Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия целей в педагогике




Цель как компонент педагогической деятельности

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвос­хищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В физиологической теории П. Анохина цель — это модель потребного будущего, образ требуемого резуль­тата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое пред­ставление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоре­тическое и практическое значение. Педагогический процесс — это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить во­люнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагоги­ки. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, которое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности. Имманентная философия утверждает: цели определяются внут­ренними потребностями индивидуальности, зависят от индивиду­альной природы личности. Материалистический подход говорит:

цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогиче­ской системы.

Педагогические цели могут быть разного масштаба и состав­ляют ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разраба­тываются специалистами, принимаются правительством, фикси­руются в законах и других документах. Следующая ступень — цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец цели отдель­ной темы, урока или внеурочного мероприятия.

В педагогике принято различать также собственно педагогиче­ские задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое: был слабым читателем, не интересовал­ся литературой — стал развитым подготовленным читателем худо­жественной литературы. Эти цели описывают задаваемые качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: напри­мер, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.