КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 16 страница
Не меньшее значение для успешной деятельности в особых или экстремальных условиях имеет степень психологической готовности человека к работе в подобных условиях. Процесс подготовки человека к выполнению определенной деятельности в необычных условиях предполагает знание того, как и к чему готовить. Сама по себе эта задача подготовки к деятельности в особых или экстремальных условиях выполнима, но требует организации и проведения целого комплекса научнообоснованных медицинских, психологических и социально-психологических мероприятий. Деятельность в экстремальных условиях не проходит бесследно даже для профессионалов. В значительной степени это обусловлено характером смены деятельности, что требует адаптационной перестройки функционирования структур организма и механизмов регуляции мотивированного поведения. Для сохранения их работоспособности и профессионального здоровья целесообразно осуществлять мероприятия медико-психологического сопровождения, а после завершения деятельности — медико-психологической реабилитации. Если подобные мероприятия не проводить, то существенно повышается риск возникновения различных психогенных расстройств и психосоматических нарушений. В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что большинство психогенных расстройств обусловлено сменой деятельности, а точнее, особенностями адаптации к новым условиям.
Особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях При выполнении специалистом служебных обязанностей в экстремальных условиях весьма высока вероятность возникновения разнообразных психогенных расстройств. Чаще всего с подобными явлениями сталкиваются врачи-психиатры подразделений МЧС, Вооруженных Сил, МВД и других так называемых «силовых структур». Военные врачи одними из первых начали исследовать данную проблему, поскольку на поле боя им приходилось сталкиваться с разнообразными проявлениями последствий психотравмирующего воздействия происходящих событий. Пожалуй, самые первые научные описания психотравмирующего воздействия боевого стресса как фактора экстремальных условий деятельности относятся ко второй половине XIX в. Они основаны на наблюдении за участниками Гражданской войны в Северной Америке. Так, Да Коста (Da Costa) наблюдал 300 солдат действующей армии, которые жаловались на одышку, учащенное сердцебиение, жгучие боли в груди, слабость, головную боль и головокружение. Выявленный специфический симптомокомплекс был назван им «солдатское сердце» (Kaplan Н. I. Sadoc В. J., 1988). Весьма похожую картину наблюдал несколько позднее у участников той же войны В. А. Хэммонд (W. A. Hammond, 1883). Исследования психогенных нарушений у солдат продолжились во время Первой мировой войны. Так, американскими психиатрами был описан симптомокомплекс, получивший название shellshok («снарядный», или «артиллерийский», шок). К проявлением данного симптомокомплекса различные специалисты того времени относили: паралич, потерю ориентировки, истерическую слепоту, ипохондрические, фобические или тревожные симптомокомплексы, оцепенения вплоть до ката-тоноподобного ступора, повышенную раздражительность, чувствительность к внезапному шуму, тремор, бессонницу, ночные кошмары военного содержания и др.
Россия также столкнулась с психогенными проявлениями у солдат в начале XIX в. Так, например, согласно отчету Главного военно-санитарного управления российской армии, во время войны с Японией неврозы диагностировались у 4 сол дат и 75 офицеров из каждой тысячи военнослужащих. Во время Первой мировой войны неврозы диагностировались: в 41,5% случаев на воронежском эвакопункте, в 36,2% — на Северном фронте. В петроградских лазаретах у 70% офицеров и 19% солдат также отмечались неврозоподобные состояния (Тимофеев Н. Н., 1957). Во время Второй мировой войны для армий многих воюющих государств психогенные нарушения стали подлинным бедствием. Так, в США «психиатрические потери» по сравнению с Первой мировой были на 300% больше и составили около 1 млн человек, из них 64% случаев — неврозы (Appel L. W.,1966; Glass A. J., 1969). Это при том, что существовал весьма жесткий отбор для службы в армии и на флоте. За период с 1 января 1942 по 30 июня 1945 г. были признаны негодными по различным психиатрическим статьям 175 тыс. человек, подлежащих призыву (Bulletin of the U.S. Army Medical Department, 1945). В какой-то момент число уволенных по психиатрическим статьям превысило число всех вновь призванных на военную службу (Tiffany W. Y., Allerton W. S., 1967). Среднее число уволенных по психиатрическим диагнозам в период с 1943 по 1944 г. составило от 9 до 20 тыс. человек в месяц (Rennie Т.А., 1944) К сожалению, современная история человечества сопровождается войнами и военными конфликтами. Конец XX и начало XXI в. не стали исключением. Хотя крупномасштабные военные кампании не велись, но военных конфликтов было предостаточно: в Корее и Вьетнаме, Афганистане и Чечне, на Ближнем Востоке и в Европе, в странах Африки и Латинской Америки. Все эти события привели к еще большему пониманию актуальности массовых психогенных нарушений. При этом следует отметить, что актуальность данной проблемы растет пропорционально числу лиц, чья профессиональная деятельность протекает в экстремальных условиях. Сегодня профессии «экстремального характера» стали как никогда массовыми. К ним относятся не только военнослужащие, но и сотрудники МВД и других силовых структур, спасатели, шахтеры, летчики... Причем большинство психогенных нарушений, наблюдаемых у профессионалов, чья работа связана с деятельностью в экстремальных условиях, во многом аналогичны психогенным нарушениям военнослужащих, которые возникают у них в период боевых действий.
