Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые тенденции развития высшего образования




Вопрос 6

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать сложившиеся общественно-производственные отношения, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей. Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе.

3. Создание единого образовательного пространства и его интернационализация. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них умений учить самого себя и потребности в постоянном самообразовании.

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную позицию субъекта. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы.

 

Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:

- повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

- формирование профессиональной мобильности специалистов;

- воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

· структурно-организационных изменений ( совершенствование структуры высшего образования, что предполагает: поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратуру; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание среднее-специальных учебных заведений (ССУЗ)));

· технологических инноваций ( внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях);

· создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов (включает следующие виды: нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании), кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов), материально-техническое (обновление материально-технической базы), финансовое (повышение эффективности деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.)).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.