Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности и его факторы. Развитие личности — однаиз главных категорий в психоло­гии, педагогике




Развитие личности — однаиз главных категорий в психоло­гии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. Развитие понимается как процесс количест­венных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возра­сту протекает в следующих аспектах: физическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение соци­альных ролей и др.).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Имеются две основные позиции на этот счет. Биологизаторская позиция объясняет развитие как процесс биологического, природного, на­следственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторе­ние всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез- Согласно 3. Фрейду, в основе раз­вития человека тоже лежат биологические процессы, проявле­ние в разных формах либидо — полового влечения.

Некоторые представители бихевиоризма (Э. Торндайк) утвер­ждали, что развитие ребенка предопределяется врожденными инс­тинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале XX века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования де­тей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями. На самом деле, по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретен-

ный при жизни. Даже многие западные ученые считают биологизаторскую концепцию развития ошибочной, а практику деле­ния детей на потоки по результатам тестирования вредной, поскольку она ущемляет права детей на образование и развитие.

В проблеме развития личности имеется социологизаторский подход, согласно которому развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определен­ной социальной среде. Вывод делается тотже: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному. Тот и другой подход имели место в советской науке в 20—30 годы в рамках науки о ребенке и его развитии, которая носила название педология.

Материалистический подход утверждает, что развитие лич­ности протекает под воздействием двух факторов: биологическо­го (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Но между ними нет равенства. Природные данные составляют основу, возможность для развития, имеются как задатки к нему. Преобладающее значение имеют социаль­ные факторы. Однако среди них отечественная наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно ру­ководит развитием. Как сформулировал Л.С. Выготский, обучение влечет за собой развитие.

К внутренним факторам развития личности относят актив­ность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами стано­вятся источником развития.

Учителю важно знать психологию развития личности, воз­растные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя це­ли, содержание и средства педагогической деятельности с конк­ретными детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.