Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы и аспекты дистанционного образования




Технологии дистанционного образования

Под дистанционным образованием (ДО) понимается комп­лекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализирован­ной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутни­ковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм систе­мы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала веду­щих университетов, академий, институтов, различных отрасле­вых центров подготовки и переподготовки кадров, а также цент­ров повышения квалификации и других образовательных учреж­дений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образо­вания (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

С точки зрения организации и поддержки учебного процес­са, в рамках ДО можно выделить несколько групп проблем.

Во-первых, это проблемы создания СДО различных уров­ней:

· глобальные (международные и федеральные) СДО и их обес­печение;

· региональные СДО и их обеспечение;

· локальные СДО и их обеспечение.

Во-вторых, это проблемы организации ДО как такового:

· концептуальные модели и дидактические аспекты ДО;

· система преподавателей-консультантов и способы их взаи­модействия с обучаемыми;

· тестирование в системе ДО;

· технологии и информационные образовательные среды;

· способы передачи образовательной информации и комму­никации.

Глобальные системы ДО призваны обеспечить возможность реализовывать просвещение и образование самых широких масс населения России за счет использования таких средств массовой информации, как телевидение и радио.

Трансляция учебных программ широко используется во всем мире для дистанционного обучения. При этом возможен как показ лекций, познавательных программ для широкой ауди­тории без последующих зачетов, так и передача лекций с пос­ледующей сдачей зачетов. В первую очередь содержанием та­кого «фонового образования» могут быть экономические, юри­дические, экологические, научные, культурные и прочие обла­сти знаний.

К числу глобальных систем ДО можно отнести уже со­зданные в мировом сообществе «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный уни­верситет» и др. Эти электронные структуры обеспечивают воз­можность общения, дискуссий, обмена информацией, решения проблем в различных сферах человеческой жизни между участниками, находящимися в различных уголках Земли. Рос­сия уже в ближайшее время должна быть интегрирована в эти системы.

Региональные системы ДО предназначены для решения об­разовательных задач в рамках каждого отдельно взятого регио­на России с учетом его особенностей. Они должны органично входить в СДО федерального уровня. Поэтому при их создании принципиальное значение приобретает соблюдение требований государственного образовательного стандарта.

Локальные системы ДО могут действовать на уровне отдель­ной профессиональной области знаний или в рамках одного го­рода или университета.

Центральным звеном СДО являются средства телекомму­никаций, позволяющие обеспечить образовательный поцесс:

· необходимыми учебными и учебно-методическими матери­алами;

· обратной связью между учителем и учеником;

· обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

· выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Для создания отечественной СДО необходимо:

· создать общероссийскую сеть интерактивного спутникового телевидения, состоящую из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

· осуществить интеграцию и развитие прежде всего в регио­нах систем компьютерных телекоммуникаций высшей шко­лы: RUNNET, UNICOR, RELARN;

· обеспечить взаимодействие отраслевых и других существу­ющих в России сетей с СДО;

· создать распределенную систему информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телеком­муникациям;

· осуществить развитие системы электронных библиотек.

Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организаций СДО: североамериканскую и европей­скую.

По программам дистанционного образования в США обуча­ются более миллиона студентов, принимающих с 1989 г. учеб­ные курсы через систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Программа обучения взрослых (PBS Adult Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями (Brock 1990). Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, уп­равления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образо­вательным каналам, доступны всем обучающимся по всей стране, а через спутник связи и в других странах.

За пределами Северной Америки дистанционное образова­ние в основном развивается «открытыми» университетами, ко­торые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием радио и телевидения. В последнее время наи­более широко используются компьютерные технологии. Про­граммы электронного высшего образования разрабатываются в 30 странах.

Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.

В Великобритании более 50% программ обучения на степень магистра в области управления проводится с использованием методов ДО. Лидирующей европейской организацией этой об­ласти является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для прове­дения лекций, семинарских и других видов занятой, обычно цен­трализованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. До­полнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитные дисках. Далее указанные материалы пе­ресылаются, в том числе с использованием компьютерных се­тей, непосредственно в учебные заведения, где используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного обучения CENTRE NATIONAL DENSEIGNEMENT A DISTANCE (CEND, Франция), основанным в 1939 г., который обеспечивает дистан­ционное обучение более 350 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей.

Наряду с программами, рассчитанными на достаточно мас­совую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окон­чании курса, сдав экзамены, получить соответствующий дип­лом, сертификат и т.п.

