Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь развития и воспитания учащихся




Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитан­ником духовной культуры народа под руководством вос­питателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются ка­чества и характеристики личности, в соответствии с кото­рыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, со­вершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила назва­ние онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся ос­ваивает знаковые и символические структуры (высказы­вания) и средства; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становится личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших пси­хических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

В то же время психика человека - продукт культур­но-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира яв­ляется предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А. Н. Леонтьеву): сенсорная психи­ка, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в он­тогенетическом развитии ребенка.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагоги­ческих концепциях изложено различное количество ста­дий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное дет­ство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образователь-

ные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста мо­жет соответствовать дошкольному уровню (в случае отста­вания), либо уровню подростка (в случае акселерации — опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсив­но развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природ­ных психических функций. 2. От 2-3 лет до 12-14 лет — стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основополож­ником данной классификации является Л. С. Выготский — автор культурно-исторической теории развития психики.

Между-стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подгото­вительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции "наслаиваются" на преды­дущие. При этом более простые функции, вплоть до ин­стинктов, продолжают действовать и управлять поведени­ем человека. Психика воспитанного человека имеет слоис­тое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Первая стадия (0—2 года) начинается со дня рождения ребенка, хотя существует и другое мнение о том, что раз­витие природных психических функций начинается еще до рождения, когда у плода появляется мозг. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, тулови­ща), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т. д.), воля, сенсомоторный интеллект. Мышление малыша конкретное, чувственно-двигательное, предметно-отнесен­ное, выражается в практическом анализе и синтезе связей между предметами, непосредственно воспринимаемыми в

обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребенок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития — мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и дру­гие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекра­щается и ребенок на всю жизнь остается умственно отста­лым дебилом. При систематическом действии этих факто­ров ребенок постепенно переходит на следующую стадию развития.

Во второй стадии (2—13 лет) на базе природных психиче­ских функций, которые продолжают совершенствоваться, по­являются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умения читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, за­стенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные опера­ции и дооператорный интеллект; мышление становится рече­вым, а речь — осмысленней. На этой стадии ведущими яв­ляются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому уча­щийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития — хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация кол­лективной, совместной и самостоятельной деятельности, раз­нообразие средств, интеллектуальное общение и др. — обус­лавливают переход учащихся на следующую стадию развития.

На третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-сим­вольных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между зна­ками; жизнь среди знаков и значений регулируется выс­шими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память,

восприятия и тд.), высшие эмоции (совесть, долг, патрио­тизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). Вос­питание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия — новое качество личности, система, в составе ко­торой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и же­лание стать лучше, избавиться от недостатков предшествую­щего воспитания. Эти высшие психические функции сосу­ществуют с природными и простейшими культурными функ­циями, на базе которых они и появляются.

Рассмотренные стадии психического развития су­ществуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и куль­турных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, — стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на дру­гую — более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее влияния на психическое развитие, есть система куль­турных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. Эти условия неоднородны. Одни условия образуют осво­енную социально-бытовую обстановку, окружение детей;

другие условия — люди (родители, учителя, друзья, зна­комые, учащиеся), третьи — новые культурные ценности, которые еще предстоит освоить; четвертые — средства общения и деятельности; пятые — факторы, причины психического развития.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и вос­питания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслужива­нием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ре­бенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т. п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, зако­ны и нормы поведения, принятые в данной группе. Это "стихийное воспитание" — освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагоги­ческой цели. Оно бывает, в частности, в некоторых се­мьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а ро­дители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, — дети сами, по собственному желанию впитывают новые ду­ховные ценности под влиянием среды и обстоятельств

жизни.

Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, опреде­ленным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обяза­тельно взрослый) - личность, владеющая некоторой си­стемой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребенок) — индивид, которому предстоит освоить фраг­мент культуры. Развивающее воспитание — целенапра­вленный процесс порождения во внутреннем мире воспи­танника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответ­ствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по соб­ственной инициативе, в плане самовоспитания и самораз­вития. Как правило, это случается с учащимися, находя­щимися на третьей стадии развития, когда рефлексия до­стигает существенного развития. Самовоспитание обус­ловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколь­ко десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современ­ную культуру. Кроме того, учащиеся критически оцени­вают недостатки своего характера, привычки, другие со­ставляющие внутреннего мира личности, стремятся изба­виться от них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.