Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система методов воспитания




Нельзя представлять совокупность методов воспита­ния в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не рядоположны; каждый из них реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией то­му служит следующее. Ребенок растет в окружении книг -этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения этих книг ребенком. Но и чтение при­обретает статус метода воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценности книги.

Социально-ценностная среда через активное взаимо­действие с нею ребенка выступает в своем воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в соци­ально-ценностной интерпретации и осмыслении его зна­чимости в жизни человека вообще и своей личной жизни, в том числе.

Каждый из этих методов, возведенный на педагогиче­ский пьедестал в оторванности от других, порождает из­вращенную картину воспитания. Приват средового окру-

жения вынуждает педагога направлять все усилия на пред­метное обустройство школы, и тогда появляются красивые воспитательные учреждения, духовно обедненные, холод­ные и безрадостные. Сведение технологии и методики воспитания к организованному разнообразию деятель­ности создает образ фонтанирующего воспитания, где множество ярких красивых дел сменяют друг друга, но, несмотря на это, дети "дурно воспитаны". Сужение воспи­тательной работы до организованного осмысления жизни по­рождает образ занудливого нравоучения и пустых интел­лектуальных упражнений.

Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни детей. Правда, один из них может доминировать в специфически сложившихся об­стоятельствах.

Применить, использовать метод взаимодействия со средой - это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый - часть среды, и каждый - объект воздействия этой среды. Иногда его называют "средовым" методом.

Полиморфность1 среды придает средовому методу максимально широкий и поэтому еле уловимый характер. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отли­чишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, орга­низуемой педагогом.

Во-первых, многообразны сферы жизни, в контекст которых вовлекаются дети: природа, общество, материаль­ное производство, духовное творчество, персонажи, чело­век как отдельный мир, отношения между людьми.

Во-вторых, выход на такое широкое взаимодействие производится с позиции современной культуры: объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.

В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку пред­лагается активная позиция субъекта, действия и поведение

' Полиморфность - (гр. poly - много, многое - многоформенность + гр. morphe - форма). 466

которого являются составными элементами среды - в от­личие от позиции обывателя, играющего пассивно-осуждающую роль: "Все люди злые, ленивые, агрессивные, никто ничего не делает, чтобы улучшить обстоятельства".

В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог подчеркивает амбивалентность1 действительности, синкре­тическое единство добра и зла, прекрасного и безобразно­го, истины и лжи.

В-пятых, педагог акцентирует внимание детей в этом взаимодействии на связи "Я" человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей в развернувшимся перед ребенком миром.

Названные черты, присущие организованному вза­имодействию ребенка с окружающей действительностью, свидетельствуют о воспитательном процессе, о целена­правленном способе ведения ребенка по жизни.

Проиллюстрируем сказанное.

Дети отправляются в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть жизнь глазами другого "Я", чтобы тем самым расширить свое пред­ставление о жизни, чтобы сравнить свое отношение к миру с отно­шением "Я" художника и чтобы, поднявшись над мелким, частным, обыденным, увидеть красоту там, где их глаза ее пока не обнаружи­вают.

Дети вместе с педагогом кладут цветы на могилу Солдата.

Дети весной выходят с рабочими инструментами на грязный школьный двор и начинают наводить новый порядок на новом этапе послезимней жизни.

Дети отмечают вместе со взрослыми юбилей старого учителя.

В ракурсе нашего факторного рассмотрения все это один метод воспитания - педагогическая организация вза­имодействия с окружающей социокультурной средой.

Организовать воспитывающую деятельность - значит вовлечь воспитанников во все разнообразие видов дея­тельности, придав деятельности социально-ценностные черты, тем самым утверждая деятельностью активное от­ношение к реальности. Через деятельность формируется "Я" ребенка, но через деятельность только и может ребе­нок выстроить взаимоотношения этого "Я" и других.

В отличие от житейско-бытового представления о дея­тельности, сводимой к достижению предметного результа-

1 Амбивалентный - (лат. ambo - оба + valentia сила) - двой­ственность, неоднозначность, одновременное присутствие по­лярно противоположных характеристик.

та: сварить суп - чтобы съесть; вымыть пол - чтобы чисто было; сшить - чтобы было что надеть; прочитать - чтобы знать и т. д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:

— ценностная мотивация (для кого? ради чего?);

— проживание палитры ценностных отношений (что чувствовал? что понравилось? что обнаружил? что открыл для себя?);

— установление связи деятельности с последующей жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изме­нить?..);

— фиксированное внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);

— рефлексия' по окончании деятельности (как я себя чувствовал? как я работал?).

Старшеклассники ставят театральный спектакль по пьесе Рацера и Константинова "Диоген". В ходе подготовки они изучают ма­териал истории Греции, они знакомятся с философской концепцией киников2, они определяют свое отношение к идее Диогена в образе легендарной бочки, они играют героев полярных жизненных позиций - в итоге, они вторгаются в жизненные обстоятельства и присутствием своего "Я" меняют эти обстоятельства, приобретя некоторые уме­ния влиять на мир, но меняя и самих себя в этом мире.

Организовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, к его разви­вающейся способности отражать действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть содержание жизни? что есть средства жизни? что есть дру­гие люди для моего "Я"? что есть общество для меня? и что есть мое "Я" для общества? в чем смысл жизни?.. и т. д.

Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:

1 Рефлексия - (лат. rehexso - обрашение назад) размышление над прошедшим моментом, самоанализ.

2 Киники - последователи философской школы, основанной в IV в. до н. э. учеником Сократа Антисфеном и названной по месту, где происходило обучение; киники призывали к "естественному" поведению, простоте и возврату к природе, от­вергая нравственные нормы, основанные на общественных уста­новках; киники отражали идеологию неимущих слоев общества в период социального кризиса общества. 468

— указывая постоянно на связь поведения ребенка с самочувствием и благополучием других людей (например:

"Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, толь­ко так, чтобы другим плохо не делать");

— предварительно рисуя возможные последствия того, что собирается сделать воспитанник (например: "Это твое право поступать, как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение");

— извлекая ценностное содержание из житейских по­вседневных ситуаций (например: "Одна риза - символ кра­соты, а много роз-это товар");

— обсуждая с ребенком его маленькие проблемы на уровне социально-ценностном (например: "Приходится отказываться от минутных желаний; если этому научиться, можно стать сильным");

— рассматривая значение абстрактных понятий, обо­значающих общечеловеческие ценности (например, совес­ти, счастья, достоинства);

— приобщая ребенка к чтению книг, к произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;

— развивая интерес ребенка к событиям протекающей истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию.

Если педагогическая "соль" второго факторного мето­да прячется в духовном развитии личности ребенка - в возвышающем влиянии на него разнообразной деятель­ности, педагогическая сущность третьего факторного ме­тода воспитания состоит в становлении автономного эман­сипированного внутреннего мира "Я", в развитии способ­ности личности выбрать свою избирательную жизненную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.

Однако как только сказанное проецируется на прак­тику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспита­ния... нет. Допустим, что ребенок под руководством и с помощью мамы умывает утром лицо и чистит зубы. Мож­но считать, что это не что иное, как метод упражнения, потому что, якобы, мать формирует у ребенка культурную привычку, приучая его к гигиеническим действиям. Но как только мы спросим ребенка, зачем надо умывать лицо и чистить зубы, а заодно и себя самих спросим об этом, мы выходим за пределы метода упражнения. Данные дей-

ствия по утром для ребенка становятся методом формиро­вания его сознания: роли здоровья и внешнего вида чело­века для окружающих и самого субъекта. В ходе гигиени­ческой операции протекает развитие сознания ребенка -разве это не метод убеждения? Кроме того, во время умы­вания мать приговаривает ласковые слова, похваливает ре­бенка, организуя положительное подкрепление, показы­вает, как она сама чистит зубы, увлекая примером. Здесь и метод поощрения, и метод примера, и диалог, и разъясне­ние - и вес это собралось в единый фокус, и вырвать отдельнее воздействие невозможно, ибо оно имеет смысл лишь в связке с другими воздействиями.

Каждый акт организуемой жизнедеятельности детей -это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога -это одновременное сочетание тонких операционных воздей­ствий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания -лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскры­тия сущности процесса воспитания.

Не лучше ли тогда выбросить с педагогического ко­рабля этот груз? Нет, не лучше, и вот почему!

Введение "методов воспитания" обусловлено психоло­гической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, изби­рательно установленная и проявляющая себя в трех фор­мах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практическо-действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия "метод воспитания" несмотря на некото­рую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоре­тическую разработанность, крайне необходимы и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентиро­вано, как стрелки компасов, разом на все стороны склады­вающихся у детей ценностных отношений.

Посмотрим, как это выглядит в реальной работе педа­гога с детьми.

Дети приносят и вручают педагогу букет ярких цветов. Педагог "Как вы узнали, что астры - мои любимые цветы? Спасибо. Вы так добры. Поставим их в воду? Кто-нибудь поможет? Нет-нет, пусть

мальчики принесут воду, а девочки подрежут стебли и красиво рас­положат букет... " В этом крошечном эпизоде богатейшая гамма воз­действий: дети получают информацию о том, что дарить надо то, что человек любит, о том, что работу труднее исполняют мужчины, о том, что девочкам присуще чувство красоты, о том, что врученный подарок выставляется для всеобщего обозрения; дети получили до­полнительный опыт внимания и помощи другому человеку; дети пе­режили удовлетворение от собственных действий, слегка возвыси­лись в собственных глазах; дети проживали вместе с другим чело­веком его радость.

Наш теоретический анализ приведет к выводу, что в этом кратком миге школьной жизни использованы бы­ли все три метода воспитания и все три метода педаго­гического воздействия. Однако вряд ли педагог целена­правленно и планомерно строил свою реакцию - она рождалась спонтанно ("самопроизвольно" - лат.), он проживал с детьми миг жизни и подаренную ему радость, он проживал отношение, а оно и выводит на три канала воздействия и три формы проявления себя. Так спонтанная реакция педагога становится похожей на продуманное использование суммы методов. Впро­чем, самопроизвольность педагогических профессио­нальных реакций условна: его развитое педагогическое мышление, его профессиональная позиция, его психо­логическая подготовка предопределяют задолго до си­туации ее воспитательный исход.

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замыс­ла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индиви­дуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения склады­вающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.