Комплекс симптомов, характерных для психогенных нарушений, наблюдаемых у военнослужащих в период ведения боевых действий, российскими военными психиатрами чаще всего обозначается как «боевая психическая травма», или «боевой стресс». С точки зрения психофизиологии сущность боевого стресса заключается в перераспределении ресурсов человеческого организма для выживания в экстремальных условиях. Этот процесс сопровождается напряжением различных адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые обладают чрезмерной интенсивностью и продолжительностью, что, в свою очередь, помимо непосредственных психотравмирующих факторов боевой обстановки может оказывать вторичный повреждающий эффект и становиться причиной расстройств психической деятельности. Следует отметить, что до настоящего времени нет общепринятого определения боевой психической травмы. Одни исследователи соотносят это понятие с реактивными состояниями и острыми стрессовыми реакциями, развивающимися в условиях жизнеопасной ситуации. Другие авторы под боевой психической травмой понимают всю совокупность симптомов, обусловленных стрессом, т. е. вкладывают в это понятие более широкий круг расстройств, в том числе доболезнен-ные проявления (Сидоров П. И., Литвинцев С. В., Лукманов М. Ф., 1999 г.). Причем если задать вопрос, что собой представляют так называемые доболезненные проявления, то закономерно можно прийти к выводу о том, что речь идет о нарушениях психологического типа, когда болезни еще нет, но отдельные ее признаки уже проявляются. Впервые диагноз боевого стресса был использован русскими психиатрами в период русско-японской войны. Ими же была предпринята попытка раскрыть механизмы патогенеза боевой психической травмы. Так, Н. А. Вырубов (1915) рассматривал боевую психическую травму как «контузионный психоз» и «психоневроз». По его мнению, в основе психогенных нарушений у военнослужащих лежат «органические» нарушения «молекулярного» характера. Одновременно с этой точкой зрения была высказана и другая. Так, С Н. Давиденко (1915) настаивал на функциональной, эмоциогенной природе «боевых психозов». Позднее стало ясно, что вторая точка зрения в большей степени соответствует истине. Наиболее ярко эмоциогенная природа боевой психической травмы проявилась в годы Второй мировой войны.
