Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что мешает устанавливать контакты на эмоциональной основе




 

 

Правило 6. Отслеживайте смысловое содержание воспроизводимых эмоций

 

Данное правило обращает наше внимание на то, что эмоции, которыми наделен человек от природы, подвергаются социализации. В процессе воспитания личности они обретают принятую в данной культуре форму, наделяются определенной символикой, смыслом. Однако каждый из нас усвоил уроки эмоционального воспитания более или менее успешно, что и обнаруживается в процессе общения.

 

Вот о чем конкретно следует позаботиться профессионалу, работающему с людьми:

проявляйте свои эмоции в рамках общепринятой символики.

 

Человек очень индивидуально демонстрирует радость, восторг, печаль, грусть, недовольство, тревожность или восхищение и другие эмоции. Тем не менее мы понимаем состояние друг друга. Это становится возможным потому, что в практике межличностного общения обозначились границы смысла, в которых происходит адекватная расшифровка тех или иных эмоций. Стоит кому‑либо, выражая эмоцию, выйти за рамки общепринятых значений, как его перестанут правильно понимать.

Приведем аналогичный пример с восприятием устной речи. Каждый произносит звуки со своими специфическими оттенками и физическими характеристиками, тем не менее мы прекрасно понимаем друг друга.

Это становится возможным потому, что говорящий бессознательно придерживается заданной в культуре вариативности произношения звуков, а психика воспринимающего различает диапазоны допустимых вариаций. Когда же на русском языке говорит иностранец, мы замечаем, что у него акцент. Он воспроизводит звуки как бы за рамками вариаций, допустимых для нашего восприятия.

Нечто подобное происходит при обмене эмоциями: некоторые люди демонстрируют их так, словно они иностранцы, с акцентом, то есть выходят за рамки общепринятой символики. Например, человек хочет казаться деловым и держится нарочито официально, подчеркнуто сухо, не позволяет себе улыбнуться. Свидетельствуют ли такие эмоции о деловых качествах личности? Нет, они говорят о другом – о высокомерии, неумении вести себя естественно.

Еще пример: девушка держится в компании изолированно, не реагирует на шутки, не отвечает на обращения. Когда ее спросили, почему она так себя ведет, ответила: я скромная. Увы, ее эмоции говорили не о скромности, но, возможно, о закомплексованности или о невоспитанности.

Мать утверждает, что любит своего ребенка, желает ему только хорошего и при этом постоянно кричит на него, одергивает, приказывает. Она не понимает, что подобную гамму эмоций ребенок не в состоянии воспринять как проявление любви. Весьма определенные для здоровой личности границы имеют эмоции, свидетельствующие о соучастии и сопереживании, о доброжелательности и внимании к партнеру, об ответственности за его благополучие, о милосердии.

 

► Общаясь с партнерами, желательно проявлять эмоции без «акцента», в «чистом виде», то есть в строгом соответствии с принятыми в культуре границами смысла.

 

«Чистая эмоция» легко распознается партнерами, она однозначна, конкретна, коммуникабельна. Между прочим, именно наличием «чистых эмоций» во многом объясняется популярность телесериалов, так называемых «мыльных опер». В них герои четко делятся на добрых и злых, показывают открытые чувства разного диапазона – грусть, сентиментальность, любовь к детям и родителям, презрение и страх. Зритель определенного типа получает возможность переживать «чистые эмоции», за что и благодарен актерам и постановщикам таких фильмов.

 

не допускайте подмен в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

 

Совет прежде всего обращен к аффективным, импульсивным, экзальтированным, невротизированным, психопатизированным и несколько инфантильным людям, то есть к тем, кто легко и быстро отвечает сильными эмоциональными разрядками на значимые воздействия. Обычно их реакции пересыщены энергией и смыслом и «выходят» за рамки общепринятых значений.

Например, в состоянии возбуждения иной человек вместо несогласия демонстрирует агрессию, вместо неприятия партнера – ненависть к нему, вместо интонации удивления – воспроизводит эмоцию презрения, вместо любопытства к личности или соучастия – нападает на партнера или придирается к нему, вместо любви – следует грубость.

