Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические аспекты успешности CPC




Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологи­ческие знания и практические умения и навыки студентов в еди­ном процессе деятельности учебно-исследовательского характе­ра. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессио­нальной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинско­го слова «labor» — труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекоменда­ции. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие.

Совместная групповая деятельность — одна из самых эф­фективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятель­ной работе, активизировали их мыслительную деятельность, во­оружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении — пример, кото­рый разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как пра­вило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов — решение задач, графические работы, уточнение ка­тегорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правиль­ного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование спо­собности к осмыслению и пониманию.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев ни в школе, ни в институте не обучают целенаправленной логи­ке рассуждений на материале отдельных предметов, не учат пра­вилам и логическим требованиям определения понятий. В ре­зультате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием гото­вой формулировки.

Самостоятельная работа студентов (CPC) наряду с аудитор­ной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необ­ходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной ра­боты в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа — это пла­нируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосред­ственного участия.

CPC предназначена не только для овладения каждой дис­циплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятель­ности, способности принимать на себя ответственность, само­стоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость CPC вы­ходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем вы­пускающие кафедры должны разрабатывать стратегию форми­рования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абиту­риентов и требований к уровню самостоятельности выпускни­ков с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был дос­тигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специа­лист должен обладать фундаментальными знаниями, профес­сиональными умениями и навыками деятельности своего про­филя, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятель­ности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструк­тор, технолог, ремонтник, менеджер и т. д.).

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью само­стоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует по­знавательную деятельность студентов. Студент сам осуществ­ляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные са­мостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным дос­тоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту ха­рактера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством пре­подавателей. Ее формы разнообразны — это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учеб­ных планов и учебных программ. Графики стимулируют, орга­низуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Ос­новой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распре­делении заданий студенты получают инструкции по их выпол­нению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной само­стоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабо­раторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном эта­пе — выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 чело­века. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаим­ной интеллектуальной активности, повышает эффективность по­знавательной деятельности студентов благодаря взаимному кон­тролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъек­тивно оценивает свою деятельность как полноценную и завер­шенную, но такая оценка может быть ошибочной. При группо­вой индивидуальной работе происходит групповая самопровер­ка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффектив­ность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуаль­ную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и само­стоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соот­ношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

· углублению и расширению знаний;

· формированию интереса к познавательной деятельности;

· овладению приемами процесса познания;

· развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повы­шения эффективности подготовки специалистов.

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы. Сложившие­ся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе — лекции, практические, лабораторные занятия, семина­ры – обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает осно­вы для ее ориентации.

На лекции преподаватель рекомендует студентам литерату­ру и разъясняет методы работы с учебником и первоисточника­ми. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка лите­ратуры, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчита­ны на совершенствование умений поиска оптимальных вариан­тов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опор­ных дидактических материалов, призванных корректировать ра­боту студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

1. Система заданий для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов и докладов.

3. Инструкции и методические указания к выполнению лабо­раторных работ, тренировочных упражнений, домашних за­даний и т. д.

4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, по­становка конкретной задачи, выбор способов выполнения, ис­полнительское звено, контроль. В связи с этим можно выде­лить условия, обеспечивающие успешное выполнение самосто­ятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способ­ствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объ­ема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи (консульта­ции — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и твор­ческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Позна­вательная деятельность студента проявляется в узнавании, ос­мыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепле­ние знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы.

В ходе таких работ происходит перестройка решений, состав­ление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа про­блемной ситуации, получения новой информации. Студент дол­жен самостоятельно произвести выбор средств и методов реше­ния (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Для организации и успешного функционирования самостоя­тельной работы студентов необходимы:

1. Комплексный подход к организации CPC по всем формам аудиторной работы.

2. Сочетание всех уровней (типов) CPC.

3. Обеспечение контроля за качеством выполнения (требова­ния, консультации).

4. Формы контроля.

Для этого преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный про­цесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входя­щих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа — важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на форми­рование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и что­бы переживаемый ими успех в обучении способствовал транс­формации опосредованного интереса в интерес непосредствен­ный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студен­ты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение име­ет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обра­щая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необхо­димы корректировка программы и заданий на CPC в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, сред­ствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения CPC обеспечивают следующие характеристики:

· методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

· сложность знаний, соответствующая «зоне ближайшего раз­вития» (по Л. С. Выготскому) студентов, т. e. посильность выполнения;

· последовательность подачи материала с учетом логики пред­мета и психологии усвоения;

· дозировка материала для самостоятельной работы, соответ­ствующая учебным возможностям студентов;

· деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Ориентируясь на четыре компонента содержания образова­ния — знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельно­сти, — целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специаль­ных задач для практических занятий, выделить в этом материа­ле круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Например, в техническом вузе следует помнить о том, что будущий инженер должен обладать способностью конструиро­вать новые машины и механизмы, создавать новые технологии, уметь плодотворно взаимодействовать с людьми других профес­сий, связанных с ним единым производством. Кроме того, уро­вень эффективности его труда зависит от уровня общей культу­ры. Чем он выше, тем шире его кругозор и способность к ассо­циативному мышлению, тем реальней возможность четко формулировать и решать проблему. Высокий уровень культуры опре­деляет запас знаний, которые сегодня не нужны, но завтра мо­гут понадобиться специалисту в его профессиональной деятель­ности.

При разработке заданий для самостоятельной работы препо­даватели должны руководствоваться требованием профилиро­вания своей дисциплины в соответствии с инженерной специ­альностью. Подход инженера всегда феноменологичен, т. e. он руководствуется элементарно-системной концепцией. Для него важны система и ее элементы, связи между ними. Инженерный труд основан на синтезе знаний, включая экологию, экономику, эргономику и т. д. Инженерное исследование и проектирование трансформируют идеи в мысленные модели, а затем в расчет­ные схемы. Главным для инженера являются не углубленные знания, а порождение нового на основе знания. Ведь само слово «ingenieur» в буквальном переводе с французского означает «изоб­ретатель».

Все эти принципы следует закладывать в разработку зада­ний для самостоятельной работы студентов. Профилирование заданий, таким образом, предусматривает в равной мере их при­кладной характер, связанный со спецификой будущей профес­сии, и методологические особенности, связанные с формирова­нием «инженерного мышления».

Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе:

· отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

· материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

· в теоретической части любой дисциплины должно быть вы­делено фундаментальное ядро знаний; выявление и демон­страция множественных связей между «ядрами» помогут создать в сознании студентов научную картину мира и со­временную методологию познания;

· при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить сту­дентов формированию мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.