Однако к такому пониманию механизмов психогенных нарушений у людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных ситуациях, врачи-специалисты пришли не сразу. Долгое время отечественные психиатры рассматривали расстройства, связанные с боевым стрессом, преимущественно с физиологической позиции и многие его симптомы объясняли травматическим повреждением головного мозга. Такая позиция прежде всего определялась доминирующим длительное время учением И. П. Павлова, который все психические процессы объяснял торможением и возбуждением. Поэтому стресс рассматривался в качестве фактора, запускающего возникновение психических расстройств исключительно на материальной почве. В ходе Второй мировой войны стало ясно, что с увеличением продолжительности пребывания в боевой обстановке повышается специфическая устойчивость организма к воздействию боевых стрессов, закрепляются новые поведенческие навыки и стереотипы, имеющие ведущее биологическое значение для сохранения жизни. В клинических проявлениях боевой психической травмы нарастает частота агрессивных и асоциальных форм поведения. Причем враждебность весьма часто проявляется не только в словах, но и в поведении. По мнению военных врачей-психиатров, агрессивное поведение, как правило, отражает формирование «нажатых» способов реагирования, вторичных по отношению к состоянию хронической тревоги (Сидоров П. И,, Литвинцев С В., Лукманов М. Ф., 1999.). По нашему мнению, основанному на практическом опыте оказания психологической помощи специалистам различного профиля, выполнявших служебные обязанности в экстремальных условиях, проявление невербальной агрессивности вряд ли стоит рассматривать как «закрепленную» форму поведения, обуслов ленную биологической целесообразностью. Анализ лонгитюдного наблюдения за военнослужащими, находящимися в условиях реальной витальной угрозы, свидетельствует о том, что рост агрессивности предшествует или психическому срыву, или совершению аварии, или гибели военнослужащего вследствие ошибочных действий или ошибочных решений. Поэтому рассматривать возникновение агрессивности в условиях боевой обстановки в качестве «биологически значимой» формы поведения нецелесообразно. Скорее всего, повышение уровня агрессивности следует рассматривать как недостаточное развитие личности или как индикатор осложнения психической регуляции,, предшествующей психогенным расстройствам. К другому типу феноменологических проявлений психопатологии боевой травмы принято относить «бегство от реальности», что проявляется в виде невротических, соматоформных и диссоциативных расстройств, аддиктивного и суицидального поведения. Как правило, расстройства, относящиеся к первой группе, наиболее часто развиваются в первые месяцы пребывания в экстремальной обстановке, в то время как разнообразные формы агрессивного поведения нарастают по мере увеличения продолжительности пребывания в данных условиях. Еще в большей степени выражены психические нарушения у лиц, получивших ранения, травмы или увечья в процессе выполнения служебных обязанностей в экстремальной обстановке. Так, обследования раненых военнослужащих показывают, что практически у всех наблюдаются более или менее выраженные изменения психического состояния. Причем эти состояния чаще всего бывают двух типов: гиперстенические и астено-депрессивные с выраженными реакциями страха и беспокойства. (Очень часто аналогичные состояния можно наблюдать у лиц, ставших свидетелями особо разрушительных стихийных бедствий или техногенных катастроф.) Следует также отметить, что характер психогенных нарушений в значительной степени определяется условиями, в которых специалистам приходилось выполнять свои профессиональные обязанности. Например, если сопоставить состояние военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе и в Афганистане, то можно обнаружить, что в первом случае преобладали депрессивные состояния (особенно в первой половине 1995 г.), а во втором — астенические как следствие хронического эмоционального стресса и социальной изоляции. Не менее сложная проблема сохранения здоровья людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных условиях, — алкоголизм и наркомания. По мнению ряда авторов, данные явления следует рассматривать в качестве вторичных симптомов по отношению к невротическим и аффективным расстройствам, т. е. как следствие психогенных нарушений (Khantzian Е. J., 1985; Ronde-pierre С, Ades J., 1985). Уже в период русско-японской войны (1904-1905) было отмечено, что по мере того как русские войска все больше увязали в затяжной, непопулярной среди населения войне, возрастало количество больных с алкогольной патологией. Чаще всего высокий уровень алкогольной патологии в то время объяснялся «потребностью подбодрить нервную систему» (Озерецковский А. И., 1906). Во время войн в Корее и Вьетнаме анонимные опросы американских солдат показывали, что до 50-80% из них принимали марихуану и до 30% — героин. По мнению врачей-психиатров, употребление психоактивных веществ позволяло военнослужащим временно справляться с психологическими проблемами. Вместе с тем употребление наркотических веществ увеличивало, в свою очередь, количество психических заболеваний. Так, во втором периоде войны американскую армию фактически захлестнула волна наркомании. Около 60% санитарных потерь составляли случаи психических нарушений, большинство из которых