Вам, наверное, сразу вспомнилось неадекватное эмоциональное поведение мальчугана, который свое увлечение одноклассницей проявляет в том, что норовит причинить ей боль – дергает за косичку, щиплет и т. п. В соответствии с такой моделью ведет себя и взрослый человек.

Иная девушка несколько резка по отношению к молодому человеку, который ей понравился в компании, в то же время она любезничает с другим, совершенно ей безразличным, чтобы вызвать ревность у объекта своего внимания.

Подмена эмоциональных состояний, по нашим наблюдениям, отмечается в поведении людей, испытывающих постоянное психотравмирующее воздействие. Среди них встречаются неудачники, фрустрированные особы, мужчины и женщины с завышенными притязаниями, люди с надломленной судьбой, потерявшие работу. Короче говоря, все это персонажи с несколько дестабилизированной психикой. И, как правило, у них есть коммуникативные проблемы – часто случаются конфликты с коллегами и членами семьи, на них жалуются те, кого они обслуживают – клиенты, пациенты, покупатели, пассажиры и т. д.

 

осознавайте личностный компонент в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

 

Эмоции проявляет личность. Значит в экспрессии обычно выражается наша жизненная философия, ведущие ценности, характер, отношение к людям вообще и конкретным их типам в частности. Получается, что одна и та же эмоция, например, радость или печаль, тревога или негодование, выражается у разных партнеров по‑разному за счет личностного компонента.

Обратите внимание на то, как конкретные люди смеются. В эмоции одного обычно слышится оттенок «хи‑хи‑хи» – так смеется человек несколько подозрительный и самоуверенный. У другого отчетливо звучит «ха‑ха‑ха» – свидетельство широкой, открытой натуры. У третьего преобладает «хо‑хо‑хо» – чаще всего так смеется человек, относящийся с иронией к себе и другим. Четвертый выдает «хе‑хе‑хе» – так смеется интриган, который себе на уме. Беззвучно смеются загадочные и неопределенные для партнеров натуры, от которых можно ожидать все что угодно.

 

Подумайте, какое личностное содержание обычно передается партнерам о ваших эмоциях:

• доброжелательность или зловредность;

• доверчивость или подозрительность;

• радушие или ехидство;

• простота или высокомерие;

• порядочность или сволочизм;

• миролюбие или агрессия;

• спокойствие или нервозность;

• оптимизм или пессимизм;

• великодушие или скопидомство.

 

Итак, что вы можете сказать о личностном компоненте своих эмоций:

• Как вы смеетесь: хи‑хи, ха‑ха, хо‑хо, хе‑хе или как‑то иначе?

• Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

• Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого‑либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

• Как вы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?

• Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или жесткой форме?

• Как вы реагируете на критику: агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, а может быть, с искренней признательностью?

• Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег: с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

• Как вы реагируете на недомогающего близкого человека: с раздражением, стараясь скорее отделаться от него, или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

 

Правило 7. Экономно расходуйте эмоционально‑энергетические ресурсы

 

Данное правило подчеркивает роль интеллекта в эмоциональном поведении человека. Напомним, что именно интеллект ведает «включением» эмоциональных программ, дарованных нам природой. По его команде программа вступает в действие, усиливает или ослабляет ответную реакцию. Одним событиям и фактам мы придаем очень большое значение. Тут же повышается расход энергии – появляются переживания, волнения, тревога, радость, восторг и т. д. К другим обстоятельствам мы безразличны, расход эмоциональной энергии минимален. Все зависит от интеллектуальной оценки внешних и внутренних воздействий.

 

► Ансамбль интеллекта и эмоций – залог экономичного расходования психической энергии.

 

Можно выделить несколько категорий людей, которые, в силу особенностей интеллектуального отражения мира, экономно расходуют свои эмоционально‑энергетические ресурсы. В конечном счете они достигают относительного равновесия с окружающей действительностью.

