Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болезнь перевернутого режима




ГЛАЗА

УШИ

НОС

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

 

Выбор лекарственных форм невелик, ограничивается мазями и жидкими препаратами – чаще всего каплями, чуть реже и применительно только к носу – спреями.

Самое главное и вполне очевидное правило – чистота рук главного манипулятора. Если имеется возможность выбора, желательно чтобы процедуру осуществлял член семьи, наименее склонный к дрожанию конечностей.

Лекарства, вводимые в нос и глаза, не должны быть холодными – нагреть их хотя бы до комнатной температуры следует обязательно. Это очень актуально, ибо любимым и весьма удобным местом хранения капель для подавляющего большинства населения является домашний холодильник. Что же касается капель в ухо, то здесь ситуация посерьезнее: вводимая в наружный слуховой проход холодная жидкость часто вызывает головокружение, поэтому любой препарат перед использованием следует нагреть – оптимально до температуры тела. Для этой цели проще всего найти родственника с теплыми руками и попросить его подержать флакончик несколько минут.

Практически все современные препараты, выпускаемые в виде капель уважающими себя и пациента фирмами, имеют специальную крышечку, совмещенную с пипеткой. Здесь проблем не предвидится. Если же имеется только пузырек с жидкостью, к нему понадобится пипетка. Приобретенные пипетки желательно простерилизовать кипячением, но есть некоторые нюансы… Пипетка состоит из стеклянной трубочки и резинового баллончика. Не всякая резина благополучно выдерживает контакт с высокой температурой, поэтому резинки достаточно хорошо промыть проточной водой, а вот трубочки можно спокойно кипятить.

Набирая в пипетку лекарство, следует не увлекаться его количеством и держать трубочку вертикально, дабы лекарство не попадало в резиновую часть.

Прекрасным и очень удобным заменителем пипеток (безопасным, стерильным, недорогим) являются одноразовые шприцы малого объема – рассчитанные на 1–2 мл раствора – или так называемые инсулиновые. Более того, если капли помещены в стерильный флакончик, то мы получаем возможность не нарушать его герметичность: спиртом протираем резиновую пробочку, прокалываем иглой и набираем в шприц. Иглу вынимаем из флакончика и отсоединяем от шприца. В итоге имеем емкость со стерильным раствором. Емкость, которая не разливается и не разбивается, которую удобно греть и удобно применять.

 

 

Для того чтобы лекарственное средство оказало действие, нос предварительно неплохо очистить (в том, разумеется, случае, если имеется скопление слизи в носовых ходах). Дети сознательного возраста осуществляют это посредством сморкания, с маленькими и неразумными посложнее. Здесь надо либо отсасывать слизь специальными резиновыми грушками, либо вводить в нос нейтральные капли (различные варианты солевых растворов, чаще всего – физиологический). Эти растворы размягчают слизь, способствуют ее самостоятельному вытеканию и облегчают отсасывание.

Для удачного закапывания желательно присутствие помощника, который обеспечит ребенку полулежачее положение, подержит руки. Дети постарше могут сидеть с запрокинутой головой или лежать (без подушки). В процессе капанья надо постараться, чтоб кончик пипетки не прикасался к коже – это не закон, а пожелание. Сразу же после того, как нужное (назначенное врачом или определенное инструкцией) количество капель введено в ноздрю, следует повернуть голову ребенка в сторону именно этой половины носа. Описанная манипуляция способствует равномерному распределению лекарства по слизистой оболочке носовых ходов.

Лечебные мази вводятся в нос с помощью ватных турундочек. Если речь идет об использовании противовирусных мазей (например оксалиновой) с профилактической целью, то эффект лекарства не зависит от глубины введения препарата: не увлекайтесь, 0,5–1 см более чем достаточно. Из тюбика мазь выдавливается непосредственно на турундочку, последняя вводится в нос и совершается круговое движение. Желательно не экономить и использовать отдельные турундочки для каждой ноздри. При лечении вскочившего в носу прыща (фурункул носа) иногда используют мази с антибактериальными и противовоспалительными средствами. В этом случае с помощью ватной палочки мазь не просто намазывается на внутреннюю поверхность носовых ходов, а наносится непосредственно на видимую "болячку".

 

 

Еще раз напомним о необходимости предварительного нагревания. Для начала желательно вспомнить о правилах гигиенической чистки ушей (о них мы уже писали) и осуществить эту процедуру. Оптимально уложить ребенка на бок или на спину (голову при этом соответственно повернуть). Далее следует по возможности выпрямить канал наружного слухового прохода. Обычно у детей первого года жизни это удается путем оттягивания ушной раковины слегка вниз, а у детей постарше – кзади и кверху. Вводится нужное количество капель, после чего очень неплохо уговорить дитя полежать спокойно 10–15 минут, а затем перейти ко второму уху. Уговоры не всегда оказываются результативными, но 10–15 секунд следует выждать обязательно, а далее ввести в слуховой проход ватный "фитилек", дабы жидкость не вытекла. Поскольку гигроскопичная вата возьмет на себя не меньше половины лекарства, следует как минимум в два раза увеличивать нужное количество капель – в том, разумеется, случае, если без ваты заведомо не обойтись.

При лечении среднего отита нередко возникает разрыв барабанной перепонки и используются специальные капли, оказывающие действие непосредственно в полости уха. Для лучшего проникновения лекарства в полость уха сразу же после введения капель следует несколько раз придавить пальцем козелок.

В уши нередко вводят ватные турунды, пропитанные лекарством. Никаких особых премудростей в этой процедуре нет, ну разве что стараться делать турундочку подлиннее – дабы изрядный кусочек ваты торчал все‑таки из уха и не возникало проблем с его извлечением.

Что же касается мазей, то используются они для лечения воспалительных заболеваний наружного слухового прохода, как правило, инфекционных (грибковых, бактериальных). Алгоритм действий аналогичен тому, что описан нами в отношении носа.

 

 

Между задней (внутренней) поверхностью века и передней поверхностью глазного яблока находится пространство, которое называют "конъюнктивальный мешок". Любое лекарство (в виде жидкости или мази – несущественно) после попадания в конъюнктивальный мешок довольно быстро и равномерно распределяется по всей наружной поверхности глаза. Этому способствуют два момента: моргание и постоянное выделение слез.

Самый простой способ ввести препарат в конъюнктивальный мешок – слегка оттянуть нижнее веко и капнуть необходимое количество лечебного раствора. Осуществлять эту процедуру лучше всего в горизонтальном положении, и понятно, что с маленькими детьми без помощника не обойтись.

Мазь вводится аналогичным образом. Все современные глазные мази выпускаются в тюбиках с длинным кончиком, поэтому никакого дополнительного инструмента для закладывания мази не требуется. Раньше для этой цели использовались специальные стеклянные палочки (один конец палочки имел утолщение в виде лопаточки).

Нередко воспаляется только один глаз, но некий препарат назначается в оба. При лечении инфекционных (вирусных или бактериальных) конъюнктивитов нельзя, чтоб кончик пипетки или тюбика с мазью касался глаза. Если вы не уверены в своих способностях, то начинать лучше с того глаза, что поздоровей, но одну и ту же пипетку или один и тот же тюбик для больного и здорового глаза использовать нельзя. Чисто вымытый палец мамы (с обрезанным ногтем, разумеется) удобно использовать для закладывания мази, ну а две пипетки – это не так уж и дорого (только не перепутайте их!).

 

Формула любви: плюс или минус?

(теплопродукция минус теплоотдача плюс множество неизвестных)

 

В далекие советские времена телевидение, за очень редкими исключениями, вовсе не баловало нас душераздирающими ужастиками. Но одно из таких исключений я прекрасно помню. Знаменитый сериал "Семнадцать мгновений весны". Злой садист гестаповец на глазах у мужественной радистки открывает дверь на балкон и начинает раздевать ребеночка. Весенний берлинский воздух ледяным потоком обдувает нежное детское тельце, и это жуткое зрелище приводит к тому, что закаленная в борьбе с фашизмом отважная разведчица теряет сознание.

Описанная сцена глубоко символична в рамках отечественных представлений о любви к детям. Холод – злейший враг, а тепло – лучший друг детского здоровья, это известно всем, эти простые и бесспорные истины с раннего детства внушили нам наши родители и бабушки. У каждого взрослого, выросшего в нормальной семье, в атмосфере заботы и родительской любви, сохранились в памяти воспоминания о внутрисемейных дискуссиях касательно количества необходимых штанов и носочков, недопустимости босоногого хождения и страшных опасностях, подстерегающих юную человеческую голову, не покрытую головным убором.

Это то, что мы помним. Но был ведь в нашей жизни и другой период, в личных воспоминаниях отсутствующий. Когда нас, крошечное мяукающее создание принесли из роддома в теплую комнату. И в этой комнате мы провели, наверное, самый спокойный год своей жизни. Согретые теплом горячих социалистических батарей и теплом родительских сердец, никому и ничем не обязанные, окруженные едой и вниманием.

В общем, ясно: помним мы или не помним, но всегда, когда нам было хорошо, нам уж точно не было холодно. И мы не допустим, чтобы наши собственные дети страдали. Уж лучше мы сами останемся без обеда и залезем в долги, но на одежде для ребенка, на самом лучшем обогревателе, на теплом ковре в детскую комнату мы экономить не будем – это наверняка. И наши дети скажут нам спасибо!

Минуточку… А часто ли у нас самих возникает горячее желание сказать спасибо нашим родителям? Мы, выросшие в тепле, а сейчас месяцами кашляющие и шмыгающие носами, шарахающиеся от приоткрытого трамвайного окна, цепляющие в лучшем случае бронхит из‑за слегка подмокшей обуви, но по‑прежнему слепо убежденные в том, что так и надо любить уже наших собственных детей!

Мы приносим дитя из роддома и учим его жизни. Мы как инструкторы. Есть у инструкторов‑альпинистов замечательная поговорка: "Жареных в горах не находили, а отмороженных – сколько угодно…" Этот шедевр горного фольклора, казалось бы, не слишком известен широким родительским массам, но посещение среднестатистической детской комнаты заставляет думать о противоположном.

Инструктор, между прочим, – это человек, обладающий немалым личным опытом и знаниями. Мы воспитываем наших детей, опираясь на советы бабушек, ограничивая собственный опыт одной‑двумя попытками, а знания… Похоже, что даже школьный курс анатомии и физиологии человека позабыт нами окончательно. Попробуем вспомнить хоть что‑нибудь.

Самое главное. В организме человека постоянно протекают два процесса – теплопродукция и теплоотдача. Обмен веществ сопровождается сложными биохимическими реакциями с выработкой тепла (это и есть теплопродукция), от указанного тепла организм избавляется самыми разнообразными способами – например с потом, с дыханием (это и есть теплоотдача). У здорового человека теплопродукция и теплоотдача находятся в состоянии равновесия, т. е. сколько тепла вырабатывается, столько и теряется. Отсюда, кстати, вытекают два очевидных следствия: нам холодно, если потери тепла превышают его выработку, а когда нам жарко – это уже и догадаться не сложно.

Обмен веществ у грудного ребенка существенно отличается от обмена веществ у его родителей. С учетом активного роста интенсивность обменных процессов у детей очень высока, следовательно, в единицу времени на единицу массы тела ребенок вырабатывает заметно больше тепла по сравнению с взрослым человеком.

Т. е. если вам, взрослым дядям или тетям, тепло, то младенцу с очень большой долей вероятности жарко. Поэтому никогда не стоит делать выводы о температуре, комфортной для малыша, на основании только собственных ощущений.

Организующие уход за ребенком родственники имеют совершенно реальные возможности воздействовать и на теплоотдачу, и на теплопродукцию.

Теплоотдача зависит от температуры, влажности и скорости движения воздуха, от качества и количества одежды. Понятно, что всеми указанными факторами взрослые вполне могут управлять.

Влиять на теплопродукцию заметно сложнее, но следует знать: количество вырабатываемого организмом тепла существенно возрастает при физических нагрузках – активных играх, массаже, гимнастике.

Самое важное, что, впрочем, очевидно – температура воздуха. Воздух, вдыхаемый человеком (грудной ребенок – не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. Т. е. дитя вдыхает воздух с температурой 20 °C, а выдыхает, соответственно, 36,6 °C. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23 °C, то очевидно, что потери тепла заметно снижаются.

При высокой температуре вдыхаемого воздуха только через легкие осуществить необходимую теплоотдачу не получается, и ребенок активизирует второй путь потерь – через кожу. Образуется пот, а в процессе его испарения организм имеет дополнительную возможность избавиться от лишнего тепла. Вот тут и следует учитывать очень важную физиологическую особенность грудного ребенка: потовые железы у младенцев первого года жизни недоразвиты, поэтому даже незначительный перегрев приводит к возникновению серьезных кожных проблем (опрелости, потница, различные виды дерматитов). Этому способствует и сухость воздуха – ведь вдыхаемый воздух не только нагревается, но и увлажняется. Чем суше в помещении, тем больше жидкости теряет ребенок, а это создает дополнительную нагрузку на потовые железы и на слизистые оболочки дыхательных путей.

Чем активнее движение воздуха (ветер, сквозняк), тем больше тепла теряет организм. Это вовсе не говорит о том, что ветер и сквозняк для младенца опасны – просто при наличии этих факторов необходимы конкретные усилия, дабы с помощью соответствующей одежды предотвратить интенсивную потерю тепла.

Есть в физиологии человека такой термин – "температурный комфорт", т. е. такие параметры окружающей среды, при которых нагрузка на систему терморегуляции минимальна. И многие родители искренне хотели бы получить четкие указания – дескать, мы любой комфорт создадим, только скажите: сколько должно быть градусов и процентов, сколько шапочек надеть на головку, во сколько пеленок завернуть и т. п.

Вот тут‑то главная сложность и состоит. Ибо на температурный комфорт влияют не только факторы внешние, т. е. подвластные влиянию, но и индивидуальные особенности самого дитя: возраст, масса тела вообще и выраженность подкожно‑жирового слоя в частности, интенсивность роста в данный момент времени, состояние здоровья, наследственность. Понятно ведь, что недоношенный ребенок очень чувствителен к переохлаждению, дитя с лишним весом – к перегреву, чернокожий малыш легче перенесет жару в сравнении с бледнолицым и т. д.

Наиболее принципиальные моменты состоят, тем не менее, в следующем:

► отрицательное влияние прохладного воздуха достаточно легко нейтрализовать с помощью одежды, а вот с высокой температурой организм вынужден справляться сам, напрягая физиологические механизмы терморегуляции;

► грудной ребенок обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем стабильнее эти условия, тем меньше способность приспосабливаться и жить, не болея. Если всегда тепло и всегда не дует, то первый же сквозняк и холодок – реальная угроза здоровью.

Для здоровых детей первого года жизни температура в помещении не должна превышать 22 °C. Понятно, что летом она может быть и часто бывает значительно выше, но сознательно нагревать воздух в комнате выше этой цифры – не надо. Оптимальная температура, особенно во время сна, – 18–20 °C, при влажности воздуха 50–70 %.

 

Детский вопрос: пить или не пить?

 

Начнем с банальностей: без воды организм человека способен существовать несколько суток. Это организм человека взрослого. Что же касается детей, то для них дефицит жидкости еще опасней: обмен веществ интенсивнее, двигательная активность выше, соответственно, и потери жидкости весьма существенны. Способствуют росту вышеупомянутых потерь и присущие именно нашей ментальности принципы одевания детей – где мама и папа в футболочках, там дитя в кофточке – понятно, что потливость усиливает потребность в живительной влаге.

Казалось бы, ну что тут спорить: поить ребенка надо, в жаркое время года особенно, ибо как перегрев, так и его непременный спутник – дефицит жидкости – исключительно опасны. А избыток жидкости позволяет ребенку справиться с перегревом посредством отдачи тепла при образовании и испарении пота.

Тем не менее в многочисленных руководствах по взращиванию младенцев первого года жизни часто приводится информация касательно того, что ребенок не нуждается в дополнительном питье – мол, маминого молока или современной смеси вполне достаточно для благополучного и здорового существования. Эти рекомендации часто распространяются на детей вообще, вот и терзаются бедные родители вопросом: поить или не поить? С точки зрения здравого смысла – поить, разумеется, но ведь пишут…

В этой связи хотелось бы все‑таки кое‑что сомневающимся родителям разъяснить – дабы понятно стало, откуда, как говорится, "растут ноги" у ценных указаний касательно того, что пить вредно.

В 1989 г. ВОЗ / ЮНИСЕФ приняли широко известную декларацию под названием "10 принципов успешного грудного вскармливания". В этой декларации есть принцип номер 6, который звучит так: "Не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями".

Возражать против этого вполне логичного правила невозможно. Понятно, что сосание ребенком материнской груди – самый лучший способ усилить и стабилизировать выработку молока. А если вместо мамы водичку давать, так высоковероятно, что о грудном молоке вскорости придется забыть. Т. е. имеется совершенно конкретный этап в жизни дитя, когда поить его не надо, – период новорожденности в сочетании с дефицитом молока у матери. Хочет пить – пусть сосет и стимулирует выработку молока. ВСЕ! Других противопоказаний к тому, чтобы дитя поить, не существует.

Парадокс состоит в том, что ВОЗ в своей декларации говорит именно о новорожденных, а многочисленные рекомендации, прикрываясь авторитетом этой уважаемой организации, распространяют совет "не поить" на детей вообще! Напомню, что с точки зрения все той же ВОЗ, новорожденный – это ребенок от рождения до 28 дней… Выводы очевидны – поите на здоровье!

В любом случае, здорового ребенка не надо заставлять пить воду или другие жидкости. Задача родителей – предлагать, а уж пить или не пить – дитя решит само. Особенно важно предлагать тем, кто сам попросить не в состоянии.

Актуальность питья тем выше, чем теплее, чем суше, чем больше потери жидкости (например потливость при физических нагрузках, избытке одежды).

Где бы вы ни находились – на прогулке, на пляже, в стенах родной квартиры, – под рукой всегда должен быть сосуд с жидкостью, предназначенной для питья.

Не забывайте о том, что кипяченая вода не имеет ничего общего с естественным вариантом питья – ни одно живое существо не пьет кипяченую воду. Если уж просто вода, то детям до года – минеральная, нейтрального вкуса, негазированная, а тем, кто постарше, особенно в жару и при избыточной потливости – можно и чуть солоноватую, а если просит – то и газированную.

Вариантов безопасного и полезного питья именно для детей множество. Понятно, что, используя любой напиток, следует учитывать и индивидуальные пристрастия конкретного ребенка, и материальные возможности родителей, и склонность определенной части младенцев к аллергическим реакциям. Возможные варианты – компоты из свежих или замороженных фруктов и ягод; очень удобны и полезны, с учетом большого количества калия, сухофрукты вообще, изюм и курага – в частности. Множество фирм, ориентирующихся на детское питание, выпускают многочисленные чаи на основе целебных трав, ягод и т. д. И если вы можете себе такое позволить – пейте на здоровье.

Никогда не забывайте о признаках перегрева и дефицита жидкости. Главные из них – редкое мочеиспускание, сухость кожи, языка и слизистых оболочек. Эти симптомы, особенно летом, очень опасны. Поэтому повторяю: пейте, точнее поите на здоровье!

 

 

Младенец, кричащий по ночам… Бессонные ночи как символ героического материнства… Отправляющийся на работу помятый и снулый папа… Как избежать всего этого? Что делать, если избежать не удалось?

 

И НОЧЬ КАК ДЕНЬ…

 

Ситуация, о которой мы будем вести разговор, удивительно стандартна и встречается очень часто. Ребенок первого года жизни в течение дня – предмет гордости и обожания родственников: тихий, мирный, веселый, хорошо спит и не капризничает. Но все эти достоинства мгновенно исчезают в тот момент, когда взрослые члены семьи принимают решение о том, что после трудов праведных хорошо бы и поспать. Сонный настрой мамы и папы явно противоречит намерениям дитя, которое открывает рот и начинает демонстрировать неуемную активность сразу же после водворения в кроватку.

В результате ночь превращается в непонятно что… Пение, качание, кормление, гуляние, питье водички, сидение на горшке – все, что угодно, только не сон. Эпизодически детские глазки все‑таки закрываются, но сон не глубокий и не продолжительный, постоянно находятся поводы к пробуждению, в общем, скучать по ночам родителям не приходится…

Еще раз подчеркнем: мы вовсе не рассматриваем ситуацию, при которой дитя пищит и требует внимания (присутствия взрослых, ношения на руках и т. п.) постоянно – и днем, и ночью. Здесь уже явно приходится искать либо болезни, либо серьезные педагогические проблемы.

Наш случай – это совершенно конкретный диагноз, который устанавливают обычно бабушки, и звучит он так: "Ребенок перепутал день с ночью". И действительно: если бы днем не светило солнце и папе не надо было бы идти на работу, то все выглядело бы вполне пристойно – и спим, и не кричим, и вообще ангелочек.

 

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СОН?

 

Описанное положение вещей не очень отражается на состоянии здоровья дитя, но совершенно не устраивает маму и папу. Поскольку ребенок все‑таки весьма заинтересован в том, чтобы иметь веселых, бодрых и здоровых родителей, проблему надо решать.

Практическая реализация комплекса мероприятий, направленного на нормализацию образа жизни, требует определенных теоретических знаний.

С необходимой теории мы и начнем.

Не спать ребенок не может. Продолжительность и глубина сна зависят от многих факторов, но только на один из них – возраст ребенка – мы не можем оказать никакого практического влияния. Все остальные связанные со сном параметры поддаются и контролю, и реальным воздействиям. Тут уже все в нашей власти.

Личный опыт каждого взрослого человека свидетельствует: желание спать в конкретный момент времени зависит от трех основных параметров:

► интенсивности энергетических затрат – чем они больше, тем больше хочется спать;

► продолжительности и глубины предшествующего эпизода сна и времени, которое прошло от этого самого эпизода, – здесь все понятно без комментариев;

► соотношения сна и приема пищи – после сытного обеда и сон сладок.

Упомянутые параметры применительно к ребенку первого года жизни еще более значимы.

Можно вспомнить и о том, что на сон оказывает влияние состояние здоровья, ибо боль, повышение температуры тела, кашель, зуд, тошнота и другие "прелести" – сон явно не улучшают. Но проблема перевернутой жизни не имеет связи с конкретными болезнями, поскольку трудно представить себе определенную детскую хворь, возникающую строго в тот момент, когда родители соберутся спать.

А вот что влияет действительно – так это воздух в спальне. Понятно ведь, что если воздух свежий (т. е. прохладный и влажный), то спать легко, а если кроме дитя в комнате присутствуют мама, папа, кот Мурзик, три ковра и два обогревателя, то могут и проблемы возникнуть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.