чем проявляются ранние симптомы стресса и выгорания в студенческой среде?

4. Какие меры можно отнести к профилактике синдрома выгорания в учебной среде?


Литература

1. Ронгинская Т. И. Профилактика стресса в студенческой среде // «Анань-евские чтения-2001». - СПб., 2001.

2. Antonovsky, A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress and stay well. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1987.

3. Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. - 1977. - V 84. - P. 191-215.

4. Burisch, M. Das Burnout-Syndrom — Theorie der inneren Erschinpfung. — Berlin: Heidelberg: Springer, 1989.

5. House J. S., Wells,]. A. Occupation stress social support and health. — NIOSH-Publ., 1978. — P. 78-140.

6. Maslach, C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon //Job, Stress and Burnout / W S. Paine (Ed.). — Beverly Hills: Sage, 1982.

7. Schaarschmidt, U. & Fischer, A. W. AVEM — ein diagnostisches Instrument zur Differenzierung von Typen gesundheitsrelevanten Verhaltens und Erlebens gegenbber der Arbeit // Zeitschrift fbr Differentielle und Diagnostische Psy­chologic - 1997. - V 18, Heft 3. - S. 151-163.

8. Schaarschmidt, U., Arold, H., Ronginska, T. Untersuchungen zur psychischen gesundheit bei Lehrern — ein Populationsversuch, [w:] Science-Research-Edu­cation. Proceedings of the Polish-German Symposium. — Zielona Gyra, 2000.

9. Schwarzer, R. Gesundheitspsychologie: Einfbhrung in das Thema // Gesund-heitspsychologie — Ein Lehrbuch (3-20) / Schwarzer (Hrsg.). — Guttingen: Hogrefe, 1990.

 

10. Siegrist,J. Soziale Kriesen und Gesundheit. — Guttingen: Hogrefe, 1966.

11. Stokols, D. (). Toward a psychological theory of alienation // Psychological review. - 1975. - V. 82. - P. 26-44,


Глава 21

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

 

 

Проблема профессионального здоровья: исторический аспект

Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспе­чения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны прежде всего с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Правда, в творческом наследии самого Тейлора эта тема не получила какого-либо специального развития. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обо­собленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали.

Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вож­дей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим й психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной орга­низации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называ­ет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабоче­му надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомле­нием, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводил­ся в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, зна­чение психологического фактора для решения одной из «великих», по его выра­жению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.

Есть основания полагать, что на гуманистическое мировоззрение Джилбрета существенное влияние оказала его супруга Лилиан Джилбрет, которая стала пер­


вой женщиной в Америке, получившей квалификацию доктора психологии. В на­учной организации труда ее особенно интересовали психологические аспекты (Джилбрет Л. Психология управления предприятием. — Петроград, 1924). По ее мнению, научное управление предусматривает и моральное развитие работников, которое достигается культивированием чувства ответственности за себя и других, чувства профессиональной гордости, способности к самоконтролю, чувство спра­ведливости. Центр тяжести успешного управления лежит в человеке, а сама работа является «великим воспитателем». Хорошая организация труда, считает Л. Джил­брет, должна рассматривать тело и душу не только в отдельности, но и в их взаим­ной связи; должна не только ориентироваться на профессиональное, умственное и нравственное развитие работников, но и формировать у них стремление к здо­ровому образу жизни.

Вопросы профессионального здоровья в той или иной постановке начинают активно обсуждаться и в Англии в начале XX в. Профессор Кембриджского уни­верситета Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии счита­ет соблюдение правил охраны труда (Мессио Б. Рациональная организация тру­да и психология. — Л., 1924). Он видит в переутомлении работников, влекущем за собой ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания, одну из главных причин несчастных случаев на производстве. Если дать возмож­ность человеку делать то дело, к которому он от природы наиболее приспособлен, то он будет работать легко, с удовольствием и практически не уставая. Энергоза­траты работника при выполнении производственных заданий должны быть совме­стимы с хорошим состоянием его здоровья.

Директор психологической лаборатории в Кембридже Ч. Мейерс резко осуж­дает «промышленное варварство», «утонченную жестокость», «бессовестную жад­ность», «бессмысленнейшую эксплуатацию рабочих», которые, по его мнению, царят на многих предприятиях Америки и Англии (Мейерс Ч. Психика и труд. — М., 1923). Он считает, что психологический фактор — основной важный фактор, который определяет будущее промышленности. Его главный тезис: надо уважать в рабочем достоинство, человеческую личность. Рабочий должен стремиться — и в этом ему надо способствовать — к более полной, интересной и интеллектуаль­ной жизни. А важнейшее условие подъема производительности труда, по мнению Мейерса, заключается в формировании уверенности работников в безопасности производства и создании для этого необходимых предпосылок.

Один из основателей промышленной психологии Ф. Уотте делает особый ак­цент на организации досуга работников. Он пишет:

...Улучшив и увеличив возможность рабочего пользоваться здоровыми развлечениями, мы сможем сделать его досуги более полезными и духовно, и физически, и его увеличива­ющаяся вследствие этого жизненная энергия отразится и на его работе (Уотте Ф, Методы повышения производительности труда. — М., 1925. — С. 127).

Соответственно задача психолога на предприятии, согласно Уоттсу, — создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.


