Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами




Эффективность управления педагогическими системами в зна­чительной мере определяется наличием достоверной и необходи­мой информации. Объективность и полнота информации проти­вопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность све­дений о состоянии системы и окружающей среды (Ю. А. Кона­ржевский, Л. И. Новикова).

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т. е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, опе­ративное регулирование их выполнения. В педагогических систе­мах недостаток информации чаще ощущается в области воспита­тельной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особен­ностях направленности личности, ее становления в учебной и вне­учебной деятельности, характера, способностей и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информаци­ей, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и исполь­зования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельно­сти активно использует наблюдение, анкетирование, тестирова­ние, работу с инструктивными и методическими материалами. С

 

внедрением технических средств и компьютеризации существен­но сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разра­ботке и внедрении внутришкольной информационной техноло­гии управления, использовать которую могли бы как руководи­тели школы, так и учителя.

В управлении педагогической системой важна любая инфор­мация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распреде­лена по различным признакам: по времени — ежедневная, еже­месячная, четвертная, годичная; по функциям управления — ана­литическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вне­ведомственная; по целевому назначению — директивная, ознако­мительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система является самостоятельной развиваю­щейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компо­нентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, вли­ять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достиже­ние целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и ме­тодов ее реализации. Функционирование педагогической систе­мы возможно при соответствующих социально-педагогических ус­ловиях. Как и всякая система, педагогическая система характе­ризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы долж­ны быть представлены как необходимые и достаточные для ее

оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системооб­разующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функцио­нирования — социально-педагогическими и временными условия­ми; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, кон­тролем, регулированием и корригированном.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организа­торов образования, должностных лиц, учителей, учащихся долж­на быть в равной мере направлена на выработку целей и дости­жение результата, на создание условий формирования педагоги­ческого и ученического коллективов, на отбор содержания и ис­пользование разнообразных средств, форм и методов учебно-вос­питательной работы. В таком случае управление позволяет сохра­нять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.