Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология обучения




Технология обучения (педагогическая технология) — новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроиз­водимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризу­ется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью

учебной деятельностью, невозможностью повторения обучаю­щих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.

Специфические черты технологии обучения:

разработка диагностично поставленных целей обучения;

ориентация всех учебных процедур на гарантированное до­стижение учебных целей;

оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

воспроизводимость обучающих процедур.

Постановка диагностичных целей обучения. Для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, то есть определять их через результаты, выражен­ные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно, «неинструментально»: «изучить теорему», «реше­ние квадратных уравнений», «выразительно читать текст», «озна­комить с принципом действия». Эти цели не описывают результата обучения, достижение их трудно проверить. В диагностично постав­ленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и пр. (см;текст 10.2).

Технология обучения ориентируется на гарантированное до­стижение целей и идею полного усвоения путем обучающих процедур. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются прове­рочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка, — текущий контроль, коррек­тировка и повторное, в других операциях обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов. Текущие оценки делаются по типу «усвоил — не усвоил». Итоговые разъясняются каждому ученику. Аналогичным образом поступает В. Шаталов. Ядру знаний (минимуму учебных элементов) он обучает всех. Концепция полного усвоения дает высокие результаты, но имеет ограничения: так изучается материал, поддающийся членению на единицы, последовательно связанные (математика, граммати­ка, естествознание) усвоение происходит в основном на репро­дуктивном уровне.

Для перехода от репродуктивных умений к поисковым пред­лагается такой вариант обучения.

1. Сообщение необходимых знаний.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне.

2.1. Демонстрация деятельности в целом и по элементам (это можно совместить с сообщением знаний по принципу «демонстрация+объяснение»).

2.2. Организация отработки умения в упрощенных усло­виях.

2.3. Организация самостоятельной практики с непрерыв­ной обратной связью и положительной оценкой учителя.

3. Переход к поисковой, продуктивной фазе.

3.1. Организация проблемных ситуаций — решение кон­кретных задач, имитационное моделирование.

3.2. Обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой.

Изложенное может служить для учителя опорой при изуче­нии раздела, темы.

Существенной чертой технологии обучения является воспро­изводимость обучающего цикла, то есть возможность его повто­рения любым учителем. Цикл обучения содержит следующие моменты: установление целей обучения; предварительная оценка уровня обученности; обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Учебный процесс приобретает в этом случае модульный характер: складывается из блоков-модулей, каждый из которых представляет цикл обучения по теме.

Обратная связь, объективный контроль знаний — существен­ная черта технологии обучения. Измерение уровня усвоения знаний и их оценка в настоящее время носят неопределенный и субъектив­ный характер: в программах результаты обучения описаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя. Это является причиной формализма в оценке знаний. Однако отказ от оценки знаний вообще невозможен: учет успеваемости — один из компонентов управления дидактическим процессом и всей обучаю­щей системой. Решение проблемы состоит в разработке диагно­стичных целей обучения, создании измерительных «приборов» и процедур измерения степени усвоения, речь идет о тестах — стандартных заданиях для каждого уровня обучения. Конт­рольные процедуры могут быть автоматизированы, и постепен­но изжито «глазомерное» измерение и оценка знаний. Одной из

задач технологии обучения является создание текущих и итого­вых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения.

Перечисленное выше относится к достоинствам технологии обучения, однако имеются и недостатки. К ним относится ориен­тация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскива­ние, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик — робот, а учитель — компьютер.

Для преодоления последнего недостатка имеются приемы дидактического конструирования, направленные на прогнозиро­вание психологии учеников в ходе обучения, предвидение мысли­тельных операций, характера восприятия, реакций на обучающие акты, затруднения. Один из приемов — «моделирование мышле­ния». В плане урока учитель указывает виды и способы учебной деятельности детей. Он описывает возможные затруднения, мыс­лительные ходы учеников, упорядочивает записи, в результате видит материал глазами учащихся, что позволяет ему соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, наметить варианты обучения. '

Технология обучения дала толчок развитию «практической» дидактики — созданию обучающих систем, готового продукта, пакета документов и средств, дидактических и технических, позво­ляющих учителю «среднего» уровня давать высокие результаты. В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ори­ентируются ни использование компьютера в обучении, то основу пакета документов должен составлять программный продукт — дискета со всеми материалами для реализации процесса обучения. На основе технологии обучения развивается модульное обучение и применение технических средств обучения: от простейшего компь­ютера с обучающей программой до сложных телекоммуникацион­ных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.