Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки государственного управления




Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея госу­дарственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в реше­нии проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных ти­пов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его актив­ным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает пре­жде всего, что в стране проводится единая государственная по­литика в области образования, зафиксированная в законе Россий­ской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соот­ветствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т. е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связыва­ются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение мате­риальных, финансовых проблем системы образования. Организа­ционной основой государственной политики в области образова­ния является Федеральная программа развития образования, при­нимаемая высшим органом законодательной власти — Федераль­ным Собранием РФ на определенный промежуток времени.

Федеральная программа является организационно-управленче­ским проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тен­денций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий со­стояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятель­ности, и организационный, определяющий основные мероприя­тия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ

"Об образовании":

гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности. Воспитание гражданственности и любви к Ро­дине;

единство федерального, культурного и образовательного про­странства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонацио­нального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся воспитанников;

светский характер образования в государственных, муници­пальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учре­ждений'.

Государственный характер управления образованием проявля­ется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, со­циального, имущественного и должностного положения, социаль­ного происхождения, места жительства, отношения к религии,

убеждений.

См.: Закон РФ "Об образовании". — М., 1992.

Органы управления образованием на местах проводят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образо­вательных стандартов, включающих федеральный и националь­но-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образовани­ем состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и са­мореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие госу­дарственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления — министерства образова­ния, управления образованием в краях, областях, автономных ок­ругах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; го­сударственная аккредитация образовательных учреждений, расши­рение границ общественной аккредитации; аттестация педагогиче­ских кадров; формирование системы образования в стране и кон­кретном регионе, определение перечня профессий и специально­стей, по которым ведется профессиональная подготовка; финан­сирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработ­ка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений;

контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образова­нием наиболее характерен процесс децентрализации, т. е. пере­дача ряда функций и полномочий от высших органов управле­ния низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкрет-

ных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.