Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства учебной деятельности




Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельностей учителя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, сред­ства. и технология деятельности). Средство обучения "расположено" между учащимся и учебной информацией. Его функции аналогичны функциям средств труда (молотки, станки, комбайны и т. п.) в процессе материаль­ного производства. Существует некоторая аналогия между структурами обучения (духовного производства личности)

и производительным трудом (производством материальных ценностей культуры).

Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Средства об­учения уподобляются усваиваемому знанию; в них кри­сталлизован опыт общественной практики, способы при­менения научной и технической информации.

Средства учения, иначе называемые орудиями дея­тельности учащихся, используются при решении задач и усвоении знаний. Это дидактический раздаточный матери­ал, карты, схемы, таблицы, оборудование для лаборатор­ных работ, средства труда в учебных мастерских и т. д. Предмет становится средством учения, когда учащийся использует его для преобразования условия задачи или других предметов с целью получения ответа или другого продукта. В процессе выполнения познавательных заданий в сознании учащихся остаются следы деятельности — зна­ния, умения, привычки, убеждения. Усвоенные знания (продукт обучения) используются далее для решения более сложных задач, то есть начинают выполнять новую для них функцию средств учения. Например, сначала уча­щиеся усваивают формулу по геометрии, физике и т. п. в процессе решения теоретической задачи (доказательство теоремы, построения модели физического явления). В ре­зультате теоретический деятельности у них появляется знание формулы. Затем эта формула применяется для решения рас­четных и графических задач в качестве средства прикладной деятельности, продуктом которой будут практические умения применять формулу.

Средства учения могут быть введены в учебный про­цесс двумя способами. В первом случае учитель объясняет их на уроке "в готовом виде" как они объективно су­ществуют в культуре и описаны в учебнике. Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися на уроке в ходе решения теоретической задачи в общем виде, разрабатывает алгоритм применения и кон­кретизации.

В настоящее время в практике обучения широко рас­пространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения. Согласно первому, средства не влияют на качество знаний учащихся, поэтому

их использование не обязательно, достаточно доски, мела и ясного объяснения. В этой позиции средства обучения отождествляются со средствами наглядности, контроля и т. п., создающими известный комфорт, без которого можно и обойтись. Кроме того, в ней явно недооценивается роль практической деятельности в усвоении знаний, игнориру­ется явление интериоризации и преувеличивается значе­ние механического заучивания. Главной признается ум­ственная деятельность, а речь учащихся рассматривается в основном как средство выражения мыслей. Этот подход следует считать морально устаревшим.

Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обес­печивающие достижение цели, а все остальные компо­ненты (методы, организация, образы и т. п.) должны соот­ветствовать и обуславливаться спецификой средств обуче­ния. Преувеличение роли средств обучения можно рас­сматривать и как негативную реакцию на первый подход. Учителя, исповедующие эту позицию, как правило уделя­ют большое внимание оборудованию учебного кабинета, постоянно разрабатывают и изготовляют новые средства (приборы, наглядные пособия, лабораторные работы, де­монстрационные опыты и т. д.) вместе с учащимися. Они справедливо считаются мастерами обучения, образцами для подражания и обеспечивают высокое качество знаний учащихся.

Третья позиция состоит в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонента­ми) качество знаний и умственное развитие учащихся. Разработка и использование новых средств обучения неиз­бежно влекут за собой изменение состава действий и опе­раций, осознание нового средства и его объективных свойств, что влечет за собой улучшение качества знаний и повышение умственного развития учащихся.

Опут передовых учителей и экспериментальные исследования (Л. С. Вснготский, П. Я. Гальперин, И. П. Калошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде, или конструируются учащимися со­вместно с учителем на уроке. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний, нежели их ординарное использование по данному образцу. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усо-

вершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, алгоритмов и планов работы, разработку новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляет одно из основных условий повышения ка­чества знаний, развития кругозора и способностей учащихся.

Преподаватели-энтузиасты часто изготовляют новые средства обучения совместно с учащимися, причем все еди­нодушно отмечают, что качество знаний учащихся при этом существенно улучшается. Этот вывод следует из известной дидактической закономерности о том, что качество знаний учащихся зависит от использованных в учебной работе средств учения (орудий познавательной деятельности). Но­вые средства учения и связанные с ними изменения в орга­низации, содержании познавательной деятельности возбуж­дают внимание и познавательный интерес учащихся, улуч­шают запоминание и понимание учебного материала. В про­цессе изготовления и использования новых средств учения происходит умственное развитие учащихся потому, что осу­ществляется взаимодействие средств с учебной информацией, порождающее творческие способности при условии выделе­ния этого средства в специальную цель дидактического ана­лиза на уроке.