В некотором смысле такие люди умеют быть счастливыми. Прежде всего это те, кто силой разума способен нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов, а, главное, – не придавать особого значения мелочам жизни. Среди них оптимисты, экзистенциалисты и гедонисты. Каковы же они по сути?

 

Оптимисты – это люди, менталитет которых настроен на извлечение позитивного смысла из большинства реалий бытия – событий и фактов, мнений и обстоятельств. В итоге в них рождается мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в лучшее, в успех. Оптимист оценивает и переживает преимущественно светлые стороны жизни, при этом игнорирует мрачные. Но не потому что не замечает плохое, а потому что не считает нужным реагировать эмоциями на это. Неудовлетворительные обстоятельства рассматриваются как временные, мышление «не муссирует» их.

 

► Короче говоря, оптимист экономит психические ресурсы за счет того, что редко переживает отрицательные эмоции – интеллект того не допускает.

 

Оптимиста, которым управляет особый ментальный настрой, нельзя путать с гипертимиком или эйфориком. Их светлое настроение обусловлено не интеллектуальным настроем, а биологическим явлением – природной энергетикой, в то время как оптимист сам творит свое восприятие окружающего мира.

 

Экзистенциалисты – категория индивидов, которым радость приносит сам факт собственного бытия, проявление себя «здесь» и «теперь». Все остальное – действующие обстоятельства, прошлое, будущее – менее важно. Отсюда берет начало стремление ощущать и проявлять себя, получая от этого приятные впечатления.

Главная ценность экзистенциалиста – быть, а не казаться, жить в реальности, а не в условностях. Экзистенциалист переживает по поводу того, что есть, а не в связи с тем, что могло бы случиться или уже произошло. Экзистенциалист в бытовом смысле – это обычно человек, который принимает жизнь, как она есть, и который не очень расстраивается из‑за ее неожиданностей. Вот так экзистенциалист экономит психические ресурсы и сохраняет здоровье.

 

► Таким образом, менталитет экзистенциалиста устроен так, что «отсекает» для эмоций значительную часть бытия – прошлое и будущее, позволяя эмоциям реагировать преимущественно на настоящее.

 

Гедонисты – это люди, менталитет которых сосредоточен на извлечении удовольствия из того или иного проявления жизни – работы, общения, власти, любви, накопительства, самоотдачи, служения музам или богу и т. д.

 

► Истинный гедонист постоянно находится в процессе поиска и переживания удовольствий, все остальное в нем не вызывает особых эмоций.

 

Каковы мы – оптимисты, экзистенциалисты или гедонисты? К сожалению, наша социальная действительность представляет широкое поле для деятельности людей иного сорта – пессимистов, разочарованных мечтателей, интриганов и скептиков. У всех этих социально‑психологических типов личностей есть одно сходство: они расходуют огромную эмоциональную энергию в процессе специфической интеллектуальной переработки неприятных сторон бытия. Их менталитет запрограммирован на поиск негативного, «застревает» на негативном и усиленно эксплуатирует программы негативного эмоционального спектра. Их напряженная эмоциональная жизнь становится одной из причин стрессов, тревожности, аффектов, разочарований, неврозов и сопутствующих им соматических осложнений.

 

Люди, способные к самоорганизации, – еще одна категория индивидов, экономно расходующих свои эмоционально‑энергетические ресурсы.

 

► Самоорганизованный человек осуществляет экономию психической энергии за счет ума – планирования, предвидения, упреждения, расчета. Ошибки и неожиданности сводятся к минимуму, что в значительной мере уберегает от отрицательных эмоций.

 

Человек, способный к самоорганизации, легко узнаваем:

• планирует цели деятельности, средства и время ее осуществления;

• упреждает и исключает типичные обстоятельства, мешающие нормально работать;

• удобно и рационально организует свое рабочее место, содержит в полном порядке необходимую документацию;

• четко и своевременно информирует участников совместной деятельности о своих намерениях;

• вводит стандартные формы, бланки, алгоритмы в работе;

• упреждает возможные трудности в общении с партнерами;

• учится на собственных ошибках и ошибках других;

• обращается к партнерам достаточно громко, отчетливо, убедившись, что они в состоянии воспринять информацию.

