Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя




Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притяза­ний с достигнутым результатом, а второй — в социальном срав­нении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при ис­пользовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формиро­ванию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающе­го учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том

числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом лич­ности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа долж­на начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый про­стой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — чтение специальной литературы, зна­комство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспита­ния, относят педагогический коллектив, стиль руководства шко­лой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический кол­лектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принци­пиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творчес­ким поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чув­ствуется заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании.

Идеал — высшее совершенство, не­что совершенное в той или иной области; конечная цель стремлений

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания ус­пеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учи­телей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляет­ся потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чте­ния художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно инди­видуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязан­ных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных

рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле'. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методи­ки типа вербального теста "понятийный словарь".

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В. Ф. Ряховского2. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих фак­торов, углубленное познание себя должно идти по линии выявле­ния уровня сформированности перцептивных умений, навыков пе­дагогической техники и таких умений, как умение слушать собесед­ника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т. п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявле­ние особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, тем­перамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно стано­вятся принципами поведения и деятельности личности. Напри­мер, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не от­вечать односложно "да" или "нет" — искать другие формы отве­та; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-ми­нимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется про-

' См. Практические занятия по психологии / Под ред. Д. Я Богдановой И. П. Волкова. - М., 1989. - С. 35 - 36

2 См.. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении. — М 1987 — С 52 - 54.

грамма, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный (для удобства восприятия) вариант:

Самопознание, самообразование   Овладение навыками НОТ   Самовоспитание  
задачи   пути и средства  

 

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообраз­ны. Учитывая особенности своей личности и конкретные усло­вия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим

Релаксация — общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физи­ческих усилий.

психическим состоянием, т. е. средства саморегуляции. К ним от­носят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самопри­каз, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благо­даря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специаль­ных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогиче­ски мыслить и действовать не может быть обеспечено без спе­циальных упражнений, направленных на развитие наблюдатель­ности, воображения как основы предвидения и творческого про­ектирования своих действий и действий воспитанников. Науч­ное педагогическое мышление выражается в свободном опери­ровании педагогическими фактами, их разложении на состав­ляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, ус­тановлении аналогий, сходства и различия в педагогических яв­лениях. Для этого будущий учитель должен научиться класси­фицировать факты и явления, устанавливать причины и выяв­лять мотивы поведения и деятельности участников социально­го взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

 

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т. п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает:

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

устойчивый познавательный

интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Напишите микросочинение на тему "Почему я выбрал(а) педаго­гическую профессию?".

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность являет­ся ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном са­мовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особен­ности в студенческом возрасте?

10. Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на бли­жайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему "Социально-психологические усло­вия становления будущего учителя", где дайте характеристику студен­чества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4—7).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. — М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической

культуры преподавания в высшей школе. — М., 1993.

Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.

Шакуров Р. Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Раздел П

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полу­ченный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания...

Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

С. И. Гессен

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

• Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование кок социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура

§ 1. Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" — "дитя'', "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие де­тей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольно­наемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя полу­чили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии":

"... книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые переда­вались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговор­ках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (напри­мер: "Повторение — мать учения", "Яблоко от яблоньки неда­леко падает", "Век живи — век учись" и т. п.), составивших со­держание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного челове­ка. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, уста­навливает причинные связи между явлениями. Она не столько опи­сывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогичес­кую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценно­сти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры на­рода, его педагогической ментальности и сегодня составляет осно­ву научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утвер­ждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, кото-

 

рое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции.

Объект — предмет познания и де­ятельности человека, субъекта.

Представители первой из них считают, что педагогика —

междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятель­ную теоретическую науку, т. е. как область отражения педаго­гических явлений. В педа­гогике в этом случае оказываются представленными самые раз­ные сложные объекты действительности (космос, культура, по­литика и др.).

Психология — наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисцип­лины, функция которой состо­ит в опосредованном использо­вании знаний, заимствованных из других наук (психологии, ес­тествознания, социологии и

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, про­цессах, общественных группах.

др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При таком подходе не может быть разработана целостная фун­даментальная основа для функ­ционирования и преобразова­ния педагогической практики. Содержание такой педагогики

Фундаментальный — основной. Фрагментарный — отрывочный.

составляет совокупность фрагментарных представлений об от­дельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой пе-

 

гогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.