ДО имеет огромное значение для России, обладающей ко­лоссальным интеллектуальным потенциалом и гигантской тер­риторией. Поскольку его российский вариант находится только в стадии становления, необходимо отобрать именно те техноло­гии, которые будут для российских условий наиболее приемле­мыми.

Технологии ДО — совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемо­го материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и пре­подавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

В мировой практике ДО для достижения этих целей приме­няются следующие информационные технологии:

· предоставление учебников и другого печатного материала;

· пересылка изучаемых материалов по компьютерным теле­коммуникациям;

· дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

· видеопленки;

· трансляция учебных программ по национальной и региональ­ным телевизионным и радиостанциям;

· кабельное телевидение;

· голосовая почта;

· двусторонние видеоконференции;

· односторонняя видеотрансляция с обратной связью по теле­фону.

При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках.

Несмотря на быстрое развитие информационных техноло­гий и широкий спектр их применения в ДО, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью ДО. В России это осо­бенно важно, так как российские студенты в отличие от их за­падных коллег привыкли к книгам больше, чем к видеокассе­там. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базо­вых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на ДО, но должны содержать основную информацию, давать основные знания.

Необходимо в дополнение к базовым универсальным учеб­никам иметь печатные пособия, содержащие информацию, от­ражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять через компьютерные сети. В наиболее прос­том виде эти технологии применяются в национальных и миро­вых компьютерных сетях типа Internet, Batnet, EUNet. Одна из возможностей — использование протокола передачи файлов (FTP протокола). Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных се­тей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети в операционном режиме или через асинхронную электронную почту.

Наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается прак­тически мгновенная доставка информации.

Видео — очень полезная технология применительно к ДО. Видеопленки позволяют прослушивать лекции лучших препо­давателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. В американских и европейских курсах основной материал изла­гается в печатных изданиях и на видеокассетах.

Если в курсе необходима визуальная информация и ее не­возможно дать в печатном виде, тогда необходимость видеома­териалов очевидна.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на ла­зерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии по­зволяют при соответствующей доработке приспособить сущест­вующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставля­ют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме.

Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет препо­давателям наблюдать за ходом усвоения материала и организо­вать обучение на основе индивидуального подхода.

Асинхронная система общения между преподавателем и сту­дентом, необходимая для обмена информацией (вопросы, сове­ты, дополнительный материал, контрольные задания), позво­ляет анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда студент звонит по какому-то определенному номе­ру телефона и его вопросы записываются на пленку. Далее пре­подаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты в свою очередь могут прослушать в асинхронном режиме. Голосовая почта широко исполь­зуется в ДО США.

На данный момент наиболее популярным видом асинхрон­ных коммуникаций являются глобальные телекоммуникацион­ные сети. Вполне очевидна выгода использования международ­ных и национальных сетей типа Internet.

Internet является мировой компьютерной сетью, которая объ­единяет огромное число различных исследовательских и обра­зовательных компьютерных сетей. Практически все учебные за­ведения во всех индустриальных и во многих развивающихся странах имеют доступ к этой сети.

Для того, чтобы присоединиться к этой сети, достаточно иметь любой компьютер и модем. Региональные центры Internet подключены к обычным телефонным линиям. Internet позволя­ет асинхронно передавать электронную почту от одного пользо­вателя к другому, доступ к огромному числу телеконференций разного рода, организовывать свои телеконференции для обсуж­дения проектов преподавателями и студентами, иметь доступ к архивам, в том числе и к обучающим материалам как в асинх­ронном, так и в оперативном режимах, к разным базам знаний и базам данных, а также к электронным библиотекам.

В Российской Федерации создана сеть Relcom, которая под­ключена к Internet и имеет свои узлы по всей стране. В дополне­ние к Relcom в ее рамках была создана подсеть RELARN, ис­пользуемая для исследований и обучения (любая коммерческая деятельность запрещена), которая финансируется государством. Скорость передачи информации в Relcom довольно высока: в течение нескольких часов информация доходит в любой уголок мира.

Если преподаватель и студенты находятся в одной и той же области и пользуются одним и тем же сервером, то нецеле­сообразно использовать международную сеть. В этом случае гораздо дешевле организовать местную электронную доску объявлений (BBS) на основе своего компьютера-сервера. При­соединиться к BBS очень просто: достаточно позвонить по мест­ному телефону на этот сервер и соединить с ним при помощи модема свой компьютер. Таким образом вполне возможно ис­пользование BBS для общения преподавателей и студентов в пределах города.

Можно выделить основные технологии ДО, используемые в России. И их краткая характеристика дана в табл. 6.10.

 

Таблица 6.10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.