 

Совсем иначе ведет себя человек, не способный к самоорганизации и тем самым провоцирующий у самого себя негативные эмоциональные реакции и состояния. Он практически постоянно натыкается на плоды своей интеллектуальной ограниченности – повторяет свои ошибки и ошибки других, становится жертвой собственной наивности, недалекости и беспечности. Стресс, фрустрация, тревожность, депрессия, стычки с партнерами – такова цена, которую он платит за леность своего интеллекта.

 

Такой типаж тоже легко узнаваем:

• из‑за нежелания или неумения планировать работу он часто оказывается в цейтноте;

• не догадывается облегчить свою деятельность посредством стандартизации;

• на его рабочем столе и в бумагах беспорядок, который его и раздражает.

 

Неорганизованные типы заставляют нервничать себя и других. Они есть повсюду. В поликлинике неорганизованные работники не соображают толково разместить указатели, так, чтобы пациент легко и быстро ориентировался в расположении гардеробов, кабинетов и лабораторий. В магазине они развесят ценники так, что их с трудом отыщет вполне зрячий. В министерстве они издадут такие инструкции, в которых не разберется самый добросовестный чиновник. В ответ на просьбу посетителя, клиента, пациента, исполнителя объяснить что‑либо человек, не способный к самоорганизации, отвечает с оттенком недовольства или грубо. И ему по‑прежнему не приходит в голову внести изменения в содержание и стиль своей деятельности, чтобы при ее исполнении не растрачивались лишние эмоции.

Нередко встречаются люди, которые своей неорганизованностью провоцируют целую серию негативных событий. Например, они вредят своему здоровью, что, естественно, затем приводит к переживаниям, нарушает семейную жизнь.

Ограничимся одной иллюстрацией. В нашем обследовании работниц прядильно‑ниточного комбината в Санкт‑Петербурге были выявлены совокупности болезней, обусловленные социально‑психологическими особенностями часто болеющих лиц.

Так были выявлены девушки и женщины с «комплексом небрежного отношения к здоровью». Они заболевают кишечными инфекциями, часто получают травмы, у них много случаев отравлений, они обычно простужаются, следствием чего становятся пневмонии, они вынуждены прибегать к абортам, поскольку не предохраняются, отсюда гинекологические заболевания. Не трудно понять, в каком эмоциональном напряжении пребывают эти лица из‑за того, что их интеллект не обеспечивает самоорганизацию личности.

 

Следующая группа людей, способных экономно расходовать свои эмоционально‑энергетические ресурсы, – те, кто стимулирует свою активность.

Эти люди хотят успеха, приходят к успеху, радуются своим успехам и вновь ищут успеха. Они постоянно «подпитываются» энергией эмоций, сопровождающих успех, при этом их не обескураживают трудности, не смущают ошибки, их не ломают неблагоприятные обстоятельства и козни недругов.

 

► Их энергетические ресурсы, включая эмоциональные, направляются по главному руслу – достижения успеха и очень мало расходуются на прочие обстоятельства. Дело – основной источник вдохновения.

 

Противоположная категория – люди, не мотивированные на успех.

Если таковой к ним приходит, то от этого они не получают новый заряд к достижениям. Обычно они живут в прошлом, довольствуются малым, губят свои способности.

 

Наконец, еще одна категория людей, бережно расходующих энергию своих эмоций, – способные к дипломатии. Дипломатичные партнеры успевают в процессе общения «здесь» и «сейчас» поступать с таким расчетом, чтобы не вредить отношениям, а укреплять их. В этом важнейшую роль играют интеллект и хорошие коммуникативные привычки. Удачно подобранное слово, взвешенный аргумент, адекватная и коммуникабельная по форме эмоция – вот что сберегает наши энергоресурсы.

 

► Дипломатичность в повседневном и деловом общении проявляется в умении преобразовывать деструктивные формы взаимодействия в конструктивные.

 

Приведем несколько советов на эту тему:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.