В учебной деятельности используются как материаль­ные, так и идеальные (вербализованные и материализо­ванные) средства учения. Умственные действия совер­шаются при помощи идеальных средств, которые входят в состав компонентов мышления наряду с образом конечно­го продукта (целью), условием задачи (предметом преоб­разования) и технологией работы (операционным соста­вом мышления). В процессе объяснения нового материала учитель изображает эти средства наглядно (материально) в виде символов, графиков, таблиц, схем и т. п., либо верба­лизует их. Вербальные выражения средств всегда начина­ются с глагола (начертить, изобразить и т. п.). Жесткая по­следовательность использования средств обучения получи­ла название алгоритма, которая иногда называется также "план решения задачи".

Мышление как деятельность, состоящая из умственных дей­ствий, внешне проявляется в речи. В процессе выполнения ум­ственных действий у учащихся происходит становление семиоти­ческой функции речи: умения пользоваться системами символов и знаков, строить значащие формы высказываний, разделять и клас­сифицировать их значения. Одно из свойств знака - приписанное ему значение, которое может быть либо исторически выработанным,

либо произвольным. Исторически выработанные значения знаков составляют духовную культуру народа; они приводятся в учебнике, словарях и используются в общении. Произвольные значения уста­навливаются учителем или учащимися на уроке временно, для усвоения отдельной темы. К общеупотребительным знакам культу­ры относятся различные языковые формы (научные понятия, описа­ния, определения и т. п.), схемы, учебные карты, чертежи, формулы, графики. Познавательная деятельность с этими средствами назы­вается знаково-символической. Знаки материализуют мысленные образы и операции, делают более продуктивным и наглядным мыш­ление. В познавательной деятельности учащихся знаки выступают в функции орудий, посредством которых учащийся мысленно преоб­разует объект (условие задачи), соответственно поставленной цели (вопросу задачи), и одновременно воздействует на самого себя, усваивая знания и методы деятельности, развивая и тренируя свои способности.

В семиотике - науке о знаках - различают следующие из функ­ций: сигнификативную (связь знака с мышлением), идентифици­рующую (устанавливающую соответствие предмета и образа через знак), дистинктивную (различительную), перцептивную (восприятие знака), познавательную (использование знака в логическом мышле­нии), предписывающую, характеризующую и оценочную. Знаки ре­презентируют (представляют, замещают) не только материальные объекты, но и идеальные, а также действия, свойства, операции, от­ношения, цепи знаков (формулы); тем самым они участвуют в пото­ке логического мышления, повышая его эффективность. Целенаправленная знаковая деятельность - составная часть учения, в ко­торой появляется знаковая ситуация - отношения между знаком, предметом и мышлением; ее можно представить в виде семантиче­ского треугольника (рис. 1):

Рис. 1. Семантический треугольник

В обучении знаки позволяют накапливать, хранить и переда­вать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме в процессах обучения и логического мышления.

Рассмотрим в качестве примера учебные карты и таб­лицы индивидуального пользования (дидактический "раз-

даточный материал), все чаще используемые в самостоя­тельной работе учащимися. Они имеют определенный способ употребления, который выработан в науке и за­креплен в практике обучения: это не просто столбцы (операции) и строки (виды объектов), клеточки информа­ции, но и тот общественно выработанный способ дей­ствия, который систематизирован, организован и оформ­лен, кристаллизован в таблице. Поэтому разрабатывать на занятии вместе с учащимися учебную карту и затем ис­пользовать ее для усвоения знаний и решения задач — это значит применять обобщенные познавательные действия, обеспечивающие усвоение данной информации вместе с методами ее структурирования и применения. Употребле­ние учебной карты и таблицы повышает качество знаний и содействует умственному развитию потому, что обобще­ние учебной информации в ней слито с практическим анализом и применением для решения тренировочных за­дач, в ходе которого в знаниях отображаются объективные характеристики учебной информации; обобщение содер­жания осуществляется по известному для учащихся и объ­ективированному в карте признаку, что делает карту эф­фективным средством усвоения обобщенного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.