усугублялось хроническим употреблением наркотиков (Price Н. Н., 1984). По данным отечественных психиатров, в годы Афганской войны около трети психических нарушений были вызваны употреблением наркотических веществ или алкоголя. Так, психические нарушения у рядового состава (примерно 31%) были связаны с употреблением наркотиков (в основном гашиш и опий). Среди психических нарушений у офицеров 35,2% заболеваний были обусловлены употреблением алкоголя (П. И. Сидоров, С. В. Литвинцев, М. Ф. Лукманов, 1999). В 1995 г. в период Чеченской войны употребление спиртных напитков стало одним из самых распространенных явлений. Причем уровень употребления алкоголя возрастал в период ведения боевых действий (до 98%) и снижался во время отдыха и перерывов между боями (до 12%). Большинство военнослужащих, регулярно употреблявших спиртные напитки, объясняли употребление алкоголя стремлением снять внутреннее напряжение, «на время забыться» и т. д. Таким образом, выполнение профессиональных (служебных) обязанностей в условиях реальной витальной угрозы сопровождается не только непосредственным воздействием психогенных факторов, но и высокой вероятностью возникновения психогенных нарушений, обусловленных вторичными причинами. К их числу следует отнести алкоголизм и наркоманию. Вместе с тем вопрос о влиянии личностных характеристик профессионалов на вероятность возникновения психогенных нарушений, а также их влияния на характер течения реабилитационного процесса — отдельная проблема. Имеющиеся в настоящее время данные экспериментальных исследований позволяют утверждать, что подобная связь существует. Так, в табл. 23.3. представлены результаты обобщенного исследования С. В. Литвинцева (1994) и Е. В. Снедкова (1992), изучавших характер реабилитационного процесса у военнослужащих, находящихся на излечении в медицинских учреждениях по поводу реакций боевого стресса (РБС). Как известно, акцентуации характера, в отличие от акцентуаций личности, принято рассматривать в качестве определенного критерия психической нормы. С этой точки зрения представленные в табл. 23.3 данные свидетельствуют о том, что наиболее благоприятный исход течения реакций боевого стресса в большей степени присущ людям, у которых отсутствуют признаки акцентуаций характера. Следовательно, особенности психики человека могут выступать в качестве прогностических критериев развития психогенных нарушений в экстремальных условиях деятельности, что особенно актуально при решении задач профессионального психологического отбора специалистов для деятельности в подобных условиях и оказания им специализированной психологической помощи в процессе сопровождения деятельности и реабилитации. 1. Какие критерии классификации экстремальных ситуаций вы знаете? 2. Назовите принципиальные различия в понятиях «экстремальная ситуация» и «экстремальные условия деятельности». 3. Дайте общую характеристику чрезвычайных ситуаций. 4. Что такое техногенные катастрофы и экологические катастрофы? 5. Что характерно для социальных катастроф? 6. Дайте общую характеристику поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях. 7. Что вы знаете о психогенных расстройствах, возникающих при экстремальных ситуациях? 8. Каковы психические механизмы психогенных нарушений в экстремальных условиях? 9. Охарактеризуйте особенности деятельности в экстремальных условиях. экстремальных условиях.
Литература 1. Александровский Ю. А. Психоневрологические расстройства при аварии на Чернобыльской АЭС // Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС - Киев: Здоров'я, 1988. - С. 171-177. 2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. 3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Зевс; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 4. Александровский Ю. А., Лобастое О. С, СпивакЛ. И., Щукин Б. Я. Психогении в экстремальных условиях. — М: Медицина, 1991. 5. Воловин В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. — М.: Мысль, 1983. 6. Ковалевский Ю. Я. Стихийные бедствия и катастрофы. — Рига, 1986. 7. Леонова А. Б.у Медведев В. Я, Функциональные состояния человека в трудовой деятельности, — М.: МГУ, 1981. 8. Решетников М. М., Баранов А. 10., Мухин А. П., Чермянин С. В. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. — 1990. — Т. И, № 1. — С. 95-101. 9. Селье Г. Стресс без дисстресса. — Рига: Виеда, 1992. Глава 24 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Феномен «выгорания» и его причины Интерес к синдрому «выгорания» вызван тем, что значительно увеличилось число работающих, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в итоге сказывается на продуктивности работы. В зарубежной литературе этот синдром известен как burnout, который был введен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974 г. Понятие «выгорание» обычно используют для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации. Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» ряд авторов обозначает как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов1. Если экстремальный стресс можно сравнить с тайфуном, то стрессовый процесс выгорания сравним с медленным, почти незаметным течением. Тем не менее выгорание имеет сильные негативные последствия; это одна из самых критических областей стресса для современного индустриального общества, поскольку отдельным людям, семьям и продуктивности бизнеса наносится значительный урон2.
