Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
логичность, четкость и ясность в изложении материала;
возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентовв вузе.
Семинарское занятие (семинар) -организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Задачами семинара являются целенаправленные воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучаемых, обеспечивающие:
· формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса;
· профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;
· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения;
· развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний.
Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. Центральным элементом семинарского занятия является дискуссия, которая состоит из следующих основных этапов: - вводное информирование - преподаватель излагает основной замысел организуемой дискуссии; - постановка проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии; - выступление основного докладчика, излагающего основные положения по данному вопросу; - выступление содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы, способы, средства ее решения; - обсуждение доклада и содокладов - аналитические выступления студентов; - выработка решения проблемы - проверка всевозможных вариантов решения проблемы, нахождение оптимального решения; - завершение дискуссии, обобщение результатов.
В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров: - вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить;
семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса;
обобщающий семинар, который применяется с целью обобщения и систематизации знаний студентов по изученной теме;
семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки;
спецсеминар - форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.
Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров: Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики. Аналитический семинар - студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании. Семинар с групповой работой - групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7-9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар) - проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Содержание семинара и особенности его организации выбираются с учетом следующих факторов: - квалификационные требования к уровню подготовки выпускника; - цели и задачи изучения учебной дисциплины; - форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная); - технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства); - уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.); - наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники); - необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории; - взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин - прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса; - степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами; - состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины; - место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом. Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня. Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями. К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие: Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой. Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов. Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности. Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию: степень усвоения знаний; активность; полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений. Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления. Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.
В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента. Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения: - личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение; - научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы; - дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем; - ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам личный опыт работы психологом. При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины. Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать: - личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия; - обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия; - материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем; - дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений; - отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.
Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.
Выделяют три типа таких ситуаций: - ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи); - ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения); - ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление