Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина школы 5 страница




Директора школ!

Кто-то из вас всё в бегах: то по инстанциям, то по совещаниям, то по коридорам школы. Получает приказы, отдаёт приказы, бегает, проверяет, и скажет, что нет времени думать.

Стойте, милый директор, не бегайте, в ногах правды нет. Правда в глазах. Посмотрите: перед вами прекрасная Истина Школы – это П.П.Блонский. Он вам трактат свой протягивает – «Школа жизни». Бе­рите, и вдохните в вашу школу дух Блонского!

Кто-то из вас озирается – где лучший опыт искать, где лучшая система? Ничто, что дома, для него не годит­ся. Надо брать с Запада! Что вас прельстило там – Вальдорфско-Штайнерская школа? Константин Дмитриевич Ушинский предупредил: «Германская педагогика не бо­лее как теория немецкого воспитания». Однако немецкая школа не самая плохая в мире. Антология гуманной пе­дагогики пополнится в этом году рассказом об этой сис­теме образования. И ваше право взять из нее все ценное.

А вы, уважаемый директор! Не хотите ли Истину от Сорока-Росинского? Оживёт ваша сельская шко­ла, станет Школой для всего села!

А вы, милый наш директор! Вдохновились бы вы Истиной Школы от Вентцеля, и ожил бы у вас кос­мический взгляд на ребёнка, дети ваши устремились бы к Звёздам!

Назвать ли вам, милые директора, ещё держате­лей Истины Школы?

Вот они:

Толстой,

Макаренко,

Зеньковский,

Узнадзе,

Лесгафт,

Френе,

Сковорода.

………….

………….

Вот какое созвездие имён!

Мы не можем мыслить в педагогике так, как ес­ли бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского.

Почему слабеют наш образовательный мир и на­ше педагогическое сознание?

Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства. В на­ших мытарствах в лабиринтах образования происхо­дит великое топтание у подножия гор, вместо того, чтобы поднять голову, восхититься вершинами и риск­нуть забраться на них.

Держатели Истины Школы говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо устремиться к ним, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ве­дут с нами неспешный диалог.

Соприсутствовать нужно с Коменским и Ушинским, с Песталоцци и Сухомлинским, с Макаренко и Корчаком. Милые директора школ! Вы есть лидеры образования! От вас веет надеждой!

 

* * *

 

Мы стоим у парадного входа в школу. Смотрите, какая вывеска: «Средняя общеобразовательная Школа имени Пирогова».

Необычная Истина Пирогова!

Вывеска отличная, позолоченная.

Что же внутри Школы?

Давайте вообразим.

В руках учеников каждого класса красочные учебники о Пирогове – о его героической жизни поле­вого хирурга и его открытиях в хирургии и не только; о том, как он нашёл высший Идеал, который долго ис­кал – нашел его в Библии...

По всему видно – дети любят Пирогова и гор­дятся им.

А учителя живут со своими учениками по педа­гогическим воззрениям Пирогова, на уроках претво­ряют его идеи.

Ещё – музей Пирогова.

Ещё – пироговские традиции.

Всюду висят изречения Пирогова.

Ещё – Школьная Академия Наук имени Пирогова.

Ежегодные Пироговские Чтения.

Ещё...

Ещё...

Всего не назовёшь.

Истина Пирогова утверждается в каждом уголке Школы...

Это воображение наше. Но, может быть, оно очень даже скудное.

Хотя видел я школу Добролюбова, где никто не знает, зачем им это имя. У работников школы нет дела до Истины Добролюбова...

Педагогика есть общечеловеческая культура мышления, а мудрость педагогическая есть общечело­веческое достояние. Общечеловеческая мудрость пи­тает корни Школы. Но корни сами по себе тоже муд­рые: они из общечеловеческой мудрости взращивают Школу Национальную.

Это есть Истина Школы.

 

* * *

 

Друзья Школы!

Соберём все Истины Школы и сложим их как мозаику.

Что мы увидим?

Мы увидим, что мозаика создаёт нам далеко не полную картину Великой Истины Школы.

Вся Планета есть Храм и Школа.

Всё человечество есть дети Великого Храма Веры и Великой Школы Жизни.

И если мы создаём для наших детей Школу, ко­торая Скале, это потому, чтобы помочь им понять жизнь и обрести свой путь восхождения, ибо они нуждаются в нашей помощи так же, как мы нуждаем­ся в помощи своих учителей.

Школа есть сущность из Будущего, и она умеет направлять детей только в Будущее.

Если кто из её воспитанников застрянет в прош­лом, это будет боль для Школы. Если кто уцепится за настоящее и не захочет шагнуть в Будущее, это тоже будет боль Школы. Она радуется только устремлённым.

Но Будущее хранит в себе замыслы, которые открываются нам лишь отчасти, открывается то, что наше сознание может вместить.

Потому нам трудно охватить Великую Заботу Школы, ибо ступеньки её уходят в Небеса.

Только чувствознание, и только оно, даст нам понять, как прекрасна и величественна наша несовер­шенная мозаика. Оно подскажет нам: через утвержде­ние Жизни на Земле Школа направляет нас к Звёздам, к Высшему Миру.

 

* * *

 

Владыка!

Ты сделал меня учителем детей

И вложил в меня Скале,

Что от Земли до Небес.

Дай же мне мудрость,

Чтобы наставления мои

Озаряли их сердца и души.

Дай мне полную чашу любви,

Чтобы поливать ею детей

Обильно и неустанно.

Дай мне зоркость сердца,

Чтобы не упускать

Движение души каждого ребёнка.

Но не давай мне сомкнуть глаз,

Чтоб хоть на минуту я не видел детей.

Не давай мне озлобиться на людей,

Ибо не многие поймут мой порыв.

И не делай меня несчастным,

Чтобы от обездоленного

Не пострадали дети.

Аминь!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.