Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слушатели в системе последипломного образования




Преподаватель, работающий в системе последипломного образования, действует в совершенно иной ситуации по сравнению с учителем в школе или преподавателем вуза. Его аудитория - это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом со всеми вытекающими из этого преимуществами и ограничениями.
Специфические аспекты взрослой аудитории:

1. Факторы, которые способствуют учебе взрослых людей:

§ Мотивация. Поскольку учеба является индивидуальным переживанием, взрослые должны хотеть учиться и должны чувствовать уместность того, что они изучают, для их личных интересов.

§ Визуальное и слуховое восприятие. Взрослые имеют тенденцию учиться лучше, когда они могут видеть и слышать то, чему их учат. Это означает, что лекции должны включать в себя сопроводительные визуальные материалы, такие как слайды или видеоматериалы.

§ Практика. Возможность попробовать на практике то, чему учат, способствует изучению материала.

§ Связь с практическим опытом. Учебе способствует простое установление связи между учебным материалом и практическим опытом учащихся. Это предполагает, что во время обучения должны использоваться примеры, связанные, насколько это возможно, с промышленными технологиями, знакомыми учащимся.

§ Участие в учебном процессе. Взрослые с самого начала должны знать, каковы цели обучения, и им должна быть предоставлена возможность проверить соответствие содержания уроков этим целями.

§ Обратная связь. Взрослым необходима обратная связь по их собственным результатам (насколько хорошо у них обстоят дела) и позитивная поддержка.

§ Проверка идей. Возможность проверять и развивать идеи является частью индивидуального процесса внутренней интеграции новой информации и ее применения. Этого можно добиться при помощи обсуждений в небольших группах, где все участники равны между собой.

§ Физическая среда. Помещение для занятий и учебное оборудование должны быть удобны для учащихся, позволяя им, например, видеть визуальные материалы и эффективно работать небольшими группами.

Сравнительная характеристика особенностей образовательного контекста взрослых обучающихся и студентов, молодежи

Таблица № 1

Взрослый обучающийся Студенты, молодежь
Обучающийся взрослый тяготеет, прежде всего, к специфическим проблемам Обучающиеся студенты тяготеют к общим проблемам
Обучение ориентировано на того, кто учится, на человеческое существо, на его жизненные способности, сегодняшнюю его практическую деятельность Обучение ориентировано на усвоение опыта предыдущих поколений, на книги, учебники, их содержание, на накопление уже усвоенных предыдущими поколениями знаний и умений
Программа обучения строится в зависимости от потребностей и интересов того, кто учится Обучение строится на подчинении заранее определенной программе
В основе обучения – собственный опыт, который сопоставляется с новой информацией и обогащает свой опыт за счет ее Обогащение опыта происходит за счет усвоения опыта других
Обучающийся взрослый усваивает то, что ему необходимо практически использовать Обучающиеся студенты усваивают то, что слышат на занятиях, о чем читают в литературе
Основное внимание акцентируется на повышении своей профессиональной квалификации, своего гражданского самосознания и статуса, на улучшение условий труда и социального функционирования Основное внимание акцентируется на успешности обучения, на оценках, на готовности сдавать зачеты, экзамены
С особым интересом обучающийся изучает то, что тесно связано с действительностью, его настоящей жизнью и ближайшими перспективами Университетские знания опираются на прошлое и, как правило, к моменту, когда надо будет их использовать, в значительной степени устаревают, а осознание этого явления снижает интерес к обучению
Особое внимание и углубленное исследование вызывают те области учебного материала, которые вызывают практический интерес, в этих областях обучающийся взрослый может расширить свои исследования за пределы предлагаемого ему учебного материала Внимание ограничено теми областями знаний, которые определены программой и преподавателем
Преподаватель выступает для взрослого советником и гидом в области новой информации, вносит корректировки и исправления, указывает и предлагает новые источники информации для самостоятельного усвоения Преподаватель сам является источником новой информации, распространяет ее и регулирует процесс информационного познания
Преподаватель дает такой объем знаний, который является необходимым, сопоставляет этот объем с возможностями, потребностями обучаемого взрослого Преподаватель дает определенный программой объем знаний
Наивысшим авторитетом для обучающегося является собственный опыт, через призму которого оцениваются преподаватель и книги, новая информация Априорным авторитетом в обучении выступают преподаватели и книги
Взрослый не ориентирован на оценки в обучении, они играют второстепенную роль, главное внимание направлено на полезность учения Студенты в обучении ориентированы на оценки, главное внимание направлено на достижение положительных оценок
Программа в процессе обучения может изменяться (сокращаться, расширяться) в зависимости от объективных (поступление новой информации) и субъективных (изменение потребностей, интересов, возможностей слушателей) причин Программа в ходе обучения не изменяется
Программа сочетает потребности обучающихся, возможности учебного заведения и социально-экономические задачи обучения данного профиля Программа задается образовательным стандартом и реализуется преподавателем
Взрослый обучается с намерением немедленного использования полученных знаний в своей деятельности Использование накопленного в обучении багажа знаний предполагается в будущем
Эффективность обучения и усвоения информации повышается путем сочетания вертикального потока (от преподавателя к обучающемуся) с горизонтальным (широкий обмен мнениями в дискуссиях с другими обучающимися) Основной поток информации протекает по вертикальному направлению
Обратная связь реализуется посредством развития активности на занятиях Обратная связь реализуется путем следящего (опрос, оценки) или поэтапного (контрольные, зачеты, экзамены) контроля
Активность в обучении развивается в социально-преобразующую Активность является самоцелью обучения



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.