Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества




ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Начальной структурной единицей общества, заклады­вающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объ­единяет супругов, детей и родителей, включающих одно­временно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью;

она таковой становится и укрепляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Концепция семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления даже в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали форми­рование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к лю­дям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т. д.

Первые требования к личности человека и его поведе­нию как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почти­тельным к родителям и старшим и др.

Бережное отношение к личности ребенка в семье, от­ветственность за него завещаны евангельским положением о том, что за грехи детей в первые семь лет их жизни от­вечают родители.

Концепцию семейной педагогики мы встречаем в раз­личных словесных изложениях. Смысл же ее был постоян­но один и тот же: создание системы воспитания, обеспе­чивающей всестороннее и гармоничное развитие лич­ности, сохранение и укрепление физического, нравствен­ного и психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу "делай, как я", т. е. в основу

семейного воспитания был положен жизненный опыт предков-пращуров, авторитет родителей, их дела, поступ­ки, семейные традиции. В качестве образца в первую оче­редь выступали отец и мать. Глава семьи был примером для подражания, как правило, мальчикам, девочки чаще учились у матери.

Так как крестьянские семьи нередко постигали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть, -дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда их воспитание осуществлялось всем миром, общиной, иногда совсем посторонними людьми, которым отдавали сирот в ученики. При этом четко срабатывала народная педагоги­ка со всеми традиционными правилами и вековым пред­ставлением о добре и зле, о допустимом и запретном, о разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни "Арины Родионовны", "ваньки, васьки, захарки", приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи, воспитывали "русский дух", передавали вместе с народными песнями и сказками представления о правде и справедливости, о чес­ти и достоинстве.

Повзрослевших детей отдавали на воспитание фран­цузским гувернерам и гувернанткам, немецким боннам, которые учили правилам хорошего тона, светским мане­рам. Вообще в явлении гувернерства заложен глубокий по­ложительный смысл: нотации и нравоучения читал чужой человек, над которым можно подшучивать, подтрунивать, которого за постоянные надоедливые замечания можно не любить или за ненадобностью уволить. Родители же ода­ривали дворянских детей лаской, положительными эмо­циями, поэтому о них дети вспоминали с обожанием, глу­боким уважением, любовью.

На рубеже XIX—XX веков модель традиционной пат­риархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным про­тиворечиям, и члены одной семьи подчас оказывались в разных идейных лагерях и исповедовали разную морали. Наблюдается значительное снижение уровня престижа главы семьи — отца.

В то же время именно родители - первые воспитатели -имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо

утверждал, что каждый последующий воспитатель оказы­вает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Роди­тели являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуж­дается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается ответственность за воспита­ние и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Поэтому обеспечение семейного воспитания, его со­держательные и организационные аспекты являются веч­ной и очень ответственной задачей человечества.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут до­стойно преодолевать трудности и преграды, встре­чающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожи­данностей. Развитие интеллекта и творческих способно­стей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмо­циональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодей­ствий родителей и детей, который непременно должен до­ставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Родитель - профессия педагогическая. Для эффек­тивного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направ­ленность на постоянное и взаимополезное общение с соб­ственными детьми. Родителей нужно учить здоровому об­разу жизни, т. к. одной из главных забот родителей являет­ся забота о здоровье детей. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делово­го расчета, честной ^. предприимчивости. Но вначале всем этим должны овладеть родители.

Определенный педагогический опыт есть у каждого, т. к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и де-

душек. Все самые важные процессы начального воспита­ния происходят в семье - все начинается с раннего детства

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская лю­бовь - это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидиро­ванием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, нера­зумная родительская любовь смещает в сознании детей си­стему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, на­чала или конца. Родители для детей - это жизненный иде­ал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспита­тельного процесса: школы, учителей, друзей. Семья созда­ет для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высо­кую родительскую миссию. Влияние родителей на соб­ственных детей должно обеспечивать их физическое со­вершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок не­вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подра­жает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.

В современных условиях, когда идет бурная пере­стройка политического и социально-экономического укла­дов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И при­чин тут много.

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении послед­них пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по ухо­ду и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали

практические навыки, которые затем можно было исполь­зовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности от­делиться от своих родителей, от старшего поколения. Ка­залось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь по­рознь со старшим поколением лишает молодые семьи воз­можности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколе­ния на детей снижается, остается невостребованной их на­копленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же вре­мя страдает и старшее поколение без наивной непосред­ственности внуков, без общения с ними.

В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспиты­вать ребенка надо, пока он еще маленький и "лежит попе­рек, а не вдоль лавки". Народная педагогика учила высо­кой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: "Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло", или "Гуляй, да в подоле не принеси".

В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрос­лого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоци­альные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недо­стойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где жи­вут горожане "в первом поколении", выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное вос­питание,- все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспечен­ность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального нас­троя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге-для семейного воспитания.

В-шестых, гипертрофированная политизация общест­ва, когда прямая трансляция заседаний Государственной Думы и выступлений отечественных и зарубежных поли-

тиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух:

"Отойди, не мешай!" И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились не менее по­вальным увлечением сериалами типа "Просто Мария", "Дикая Роза" и др. Вновь вся семья прикована к телеэкра­ну, а на общение с детьми, т. е. на их воспитание, не оста­ется времени.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и назван­ных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагопо­лучие в постановке семейного воспитания во многих со­временных семьях. Поэтому школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым роди­телям в овладении содержанием и организацией воспита­ния детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвеще­нии родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.

В последнее время усилилось отрицательное влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения, где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чу­жую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства и денег. На задний план отхо­дит поддержка слабого, помощь немощному, чувство со­страдания, дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менее уважительно от­носятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенной мере обусловлено тем, что в жизни они ма­ло общаются с родными дедушками и бабушками, не на­блюдают и не понимают естественных проявлений старос­ти с ее болезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствовать и сопере­живать им.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоко­ленные (только супруги), двухпоколенные (родители и де­ти), межпоколенные, в которых совместно проживают де­ти, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья назы-

вается неполной. Разновидностью неполной является вне­брачная семья, где женщина рождает ребенка, не зареги­стрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка, при незарегистриро­ванном браке, сами рождены и выросли в условиях неза­ключенного официального брака их родителями. Как ви­дим, семейные обстоятельства и условия, в которых роди­лись и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные", хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образо­вание, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глу­бокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в кото­рых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как пра­вило, в неблагополучных семьях дети больные, т. к. за по­стоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, не­довольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не ну­жен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

В связи с изменениями, происходящими в стране, на­рождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду "новых русских". Это как правило, высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи. Но именно в этих семьях роди­тели постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь киднепинга, т. е. его похищения, взятия в заложники. По этой причине дети из семей "новых русских" нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители. Своеобразно складываются отношения в подобных семьях между родителями. Жена, как правило, не работает. Она часто звонит мужу на работу, интересуясь, где он, что с ним, как идут дела. Одной из ее постоянных тревог стано­вится тема, где и с кем он проводит свое свободное время, т. к. домой "глава семейства" не торопится, предпочитая проводить досуг в кругу друзей и подруг. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных от­ношениях в подобных семьях. Таким образом, материаль­но обеспеченная семья, в которой есть мать и отец, попа­дает в разряд "неблагополучных" для формирования лич­ности ребенка. Тот же итог - неблагополучные условия для развития ребенка - наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обес­печивающими прожиточный минимум. С этими обстоя­тельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспи­тательный процесс. В общей сложности кризисная ситуа­ция в полярно противоположных семьях в значительной мере отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания де­тей в образовательных учреждениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.