Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы обучения дошкольников




В дошкольный период происходит совершенствование восприятия, памяти и мышления ребенка. В данный период ребенок легко обучается чтению и письму и готовится к поступлению в школу. В этом возрасте открываются возможности для развития когнитивных процессов, в частности восприятия через усвоение сенсорных эталонов – чувственных свойств предметов, выделяемых взрослыми при их восприятии ребенком и зафиксированных в языке с помощью понятий.

Сенсорные эталоны сложились исторически и не представляют трудности для взрослых, но это проблема для ребенка, которого надо обучать сравнению свойств конкретных предметов через органы чувств. Ребенка надо научить пользоваться сенсорными эталонами: геометрическими фигурами (линия, угол, треугольник, прямоугольник, круг, квадрат и т. д.), цветом (спектр и различные оттенки, насыщенность, яркость, величина и различие величин) и т. п.

Развитие памяти идет по нескольким направлениям: придание произвольности процессам запоминания; переход от непосредственного к опосредованному запоминанию; развитие средств и приемов запоминания.

С 4 лет ребенок может запоминать одни вещи при помощи других. К 5–6 годам появляется стремление целенаправленно что-то запомнить, переходить от непосредственного воспроизведения к отсроченному, от повторения «вслух» к повторению «про себя».

Если у ребенка есть внутренняя установка на запоминание, т. е. принятие мнемической цели, то это знаменует переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Но этот переход происходит лишь тогда, когда ребенок заинтересован в применении соответствующих средств. Следовательно, воспитателю необходимо позаботиться о формировании у ребенка необходимой мотивации.

Улучшение памяти происходит одновременно с улучшением умственной деятельности и в прямой зависимости от нее. Важная особенность дошкольного периода – становление и развитие внутреннего плана действий, в уме действие воспроизводится, реализуется по плану, формулируется решение и следование ему.

Особую роль на этом возрастном этапе играет воображение, которое активно развивается в игре и в других различных видах творчества.

В этом возрасте необходимо пристальное внимание к детской речи. Основная задача здесь состоит в обогащении словаря ребенка. Важную роль в этом играют чтение сказок и рассказов и их пересказ, совместная деятельность сверстников и взрослых, которая происходит при активном вербальном контакте.

Если период от 1 до 3 лет считают сенситивным для усвоения речи, то период от 4 до 5 лет сенситивен для развития языка как системы. Пять лет – это период «почему?», на которые взрослые должны по возможности отвечать полно. Ребенок при этом учится понимать многозначность употребляемых слов и их смысловых оттенков. Важно развивать все виды речи: диалогическую, монологическую, репродуктивную, интонационно-различную, учить ребенка рассуждать «вслух».

Развитие речи в период второго детства идет по линии соединения с мышлением, т. е. происходит ее интеллектуализация. В то же время сама речь превращается в инструмент мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.