Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации изучения дисциплины




Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;
  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентовв вузе.

Семинарское занятие (семинар) -организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции.
Задачами семинара являются целенаправленные воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучаемых, обеспечивающие:

· формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса;

· профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;

· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения;

· развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний.

Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Центральным элементом семинарского занятия является дискуссия, которая состоит из следующих основных этапов:
- вводное информирование - пре­подаватель излагает основной замысел организуемой дискуссии;
- постановка проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии;
- выступление основного докладчика, излагающего основные положения по данному вопросу;
- выступление содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы, способы, средства ее решения;
- обсуждение доклада и содокладов - аналитические выступления студентов;
- выработка решения проблемы - проверка всевозможных вариантов решения проблемы, нахождение оптимального решения;
- завершение дискуссии, обобщение результатов.

В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров:
- вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить;

  • семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
  • семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса;
  • обобщающий семинар, который применяется с целью обобщения и систематизации знаний сту­дентов по изученной теме;
  • семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки;
  • спецсеминар - форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров:
Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики.
Аналитический семинар - студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты.
Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании.
Семинар с групповой работой - групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7-9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися.
Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар) - проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.

Содержание семинара и особенности его организации выбираются с учетом следующих факторов:
- квалификационные требования к уровню подготовки выпускника;
- цели и задачи изучения учебной дисциплины;
- форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная);
- технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства);
- уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.);
- наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники);
- необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории;
- взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин - прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса;
- степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами;
- состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины;
- место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня.
Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями.
К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие:
Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой.
Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов.
Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности.
Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию: степень усвоения знаний; активность; полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений.
Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докла­дах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления.
Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уро­вень их осмысления и обобщения изученного материала.

В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента.
Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения:
- личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;
- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;
- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;
- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам
личный опыт работы психологом.
При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины.
Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать:
- личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;
- обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;
- материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;
- дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;
- отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.

Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.

Выделяют три типа таких ситуаций:
- ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);
- ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);
- ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.