Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принипы природосообразности и культуросообразности




Лекция № 3

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своём развитии руководствуются определёнными принципами- основами, исходными положениями, которые вытекают из установленных ей закономерностей. Так наблюдательными людьми уже в глубокой древности было замечено, то, что в развитии человека огромное влияние оказывают природные факторы. Это явление со временем стало одним из руководящих и основопологающих положений педагогики. Его впоследствии стали называть принципом природособразности. Он означает отношение к человеку, как части природы и создание для его развития условий, почерпнутых из неё. Античная педагогическая наука опиралась на эти правила и не допускала мысли о том, что воспитание человека может быть оторвано от его природных оснований. В подтверждение этому Цицирон говорил: «Если будем следовать за природой, как за вождём, мы не когда не заблудимся». После многовекового религиозного забвения великий чешский педагог Я.А. Коменский возродил идею природосообразности и сформулировал его в своём главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек, как часть природы подчиняется её главным, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков, юношей. В последствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так его поддержал и развил Джон Лок, он писал, что: «Бог наложил определённую печать на душу каждого человека, которая подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли её можно целиком изменить и превратить в противоположенное. Потому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности при помощи частых испытаний, следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться». Вспоминая французского философа Ж.Ж. Русо, можно отметить, что в его методе воспитания на первом плане была обозначена природа ребёнка, которой следовало подражать, осуществляя подготовку к будущей взрослой жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания от его рождения до совершеннолетия в естественных природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей. В отличии от своего предшественника Яна Каменского, стремившегося научить «всех и всему» И. Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности с возможностями ученика. Вот, что он писал: «Мой метод является только средством, и при том максимально простым, помочь природе самой высказаться о том, что в ней заложено». Вероятно, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей, в связи с этим писал: «Независимо от сословия и положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания даёт ребёнку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и свои исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребёнок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков». Основной закон Песталоцци, который он вывел для учителей заключался в следующем, что все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть раскрыты прежде, чем их начнут изучать. Занимаясь образованием учеников Песталоцци использовал к примеру следующие методы знакомил их с названиями городов, одновременно показывал их на карте Европы, сообщал номер округа Германии, к которому они относятся. С помощью цветных картинок он показывал многие предметы, а также одновременно описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко обучалось чтению множество поколений. Первое правило метода Песталоцци, изложено в письмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей», изданную в 1801 году, гласило: «Научись сначала упорядочить свои наблюдения и завершить простое, раньше, чем переходить к сложному». Второе правило: «Все родственные по своему содержанию предметы приведи в своём сознании в такую именно связь, в которой они находятся». Идеи природосообразности нашли отражение и в трудах отечественных классиков педагогики среди них был К.Д. Ушинский. Разрабатывая свою программу по педагогике, он обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии – тех предметов, на основе которых можно переходить к изучению дару слова, нравственных эстетических и религиозных чувств. В своём психолого- педагогическом сочинение «Человек как предмет воспитания» он писал: «Для воспитания и обучения ребёнка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применить в каждом конкретном случае и для каждого ребёнка». Последователем идей свободного воспитания, предложенного Ж.Ж. Русо был Л.Н. Толстой. Он верил в природное совершенство личности ребёнка, который от рождения уже является прообразом гармонии, правды, красоты и добра. Если у Ж.Ж. Русо воспитание означало соответствие естественному развитию ребёнка, то У Л.Н. Толстого- это создание условий, способствующих его развитию. Особо следует выделить деятельность российского учёного В.П. Кащенко, создавшего санаторий- школу для дефективных детей. Он подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо было учитывать при их воспитании и образовании. В его работе сочетались лечебные педагогические и исследовательские цели. Развитие принципа природосообразности можно проследить в трудах советских педагогов: П.П.Блонского,С.Т. Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной и т.д.

Принцип культуросообразности, как бы естественно вытекает из принципа природосообразности. Это связано с тем, что необходимость его присутствия в социуме обусловлена самой природой человека. Хотя существует мнение, что именно современными учёными было установлено, что человек рождается как биологическое существо, а личностью становится лишь усваивая социальный опыт поведения. Однако истоки этого явления были известны ещё в античном обществе. Философами и педагогами того периода жизни были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначались два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры это человек. В древнем славянском языке это слово писалось двумя иероглифами. Первый – чело, который обозначал верхнюю часть головы, второй иероглиф- век, он как бы обозначал время на которое давалось и чело и всё тело. В славянских ведах написано, что телом руководит воля. Волей руководит дух. Духом руководит совесть. Совесть относиться к высоконравственным и наиболее сильным факторам влияния культуры на внутренний мир человека, заложенными его далёкими предками. Принцип культуроообразности был выдвинут немецким педагогом А. Дистервегом. Он утверждал, что состояние культуры народа выступает в качестве основы, из которой развивается новое поколение людей. В связи с этим, та ступень культуры на которой находится общество, предъявляет всей системе образования требование- поступать культуросообразно, то есть действовать в соответствии с принципами культуры, с целью воспитания образованных и интеллигентных людей. Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности, он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования и ложной культуре. В отечественной педагогике культуросообразность была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал: «Если мы хотим воспитывать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, считать, со знания своей религии, своей Родины, её природы, географии, истории, культуры». Изучая системы воспитания передовых стран того времени К. Д. Ушинский пришёл к выводу, что каждая из них выражает характер самого народа и, что воспитание, созданное самим народом, всегда лучше других систем. Принцип культуросообразности предполагает престиж общественных ценностей культуры, учёт в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Культуросообразность обучения – это организация культурно- воспитательной среды, способствующей достижению высокого уровня профессионализма, философскому осмыслению и саморефлексии профессии. Это мера и способ творческой самореализации специалиста в разных видах деятельности и общения направленных на освоение, передачу профессиональных ценностей и новых технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.