Выгорание проявляется, с одной стороны, в душевном неблагополучии (дискомфорте), неудовлетворенности качеством личной жизни, а также в физическом недомогании. С другой стороны, оно отрицательно сказывается на продуктивности трудовой деятельности работников. Поэтому выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе. Впервые на проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями и их жизненными проблемами. Обязанность работников этих служб — оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений (Гришина Н. В., 1997). В начале 70-х гг. XX в. специфическая симптоматика выгорания первоначально была обнаружена исследователями у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» (Маслач К., 1986) синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения. Специфика данных профессий заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Кроме этого, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них необходимой обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия, и др.). Одна из причин выгорания, как отмечают исследователи, — отсутствие обратной связи от большинства реципиентов или ее негативный характер. Эта общая особенность помогающих и «коммуникативных» профессий позволяет причислить их к категории «профессий высшего типа» по классификации Шафрановой Л. С. (Шафранова, 1924). К настоящему времени синдром «выгорания» включает более 100 симптомов. Несмотря на многочисленные публикации по этой проблеме, большинство из них до 1980-х гг. носило описательный характер. Как отметили Б. Перлман и Е. Харт-маи в 1982 г., только единицы исследователей поднялись выше описательного уровня и представили статистический анализ данных. Маслач К. и Джексон С. (1981) к наиболее характерным проявлениям синдрома «выгорания» относят чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил, дегуманизацию (деперсонализацию) как тенденцию к циничности и негативизму по отношению к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся), негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личных достижений или обязанностей). В результате проведенного контент-анализа описанных в литературе симптомов выгорания Перлман и Хартман предложили следующее определение выгорания: Выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений. Среди наиболее характерных последствий «выгорания» авторы называют: деформацию Я-концепции (повышение негативизма по отношению к «Я»), гневливость, циничность, подозрительность, депрессию, сверхдоверчивость, ригидность и различные формы дезадаптации, которые непосредственно относятся к психо-со-циальному здоровью личности. После того как феномен выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах его «риска» — потенциальных «виновниках» развития выгорания. По данным ряда авторов (Форманюк Т. В., 1994), можно выделить три группы переменных, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек—человек»: личностные, статусно-ролевые и корпоративные (профессионально-организационные). К личностным факторам риска выгорания относятся: ♦ склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптирован-ность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.); ♦ реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования); ♦ низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т. п.); ♦ жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки (Rodgers, Dobson, 1988)1.
В ряде исследований обнаружено, что выгоранию в большей степени подвержены «трудоголики» — те/кто полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, с установкой на карьеру, тешит тщеславие в ущерб другим личным интересам и потребностям, чья жизнь заполнена только работой до самозабвения. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу Л: агрессивно, эмоционально-несдержанно, неконструктивно использует конфликтные ситуации, стремится всегда быть первым (лидером), нетерпим к любым препятствиям на пути достижения поставленных целей. Можно выделить личностные факторы риска выгорания менеджеров коммерческих фирм; подозрительность, нонконформизм, низкий уровень эмпатии, высокая тревожность, интровертированность, неконструктивные модели поведения в проблемных (конфликтных) ситуациях, низкая коммуникативная компетентность (Махер Е. 1983; Водопьянова Н. Е.2000). Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают: ♦ ролевой конфликт; ♦ ролевую неопределенность; ♦ неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (сауоакту-ализацией); ♦ низкий социальный статус; ♦ ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; ♦ отверженность в значимой (референтной) группе; ♦ негативные полоролевые (тендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности. Вестерхоузе (Westerhouse, 1979) изучал влияние стажа пребывания в данной должности и ролевого конфликта у 140 молодых учителей, имеющих хорошее образование и работающих в частных школах. Он обнаружил, что значимым фактором в предсказании выгорания является не столько наличие ролевых конфликтов, сколько частота ситуаций, связанных с ними. В исследовании не выявлено значимой связи между стажем работы учителей и выгоранием. Корпоративные (профессионально-организационные) факторы риска выгорания. В зарубежной психологии к корпоративным факторам риска выгорания относят те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса. Величина организационного стресса связана с организационной культурой и ее привлекательностью для работников, с трудностью и ответственностью выполнения профессиональных обязанностей в конкретной организационной структуре. В качестве основной причины выгорания исследователи называют продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения. Перлман и Хартман (В. Perlman, Е. A. Hartman,1982) установили значимую связь психического выгорания с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации, с одной стороны, а с другой — со статусно-ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров, а также с результатами их деятельности. По мнению К Маслач, организационные причины, характер и состояние работы несут в себе больше потенциального риска выгорания, чем личностные характеристики работников.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |