Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские тексты для изучения. Тема 2. Проблема смысла жизни в философии




ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПО ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Тема 2. Проблема смысла жизни в философии

1.Феномены человеческого бытия: жизнь и смерть, счастье, любовь, страдание, страх и др.

2.Человек – индивидуальность – личность.

3.Смысл и ценность жизни человека.

4.Духовно-нравственные ценности и ориентиры современного человека. Свобода и ответственность.

Основные понятия: человек, личность, свобода, добро, зло, совесть, достоинство, нравственность, мораль, ценность, гедонизм, эвдемонизм, гуманизм, долг, эмпатия, этика, аксиология.

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone -наслаждение) ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство) УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза, выгода)
Линия жизненной ориентации и этическое учение, основывающиеся на ценности наслаждения. Гедонисты видят смысл существования в получении индивидом максимума радости от жизни в ощущениях, восприятиях, других телесных и душевных состояниях. Принцип понимания жизни и этическое учение, согласно которым счастье отдельного человека есть основание нравственности. Наиболее значимым в нем представляется радостное и удовлетворенное состояние души, а в достижении «благого духа» усматривается смысл жизни.   Жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которыми высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека. Мораль утилитаризма предписывает выбирать линию поведения, ведущую к достижению наибольшего блага с наименьшими потерями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Наиболее последовательно гедонизм проводился (в теории и практике) у античных киренаиков. Аристипп считал, что высшее благо состоит в чувственных удовольствиях, ради них можно пожертвовать всеми культурными ценностями. Соответствующие идеи развивали Демокрит, Аристотель, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Фейербах, Спенсер, Чернышевскийи др. В современной философии эвдемонизм разрабатывается направлением фелицитологии (учении о счастье). Как этическое учение утилитаризм разрабатывался Гоббсом, Локком, Бентамом, Миллем. Наиболее полно это учение получило развитие в философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс).

Человек как объект историко-философского анализа // Философская антропология: сборник философских текстов для студентов все специальностей. Ч.1-2. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012.

И.А. Ильин «О сопротивлении злу силой» (глава по выбору).

Ф.М. Достоевский «Легенда о Великом Инквизиторе».

Литература для подготовки к семинарскому занятию

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспект: учеб. пособ. – Ростов - на/Д., 1994. – 282 с.

2. Губин В. Д. Философия: учебник. – М., 2005. (Раздел I. Онтология, Глава 2. Человеческое бытие).

3. Гумницкий Г.Н., Зеленцова М.Г. Понятие человечности в общей теории морали // Философия и общество. – 2008. – № 3. – С. 20-31.

4. Данильян, О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: ЭКСМО, 2007. (Раздел 13. Личность и общество).

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2002. Гл.2.1.

6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник. – СПб., 2010. (Глава 6. Философская антропология).

7. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб., 2011. (Главы 12, 13).

8. Миронов В.В.Философия: учебник для вузов. – М., 2009. (Раздел VI. Человек как особая форма бытия).

9. Музашвили Д.З. Проблема одиночества в социальной философии // Философия и общество. – 2010. - №. 3. – С. 101-109.

10. Островский Э.В. Философия: учебник. – М., 2011. (Глава 16. Философская концепция человека: его сущность и смысл существования).

11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987. – 239 с.

12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

13. Что такое человек? Основы человековедения: учебно-научное пособие / Под ред. В.Л. Обухова: в 2-х кн. - СПб., 1996.

14. Шаповалов В.Ф. Социальный смысл любви // Философия и общество. – 2011. – № 2. – С. 37-57.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятий «мораль», «нравственность», «добродетель».

2.Как соотносятся понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3.Какие факторы влияют на формирование личности?

4.Раскройте основные духовные и нравственные ценности современного общества

5.Как решается проблема смысла жизни в истории философской мысли?

6.Как соотносятся свобода и необходимость в жизнедеятельности личности?

РАЗДЕЛ 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.