Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательную, развивающую и воспитательную




Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование зна­ний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохра­нение в памяти и воспроизведение фактов науки, поня­тий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуют­ся полнотой, системностью, осознанностью и действен­ностью. Это значит, что в процессе обучения ученики по­лучают необходимые фундаментальные сведения по осно­вам наук и видам деятельности, представленные в опреде­ленной системе, упорядоченные, при условии, что уча­щиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнару­живаются в умениях ученика и что, следовательно, обра­зование состоит не столько в формировании "абст­рактного" знания, сколько в развитии умений использо­вать его для получения новых знаний и решения жизнен­ных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение спо­собом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лаборатор­ная научная работа). К общим умениям и навыкам отно­сятся владение устной и письменной речью, информаци­онными материалами, чтение, работа с книгой, рефериро­вание и пр.

Анализ образовательной функции обучения естествен­но ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлени­ях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-

мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обу­чения и развития — один из острейших вопросов в психо­логии и современной дидактике. Отечественной психоло­гической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, сред­ство развития личности. Один из важнейших законов пси­хологии, сформулированный Л. С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как из­вестно из психологии, развивается в процессе деятель­ности.

Однако психология и дидактика XX века утвержда­ют, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направ­ленность, разработано и организовано так, чтобы вклю­чать учащегося в активную и сознательную разнообраз­ную деятельность. Развивающая функция обучения реа­лизуется в ряде специальных технологий или методиче­ских систем, преследующих именно цели развития лич­ности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". В 60-е годы один из российских дидактов Л. В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе об­учения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчин-ской и др. Благодаря этим исследованиям, отечествен­ная дидактика получила ценные результаты: теорию по­этапного формирования умственных действий (П. А. Галь­перин), методы проблемного обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), способы активизации познавательной деятель­ности учащихся и др.

Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной дея­тельности, анализу, сравнению, классификации и пр., об-

учение способности наблюдать, делать выводы, выделять су­щественные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной, двигатель­ной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важ­но, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окру­жающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движе­ние, т. е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произволь­ные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональ­ной, творческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной сферы, тонкости и бо­гатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В ди­дактике имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д. Кабалевский, Б. Неменский, И. Волков).

Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развиваю­щий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий ха­рактер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной законо­мерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспи­тательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эсте­тические представления, система взглядов на мир, способ­ность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируют-

ся также потребности личности, мотивы социального по­ведения, деятельности, ценности и ценностная ориента­ция, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные пред­меты имеют равный воспитательный потенциал. У гума­нитарных и эстетических дисциплин он выше: преподава­ние музыки, литературы, истории, психологии, художе­ственной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для форми­рования личности. Однако нельзя утверждать об автома­тизме воспитания на этих предметах. Содержание учебно­го материала может вызывать неожиданные, противопо­ложные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психо­логической, педагогической ситуации обучения, от осо­бенностей класса, места и времени обучения и пр. Содер­жание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гу­манитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, пси­хологический климат в классе, взаимодействие участни­ков процесса обучения, стиль руководства учителем по­знавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который сое­диняет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятель­ность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функ­ции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учи­тель должен, во-первых, анализировать и отбирать учеб­ный материал с точки зрения его воспитательного потен-

циала, во-вторых, так строить процесс обучения и обще­ния, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, по­требности, гуманистическую направленность. Для реали­зации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо созда­вать условия для благоприятного формирования школьни­ков, оставив им право, свободу и самостоятельность в ана­лизе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна форми­ровать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обуче­ние. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

Итак, наукой выделены три функции процесса обу­чения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: об­учение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонен­тах процесса обучения: в комплексе задач урока или ка­кого-либо отрезка обучения, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения. Этим опре­деляется ряд требований к обучению, выполнение кото­рых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.