Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация развития человека




Лекция №12.

Вопросы самопроверки.

Охарактеризовать понятие персонификация.

Охарактеризовать понятия возраста.

Охарактеризовать современные понятия возрастных периодизаций.

Используемая литература.

Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984.

2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.,. 1980.

3. Ефимов Ю.И. Философские аспекты теории антропосоциогенеза. М.,- Л., 1981.

4. Нестурх М.Ф. Человеческие расы. М., 1965.

5. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

6. Семенов Ю.И. Предпосылки становления человеческого общества // История первобытного общества. Общие вопросы проблемы антропогенеза. М., 1983.

7. Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., 1980.

12.1. Общие сведения. Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

1) перинатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

10.2. Перинатальный период делят на 3 стадии: предзародышевую; зародышевую (эмбриональную); стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая — с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает следующие стадии: рождение имладенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (или «первое детство» — с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи; дошкольный возраст (или «второе детство» — от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; младший школьный возраст (или «третье детство» — с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода: подростковы й (или пубертатный); юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

10.3. Период раннего детства – это возрастной период от 1 до 3-х лет. В нём выделяют этап младенчества (от рождения до двух лет). В этот промежуток времени происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в течение всего периода младенчества. Первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3—8 месяцев). Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с 6 месяцев. Внешний "Я-образ" (узнавание себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. После 6-ти месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни ребенка. В конце первого — начале второго года жизни происходит переход к периоду первоначального овладения языком. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка. Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько стадий: обобщение, развитие речи, сравнение. К концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов.Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденного и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце первого года жизни. На втором году жизни у малыша, в силу различных причин и обстоятельств, начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха.

Формирование мотивационной сферы происходит таким образом: ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности — в пище, питье, тепле и т. п., но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях.

Началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях.

Фазы развития личности в раннем детстве возрасте имеют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладения языком, как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих предметов, вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки" и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться. Таким образом, к концу раннего детства начинает складываться психическая организация, включающая в себя как естественные, так и первично социализированные функции (произвольное внимание, вербальная память и др.). Их интенсивное развитие и гетерохронность, при которой опережающее значение имеет речевая функция, а также процессы структурирования, являются следствием того, что ребенок не только выступает объектом воздействия взрослых, но и проявляет себя уже в раннем возрасте как субъект общения, познания и предметной деятельности. При этом начинают формироваться коммуникативные свойства в качестве наиболее ранних проявлений личностных характеристик. Создаются необходимые предпосылки для перехода к следующему, дошкольному периоду, где процесс социального развития будет осуществляться разнообразными путями и проявляться в новообразованиях разного рода и на различных уровнях психической организации.

10.4. Дошкольный возраст – это период возрастного развития от 3 до 6 -7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три стадии: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью детей данного возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнёра или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а для выражения определённого отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил вытекающих из взятой на себя роли. В этом возрасте важную роль играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Постепенно у ребёнка формируются эстетические переживания и творческие наклонности. Дети – дошкольники приучаются выполнять отдельные трудовые и учебные задания. В этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, воображение память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с др. людьми приносит ребёнку чувство преполненности и радости жизни. В возрасте с 3 до 7 лет самосознание ребёнка развивается настолько, что дает основание говорить о детской личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.