Расширение работ в области НОТ не осталось незамеченным и в Германии. Критический анализ особенностей его становления предприняла И. Витте (Вит­те И. Америка. Германия (Тейлор, Джилбрет, Форд). — М., 1925; Друри Н., Вит­те И. История и критика НОТ в Америке. — Л., 1924). Не отрицая ценности ме­тодов, положенных в основу НОТ, она предостерегает от механического их за­имствования и «попытки превратить Европу в Америку». Признавая широкий масштаб мероприятий (особенно на крупных предприятиях) по социальному обеспечению рабочих, сохранению их здоровья и предупреждению несчастных случаев, Витте вместе с тем замечает, что вовсе не человеколюбием объясняется эта заботливость, а рационализмом: больной, увечный или обеспокоенный семей­ными проблемами рабочий не в состоянии быть работоспособным. Американские предприниматели, продолжает Витте, хорошо поняли, что они получат гораздо больше свободы в своих решениях и действиях, если рабочие будут не только по­слушными, но и здоровыми. Не приемля такую позицию в целом, Витте видит пер­спективы преобразования труда на основе этики, духовных ценностей, самостоя­тельности рабочих. Нашим лозунгом, говорит она, должна быть не автоматизация как самоцель, а одухотворение работы и самого рабочего. Схожей точки зрения придерживался видный немецкий ученый Э. Крепелин, известный своими иссле­дованиями факторов оптимальной организации труда, а также феномена утомле­ния и его влияния на работоспособность. В целом он рассматривал труд не как прискорбную участь угнетенных, а как привилегию здорового человека.

В Советской России тема профессионального здоровья была достойно пред­ставлена в научной и практической деятельности В. М. Бехтерева, который очень много внимания уделял изучению трудовых процессов. По его инициативе и под его руководством в 1918 г. в Петрограде создается Институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и раз­витию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека. Под председательством В. М. Бехтере­ва в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конферен­ция по научной организации труда и производства. В докладах самого Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы гармонизации и оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих. При Институте мозга было организовано издание небольших по объему и рассчитанных на широкий круг читателей научно-популярных книжек по различным вопросам общей гигиены и ги­гиены труда. 1-я работа в этой серии была подготовлена профессором В. П. Кашка-дамовым (Труд и здоровье. — Л., 1926). Автор проводил мысль о том, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка жизни», который предусматривает организацию правильного питания, соответ­ствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха и развлечений и др.

В 1920 г. советский теоретик и практик научной организации труда А. К. Гас-тев создает в Москве Центральный институт труда (ЦИТ). Под его руководством сотрудниками института были разработаны теория трудовых движений в произ­


водственных процессах, вопросы оптимальной организации рабочего места, ме­тодика рационального производственного обучения. Гастев говорил о работни­ке прежде всего как о субъекте самосовершенствования, оставляя за ним право на личную инициативу в организации технологических процессов. Особое внимание он уделял обеспечению физического и психического здоровья работников. Для решения этой главной задачи предусматривалось: создание необходимых условий труда; предотвращение утомления; тренировка физических возможностей работ­ника; развитие у него наблюдательности, двигательных возможностей, воли, уме­ния управлять собственным временем и др. Он утверждал, что основная цель НОТ в нашей стране — максимальная активизация работников в сочетании со сбереже­нием сил и здоровья, экономным расходованием их энергии.

20-е гг. XX в. были отмечены оживленной дискуссией о путях становления управленческой науки в нашей стране. В развернувшейся полемике едва ли не все ее участники так или иначе, но затрагивали проблему профессионального здоро­вья. В качестве примера остановимся на некоторых положениях, высказанных крупным организатором НОТ Н. А. Витке (Организация управления и индустри­альное развитие. — М., 1925). Придавая большое значение трудовой мотивации, он призывал наряду с элементарной охраной здоровья работников заботиться о том, чтобы обстановка труда стимулировала рабочий процесс, а не угнетала его. Работа должна привлекать исполнителей, а не отталкивать от нее. Испытывая чувство удовлетворения от собственного труда, работник обретает в нем уверен­ность и самоутверждение. Этому способствуют понимание общественного смыс­ла выполняемой деятельности, хорошее владение средствами труда, получение вполне исполнимых и вместе с тем не слишком легких заданий. Работник, по мне­нию Витке, — это «биосоциальное существо», и поэтому в обеспечение необходи­мых условий гигиены его труда должны привлекаться соответствующие знания из физиологии, психологии и социологии. Нельзя, продолжает автор, ограничи­ваться только опросом трудящихся об их самочувствии — необходимо регулярно производить объективное и тщательное исследование их работоспособности.

В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на челове­ка как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вы­звано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузка­ми, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность.

Продуктивной основой для анализа комплекса вопросов, относящихся к про­блеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности [7, 9]. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопро­вождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специ­алиста и его последующего профессионального функционирования. Таким обра­зом, данная концепция ориентирует практическую психологию на формирование


целостного (т. е. не усеченного по составу исследуемых проблем) и достаточно сбалансированного (по степени их изученности) знания о психологическом обес­печении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути.

Пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкла­дывать в понятие профессионального здоровья. Определенные соображения на этот счет уже высказываются. Так, В. А. Пономаренко [8] рассматривает профес­сиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенса­торные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Централь­ный пункт в данной трактовке — вопрос о функциональных состояниях и, соответ­ственно, оценке функциональных резервов. Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия. По мнению А. Г. Маклако-ва [4], профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональ­ной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Теперь остановимся, следуя логике концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, на обсуждении ряда вопросов профессиональ­ного здоровья и долголетия. Сразу оговоримся, что их современное освещение в литературе представлено явно неполно и неравномерно, что не позволяет пока дать исчерпывающие ответы на многие из этих вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.