Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогической науки с другими науками. Система педагогических наук




Система педагогических наук

 

 

Исследование многих педагогических проблем требует меж­дисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучае­мого (схема 2.3).

 

Схема 2.3

 

Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Пси­хология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспи­тание, образование, обучение человека есть не что иное, как це­ленаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент — общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психо­логического поиска с успехом служат решению собственно пе­дагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психо­логические тесты, психологические анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетель­ствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи исполь­зованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обуче­ния, помогают выявить и определить сущностное в исследуе­мых проблемах.

Как научная дисциплина педагогика пользуется психологи­ческим знанием для выявления, описания, объяснения, систе­матизации педагогических фактов. Так, результаты педагогиче­ской деятельности изучаются с помощью психологических ди­агностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психологи­ческой науками выступают педагогическая и возрастная психо­логия, психология профессиональной педагогической деятель­ности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образо­вания.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятель­ности организма в целом и отдельных его частей, функциональ­ных систем. Знание закономерностей функционирования выс­шей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способ­ствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыс­лению проблемы социализации личности. Результаты социоло­гических исследований являются базой для решения педагоги­ческих проблем, связанных с организацией студенческого досу­га, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее со­ставляющих, о процессах функционирования и развития обще­ства, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и вос­питания. В структуре социологической науки плодотворно раз­виваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Исходное значение для педагогической науки имеет фило­софское знание. Оно является базой для осмысления целей вос­питания и образования в современный период развития педаго­гического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учеб­но-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В свя­зи с углубленным осмыслением феномена образования на со­временном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений — философия об­разования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разра­батывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются дан­ные и многих других наук: юриспруденции, экономики, инфор­матики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Глава 3. Основы дидактики высшей школы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.