Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о дидактике. По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий




По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» — изучающий. Впервые ввел его в научный оборот не­мецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обу­чения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»). B том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670), опуб­ликовав в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и ис­следует проблемы образования и обучения.

Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактические исследования своим объектом делают реаль­ные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные ха­рактеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты норма­тивно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общи­ми понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая дея­тельность», «образование», «педагогическое сознание» и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специ­фические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др.

Рассмотрим базовые понятия дидактики.

Обучение — целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспи­тание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятель­ностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью раз­витие последних, формирование у них знаний, умений, навы­ков, т. e. общую ориентировочную основу конкретной деятель­ности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потреб­ности. Процесс учения в значительной мере порождается моти­вацией.

Содержание образования — специально отобранная и при­знанная обществом (государством) система элементов объектив­ного опыта человечества, усвоение которой необходимо для ус­пешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к кото­рому стремится учебное заведение, тот уровень и те достиже­ния, которые выражаются в категориях знаний, умений, навы­ков, личностных качеств.

Естественно предположить, что дидактика, в связи с интен­сивными интеграционными процессами оперирует понятиями из других отраслей знания — «система», «элемент», «структу­ра», «функция», «организация», «формализация» и др.

Наконец, в дидактических исследованиях часто можно встре­тить такие понятия из психологии, как «восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «мышление», «запоминание» и др. Из кибернетики в оборот дидактики вошли понятия «обратная связь», «динамическая система» и др.

Понятия, заимствованные из других наук, отражают отдель­ные стороны обучения, дают дидактике материал для теорети­ческого осмысления ее собственного предмета исследования. Собственно понятийный аппарат дидактики выступает как упо­рядоченная система и выстраивается вокруг главных категорий «преподавание» и «учение», выступающих в своем единстве.

Дидактика высшей школы — наука о высшем образовании и обучении в высшей школе — интенсивно развивающаяся от­расль педагогического знания.

Необходимость дидактических исследований в области выс­шего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно:

· дидактическое исследование явления высшей школы;

· выявление закономерностей процесса обучения в высшей школе;

· дальнейшая разработка теории высшего образования;

· конструирование (модернизация) образовательных техноло­гий;

· совершенствование педагогического инструментария и мно­гие другие.

В отличие от общей дидактики, которая в своих исследова­ниях чаще ориентирована на общеобразовательную школу, дидактика высшей школы призвана поставить на научную осно­ву решение следующих проблем:

1. Обоснование специфических целей высшего образования.

2. Обоснование социальных функций высшей школы.

3. Обоснование содержания образования.

4. Научное обоснование способов конструирования педаго­гического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.

5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, ме­тодов, форм, технологий обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.